Занимательный русский язык
рабочая программа на тему
Рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671820, п.Наушки Кяхтинского района РБ, ул.Железнодорожная,4 |
тел. (8-301-42) 94-7-34, |
Согласовано: ____________ Утверждаю_________________
Зам.директора по ВР: Е.И.Зимирева Директор А.А.Ванкеева
«____»_________________2017 г. «____»_______________2017 г.
Программа дополнительного образования
«Занимательный русский язык»
Разработчик:
Цыдыпова Ольга Николаевна,
ФИО учителя
учитель начальных классов,
должность
п. Наушки
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружковой работе «Занимательный русский язык» составлена на основе:
- комплекса учебно-развивающих пособий курса «Занимательный русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам».
- авторскому пособию Л.В. Мищенкова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» М.:РОСТкнига, 2014.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа рассчитана для учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Этапы реализации программы кружка:
- подготовительный;
- непосредственно реализация;
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы кружка:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаций.
Универсальные учебные действия 4 класс.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса «Русский язык».
Обязательный уровень:
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Повышенный уровень: формирование чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные результаты освоения программного материала.
Обязательный уровень:
- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты;
- различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения, в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
- применять при письме правила: орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
- практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- в различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Повышенный уровень:
- производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте,
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:
Обязательный уровень:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Повышенный уровень:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
Обязательный уровень:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства, з том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Повышенный уровень:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
Обязательный уровень:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Повышенный уровень:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-методическое обеспечение
Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык. 4 класс. Рабочие тетради в 2 ч. — М., РОСТ.
Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык.. 4 класс. Методическое пособие для учителя. — М., РОСТ.
Материально-техническое обеспечение
Специфическое сопровождение (оборудование):
- справочники, энциклопедии;
- словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов
Электронно-программное обеспечение:
- DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;
- презентации по русскому языку.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плееры;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- интерактивная доска;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Развиваемые способности |
1 | И снова о русском языке | Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, артистические способности. | ||
2 | Крылатые слова и афоризмы | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображение, речь | ||
3 | Копилка занимательных заданий | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторские способности | ||
4 | Игротека | Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, фонематического слуха, чувство рифмы | ||
5 | Об именах, о русских фамилиях. | Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, чувства рифмы, воображения, артистические способности. | ||
6 | В поисках сбежавших головоломок. | Развитие внимания, мышления, воображения, речь. | ||
7 | Игротека. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь. | ||
8 | Мы играем в логогрифы. | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, чувства рифмы. | ||
9 | Учимся распознавать речевые ошибки. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти. | ||
10 | Коллекция заморочек. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь. | ||
11 | Игротека | Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей. | ||
12 | Ох уж эти фразеологизмы. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации. | ||
13 | Работаем над рифмами. | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, речи. | ||
14 | Словесные забавы. Игротека. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей, речи. | ||
15 | Продолжаем работу над фразеологизмами. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, чувства рифмы, речи, расширить словарный запас. | ||
16 | Русские пословицы и поговорки. | Развитие внимания, мышления, воображения, расширить словарный запас. | ||
17 | Ассорти для любителей русского языка. | Развитие внимания, мышления, памяти, пространственной ориентации, речи. | ||
18 | ЧАСТЬ 2. Игротека. | Развитие внимания, мышления, памяти, артистических способностей, речи. | ||
19 | И снова о фразеологизмах. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи. | ||
20 | Однородные члены предложения. | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, речи. | ||
21 | Ошибочка вышла. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи. | ||
22 | Игротека. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, конструкторских способностей, речи. | ||
23 | Про омонимы и их разновидности. | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, пространственной ориентации, расширить словарный запас. | ||
24 | Еще много фразеологизмов. | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей. | ||
25 | В стране перевертундии. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, пространственной ориентации, чувства ритма и рифмы. | ||
26 | Игротека. | Развитие внимания, мышления, речи, конструкторских способностей. | ||
27 | Что такое «паронимы». | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей. | ||
28 | Запоминаем словарные слова. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи. | ||
29 | 31 июня. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей. | ||
30 | Игротека. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей. | ||
31 | Повторяем… | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, расширять словарный запас. | ||
32 | Повторяем, повторяем… | Развитие внимания, мышления, воображения, расширять словарный запас. | ||
33 | Повторяем, повторяем, повторяем… | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей. | ||
34 | Повторяем, повторяем | Обобщение пройденного за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-59252-1352810361.jpg)
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-68270-1423987726.jpg)
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-89884-1402756001.jpg)
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909988-1490694290.jpg)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-601647-1581925068.jpg)
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...