Главные вкладки

    Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков
    материал на тему

     

    Интегрированный  курс по истории и музыке

    « Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков».

     

     

     

    «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

                                         Д.С.Лихачев

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_kurs.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный  курс по истории и музыке

    « Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков».

    «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

                                         Д.С.Лихачев

    Авторы: Балачий Н.В.

    учитель  начальных классов и музыки

    МКОУ СОШ № 5

    Кочубеевского района

    Эсеналиева И.Б.

    учитель истории и обществознания

    МКОУ СОШ № 5

    Кочубеевского района

    Адрес: Ставропольский край

    Кочубеевский район

    с. Балахоновское пл. Гетало, 1

    МКОУ СОШ № 5

       

     Пояснительная записка.

    Помните: прежде чем стать гражданином страны,

    надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать  прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.

       Кавказ – территория  древнейшей культуры, стоящей между цивилизациями Востока и Запада. В настоящее время на территории Северного Кавказа проживает свыше 100 наций и народностей, каждая из которых имеет свои традиции.  В связи с этим остро встает вопрос о необходимости сближения и взаимопонимания детей разных национальностей, формирование у них  толерантной позиции в условиях межкультурного диалога.

       Согласно Декларации ЮНЕСКО, «толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Особое внимание в программе уделяется вопросу  этнической толерантности школьников в условиях сельского социума,  так как толерантность «начинается с принятия самого себя как личности, самоуважения, самоценности».

        На практических занятиях по курсу « Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков» вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа. Проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Обращается внимание школьников на то, что признание «другого» (человека, мнения, идеи) состоит в осознании права — быть «другим», отличным, особым. Развивается умение видеть и понимать «другое/другого»; способность смотреть на мир одновременно с двух точек зрения: «другой» и собственной. Следующим важным моментом является то, что формирование толерантной позиции детей и подростков наиболее эффективно в условиях межкультурного диалога ровесников. Практическая работа по курсу направлена на создание ситуаций непосредственных встреч школьников с носителями иного языка и иной культуры во внеклассной среде (к примеру, в процессе таких «совместных» мероприятий, как вечера дружбы, театральные спектакли и фестивали). На каждом занятии обязательно присутствие этногеографической карты.

       В списке литературы издания сгруппированы по принципу общности содержания или соответствия поставленным вопросам.

       При подготовке сообщений (10-15 мин.) возможен свободный выбор литературы, как из основного, так и из дополнительного списка. Тематика предлагаемых сообщений может быть расширена путем рассмотрения какого-либо отдельного этноса или этнографического сюжета.

       Программа курса рассчитана на   17  часов.

       Данный курс содержит познавательный, развивающий, воспитывающий компоненты. Познавательный компонент включает в себя ознакомление и расширение представлений учащихся об истории, культуре и быте народов. Развивающий компонент предполагает усовершенствование     навыков    устной и письменной речи, получения и систематизации информации, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Воспитательный компонент предполагает понимание и принятие учащимися главных ценностей разных народов и понимание их самобытности, новое осмысление человеческой истории, что в свою очередь способствует воспитанию уважения к разным народам, бережного отношения к внутреннему миру отдельного человека.

    Цели

    1. Изучение истории, культуры, традиций народов Северного Кавказа.
    2. Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре, обычаям народов проживающих на территории сельского совета. Воспитание носителя культуры, творческой активности у детей.

    Основные задачи:

    1. Формирование системы личностно значимых исторических знаний, отражающих природную и социально-экономическую уникальность территории Северного Кавказа.
    2. Формирование патриотизма и гражданской ответственности по отношению к пространству малой родины и России.
    3. Формирование опыта исторически целесообразного поведения на конкретном территориальном уровне.
    4. Привлечение внимания учащихся к истории как важнейшей гуманитарной дисциплине.
    5. Развитие навыков свободного самостоятельного суждения, независимого и оригинального сравнительно-исторического размышления по этнологической проблематике.
    6. Развитие опыта познавательной, коммуникативной и практико-ориентированной деятельности школьников.
    7. Рассмотрение культурно-исторического процесса как совокупности равноправных и разнонаправлено развивающихся культур.
    8. Рассмотрение богатства и многообразия  музыкальной культуры  разных народов Северного Кавказа.

    № занятия

    Тема

    Формы и методы работы.

    Кол-во часов

    1

    Национальный состав населения Северного Кавказа и этика толерантности

    Лекционная с элементами аналитической работы по карте «национальный состав Северного Кавказа» и  таблицы «Классификация языков»

    1 час

    2-3

    Русские: особенности культурно-хозяйственного развития, традиционная духовная культура.

    Лекционная с элементами беседы, практическими заданиями.

    2 часа

    4

    Духовные границы народной жизни казаков.

    Практическое занятие с применением ИКТ и ролевыми играми. Постановка сценки Старинного свадебного обряда, знакомство  с бытом, стихией характеров, изгибами и оттенками чувств, волнений, страданий, народного казачьего говора, веселий изображаемого народа.

    1 час

    5-6

    Исторически сложившиеся традиции и обычаи украинского и белорусского народов

    Лекция с содокладами учащихся (по опережающим заданиям.)Музыка народов.

    2 часа

    7-8

    Культурное наследие Закавказских народов.

    Армяне  Азербайджанцы Грузины

    Сообщение учителя о древнейшей культуре закавказских народов, о вероисповедании, традициях. Практическая работа: составление сравнительной таблицы, сопоставляющей общие и различные черты жизни народов. Национальный колорит музыки - отражение в музыке характера народа, особенностей народной речи.    

    3 часа

    9-11

    Традиции и обычаи горских народов.

    Черкесы

    Абазины

    Карачаевцы

    Практическое занятие.

    3 часа

    12

    Вхождение народов Северного Кавказа в состав России и проблема межнациональных отношений.

    Дискуссионная работа с использованием содокладов учащихся 9-11 классов по проблемам межнационального и межконфессионального характера. Составление аналитической таблицы на основе мини - социального опроса.

    1 час

    13-14

    Народы Великой степи.

     Ногайцы, татары.

    Лекционная с элементами беседы. Учащиеся вспоминают изученный на уроках истории материал, самостоятельно выполняют блок-схему «Образование и распад Ногайских Орд». Песенные жанры и музыкальный инструментарий народа.

    2 часа

    15-16

    Народы Дагестана

    Лекционная с элементами беседы. Приглашение на занятие представителей данных национальностей: учащиеся заслушивают рассказы гостей, задают вопросы, знакомятся с культурой и музыкой народов Дагестана.

    1 час

    17

    Фестиваль дружбы

    Музыкальный калейдоскоп. Урок-концерт.

    1 час

    Урок №1 «Национальный состав населения Северного Кавказа и этика толерантности».

    Познакомить учащихся с особенностями национального состава Северного Кавказа.

    Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории Северного Кавказа  и населяющих её народов.

    Отработать умение обобщать и систематизировать знания. Рассмотрение богатства и многообразия  музыкальной культуры  разных народов. Музыкальный язык понятен всем народом без перевода.

    Урок №2-3 «Русские: особенности культурно-хозяйственного развития, традиционная духовная культура».

    Расширить представления о многовековой истории; установить новые связи между явлениями прошлого и настоящего времени; подвести к выводу о том, что русский народ отличает своя уникальная история, имена великих людей и своя культура.

    - развитие коммуникативных и интеллектуальных навыков учащихся, способствовать расширению кругозора школьников по знанию истории, развивать умения учащихся высказывать и защищать свою точку зрения, быстро и кратко давать ответы на поставленные вопросы.

    -способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание чувства патриотизма, любви к родине. 

    -изучение истоков русской музыкальной культуры, познакомить учащихся с многообразием  русской народной музыки, взаимосвязью ее  с бытом, знакомить с народными инструментами.

    Урок №4 «Духовные границы народной жизни казаков».

    Познакомить детей с бытом, стихией характеров, изгибами и оттенками чувств, волнений, страданий, народного казачьего говора, веселий изображаемого народа, через постановку старинного свадебного обряда. Воспитывать гражданина России, уважающего, любящего и понимающего историю своего Отечества и народы, проживающие в нем.

    Анализировать события, факты, используя презентацию, синтезировать полученные знания делать выводы по изученному материалу.

    Применять свои знания на практике. 

    Знакомство с музыкальным фольклором  кубанских казаков.

    Особое внимание уделить яркому национальному колориту казачьих народных песен (походных, плясовых, шуточных, обрядовых).

     

    Урок №5-6 «Исторически сложившиеся традиции и обычаи украинского и белорусского народов»

    Познакомить учащихся с особенностями культурного наследия данных народов.

    Развивать умение сравнивать исторические факты и явления в различных странах, выделяя сходство и особенности.

    Использовать знания по истории дать справку об образовании украинского и белорусского народов. 

    Познакомить учащихся с украинскими и белорусскими песнями, народными инструментами, сказаниями.

    Урок № 7-8 «Культурное наследие Закавказских народов. Армяне  Азербайджанцы. Грузины»

    Знакомство с историей взаимоотношений народов Закавказья с Российским государством.

    Раскрыть на примерах положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

    Формирование у учащихся терпимости, широты мировоззрения, гуманизма. Музыка – отражение характера народа.

    Познакомить  учащихся с песнями, танцами, самобытной поэзией (преданиями, мифами, сказками о народных музыкальных инструментах).

    Урок № 9-11 «Традиции и обычаи горских народов Северного Кавказа. Черкесы. Абазины. Карачаевцы»

    Знакомство учащихся с понятием «диалог культур». Особенностями исторического и культурного  наследия народов Кавказа. Взаимоотношения горских народов с Российским государством в XIX веке.  Знакомство с карачаевской  музыкой (традиционное пение карачаевцев, древняя музыка, искусство карачаевских певцов-сказателей, обрядовые, семейно-бытовые  и другие песни),музыкальный фольклор черкесов и абазин.

    Урок № 12 «Вхождение народов Северного Кавказа в состав России и проблема межнациональных отношений»

    Знакомство с причинами межнациональных отношений, ходом военных действий и последствиями войны для народов Кавказа и судеб Российского государства. Развитие навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов), выявление причинно-следственных связей, аргументированного изложения своего мнения. Формирование учащимися собственной позиции в отношении кавказской проблемы. 

     

    Урок № 13-14 «Народы Великой степи. Ногайцы. Татары»

    Изучить этногенез татаров и ногайцев, образование и распад ногайских орд; возникновение этнонима «ногай» ногайский народ.

    Развивать умение анализировать и сравнивать исторические события в разных странах, выделяя сходство и различие.  Познакомить с  музыкальным фольклором ногайцев и татар.

    Урок № 15-16 «Народы Дагестана»

    Знакомство с историей, культурным наследием народов Дагестана. Встреча с носителем культуры, беседа об основных обрядах: свадьба, рождение ребенка. Приобрести навыки предметного общения с людьми разных поколений. Показать неразрывность истории края с историей России и мировым историческим процессом. Сходство и различие культурных традиций дагестанского народа.

    Урок № 17 «Фестиваль дружбы народов Кавказа».

    Выяснить характер взаимоотношений между представителями разных национальностей в классе, формировать национальную толерантность, воспитать понимание того, что «другой - это всегда интересно».  Подготовить и провести урок-концерт, на котором будет представлена вся музыкальная  палитра народов Северного Кавказа.

    Общая литература

    1. Баныкина С.В., Егоров В.К. Учимся толерантности. - М., 2007. С. 27-32.

    2. Булгарова М.А.  Ногайская топонимия.- Ставрополь,1999. С. 35-48.

    3. Всемирная история. Энциклопедия.- М., 2006.

    4. Гаазов В. М. Ставрополь и его окрестности. Ставрополье в названиях. - Можайск, 2006.  С.447-482

    5. Калмыков И.Х. Историко-этнографический очерк «Ногайцы». – Черкесск, 1988. С. 57-64

    6. Капаев И. Уплывающие тени. – Ставрополь, 1999. С.12-18

    7. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. –Ставрополь, 2001 С.16-28, с.72-83.

    8. Минаева Т.М. К вопросу о половцах на Ставрополье в названиях. 2006- Ставрополь, 1964. С.171

    9. Народы России: энциклопедия.- М., 1994.

    10. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л., 1990.  

    С. 3-17.

    11. Твалчрелидзе А.  Ставропольская губерния. – Ставрополь 1991.С.46-48

    12. Традиционные жилища народов России.- М., 1997.

    13. Федоров-Давыдов   Г.   А.   Кочевники   Восточной   Европы   под   властью   золото - ордынских ханов.- М., 1966. С. 248.

    14. Энциклопедический словарь Ставропольского края. – Ставрополь, 2006.

    15. Б.Б.Карданова. Национально-региональный компонент в общеобразовательной школе. - Карачаевск, 2008.

    17. Литература народов Северного Кавказа : художественное пространство, диалог культур: материалы всероссийской научной конференции. -  Карачаевск, 2008.

    18.Н.Леонова. Волшебные инструменты. – М., 1989.

    19. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.,1985.

    20. Музыкальные вечера в школе. – М., 2001

    21. Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1984.

    22. Словарь иностранных музыкальных терминов. – М., 1989.

    23. С. Газарян. В мире музыкальных инструментов. -  М., Просвещение, 1989.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие школ на Северном Кавказе – долгий путь ко всеобщей грамотности

    Вовлечение народов Северного Кавказа в орбиту экономической, политической жизни России  XIXвека оказало влияние на развитие их культуры. Оно повысило классовое и национальное самосознание трудящи...

    Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"

    Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...

    северный кавказ

    презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Россия - многонациональная страна"...

    Проект "Музей под открытым небом "Сквозь призму веков"

    Городской проект "Музей под открытым небом "Сквозь призму веков"...