Обзор учебных методических комплектов
план-конспект урока (3 класс) на тему

План - конспекта урока 2 класса

Тема урока: "Цветы"

Цели и задачи: развитие эстетического отношения к действительности.

Материалы к уроку: Для учителя: методические таблицы "Палитра весенних цветов". "Последовательность работы акварельными красками в изображении весеннего цветка" Иллюстрации, фотографии цветов, живые цветы.

                                      Для учащихся: художественные материалы - акварельный краски,  кисти, карандаш, цветные мелки (восковые) и бумага. 

                                                            Ход урока.

I. Организация рабочего места.

II. Приветствие.

  1. * Здравствуйте!

- Здравствуйте!

* Какой сейчас урок?

- рисование.

* Какое сейчас время года?

- весна.

*Какой сейчас месяц?

- май

* Что появляеться весною?

- цветы.

* Какие цветы вы знаете?

- ромашки, одуванчик, ландыш тюльпан и т.д.

* А какие сказочные цветы вы знаете?

- "Аленький цветочек", "Цветик - семицветик"

* Молодцы! Сегодня наша тема урока "Цветы"! Мы будем рисовать цветы.

III.  Беседа "ЦВЕТЫ"

* Отгадайте загадку.  Есть один такой цветок. Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка: Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик).

Белые горошки Назеленой ножке. (Ландыш)

Шел я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белого лучи. (Ромашка.)

* Где растет ромашка?

- в поле.

* Какой формы ромашка?

- круглая.

* Что в середине цветка?

- круг

* Какого цвета ромашка?

-белая.

* Какого цвета серединка у ромашки? 

- желтая. 

* Что на цветке? 

- лепестки.

* На чем держится цветок?

-  на стебле.

Что еще есть на стебле?

- листочки.

IV. Работа на доске.

Показать цветы. (Открытки, картинки с цветами). Учитель показывает акварельные работы, этапы работы над рисунком. Компоновка рисунка (работа на доске).  

Этапы: 1) Намечаем общую форму цветка.

               2) Уточняем  расположение лепестков, форму листьев.

V. Самостоятельная работа.

- Самостоятельно рисуем цветы. Сначало рисуем цветы карандашом, а потом (мелками) и красками). Работа учителя на бумаге.

VI. Итог урока.

Выставка детских работ. 

* Смотрите, как мы нарисовали цветы

* У нас получилось?

*Какая работа вам больше понравилась?

*Спасибо за урок. Вы все молодцы!

VII. Словарная работа. - Цветок, -Круговая, -Круг, -Лепестки, - Стебель, Лист, - Листок, -Белая, -Желтая, - Одуванчик, - Ромашка, -Ландыш.

IIX. Список литературных работ

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  УМК «Школа России»

Русский язык 2 класс

на тему «Главные члены предложения»

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая и интерактивная доска, считыватель, карточки.

     

Выполнила: М.А. Афонова
Преподаватель начальных классов.

 Технологическая карта изучения темы

Тема

Главные члены предложения (основа).

Цели

Образовательные:

Помочь детям: ввести понятие «главные члены предложения», развивать умение выделять главные члены предложения;

 закрепить умение составлять предложение из отдельных слов, определять знаки препинания в конце предложения; выделять логическое ударение; способствовать воспитанию умения слушать и составлять предложение.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Выделять логическое ударение; способствовать воспитанию умения слушать и составлять предложение.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Главные члены предложения (основа).

Межпредметные связи

Русский язык, литература.

Ресурсы:

основные

дополнительные

- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса;

- карточки со словарными словами

- электронные физкультминутки, обучающая программа

- алгоритм самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности        

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

10

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы, чтение текста. (Уч., с. 22 упр. 4).

Организует проверку усвоения знаний.

Ответы на вопросы, чтение текста.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Чистописание.

Словарная работа

кошка   кошка  кошка

Родина, скоро, быстро, ветер, ветерок.

С комментированием.

Записывают по образцу.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

Актуализация знаний и выявление индивидуаль

ных затруднений.

Из группы слов образует предложение.

(Учебник, с. 29 упр. 29)

Списывают предложение.

  

Организует актуализацию умений в умении  писать с комментированием.

Осмысливают информацию.

Определяют тему и цель урока.

10

10

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД).

Первичное усвоение учебного материала.

1. Обучающий видеоролик.

(Обучающий диск).

2. Правило.

(Учебник, с. 29)

Организует усвоение учениками нового способа действий с опорой на имеющиеся знания.              

Выполняют тренировочные упражнения.

Умеют опреде

лить тему.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Осознание и осмысление учебного материала.

1. выделение основы предложения.

(Обучающий ролик.)

2. Учебник, с. 29 упр. 30.

Организует  первичное закрепление.

Учатся выделять основу.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Систематизация знаний и умений.

1.Правило.

  (Учебник, с. 30)

Физкультминутка

А сейчас мы с вами немножко отдохнём.
Лежебока черный кот (двумя руками проводят по животу, потянуться)
Отлежал себе живот (прогнуться)
Распустил красивый хвост (показать хвост)
Мягко лапками пошел (идут по кругу на носочках)
Мышку серую нашел (прыжок вперёд)

Организует закрепление.

Знакомятся с правилом.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

Применение знаний и умений.

1. Выделение основы с аргументированием. Делают выводы.

Осенью журавли улетают на юг.

Организует закрепление.

Объясняют, как нашли основу..

Умеют обосновывать свой ответ.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Письмо с комментированием и выделением основы.

  (Учебник, с. 30 упр. 32)

Организует составление совместного плана действий.

Организует выявление места и причины затруднений, составление рассказа.

 Составляют предложения, записывают.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД

Домашнее задание.

Рабочая тет., с. 12

  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует рефлексию.

Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Оцените свою деятельность на уроке.

Умеют оценивать свои действия.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



Предварительный просмотр:

Рекомендации и упражнения на сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, которые можно рекомендовать для занятий:

  1. Упражнения на сенсорное развитие.
  • Задача: Научить ребёнка складывать пирамидку.

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками или кольцами и предлагает собрать пирамидки. Взрослый собирает одну пирамиду , ребёнок другую.

Цель, чтобы ребёнок собирал пирамиду самостоятельно.

  • Задача. Развитие у ребенка представлений о форме
  1. Упражнение развитие общих движений
  • Задача. При переносе равновесия вперед при ходьбе на цыпочках усиливается мускулатура задней части тела, что позволяет ребенку лучше держать равновесие.

Методика. Покажите ребенку возможность-стать повыше, если встать на цыпочки. Пройдите на пальцах через всю комнату. Побудите ребенка попытаться повторить это упражнение. Если он не может самостоятельно идти на пальцах, то возьмите его руки и потяните ребенка вверх. Он должен тянуться до тех пор, пока не встанет на цыпочки.

Подвесьте какой-нибудь предмет, который ребенок должен достать. Поиграйте вместе в ролевую игру: «маленький» (на корточках) — «большой» (на цыпочках), разыгрывая понятную для ребенка историю; похвалите ребенка, если он стоит на пальцах. Упражняйтесь, пока ребенок не сможет ходить на пальцах без посторонней помощи. Если возникают трудности, из-за того что неудобно стоять на пальцах в обуви, снимите ее с ребенка, учите его стоять на пальцах босиком.

Дополнительное упражнение. Инсценируйте песню, в которой по сюжету нужно ходить на пальцах (например, «Каравай»).

Результат. Ребенок может сделать несколько шагов на пальцах.

  • Игра "Целься и кидай"

Цель: формировать у детей навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений рук и ног.

Оборудование: доска, обтянутая ворсистым материалом и маленькие мячики - липучки.

Ход игры: детям предлагается метать шарики в доску. Взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей. Когда кончаются все шарики, дети отрывают их от доски, собирают в корзину.

Игра повторяется несколько раз.

Аналогично организуются игры "Попади в корзину", "Перекинь через верёвочку" и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.

  • ходьба по наклонной доске без помощи взрослого;
  • бег с координацией «рука-нога»;

3. Упражнения в формировании предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности

  • Игра «Единица»

Цель игры: Научить ребенка различать графические изображения, развить его мышление, творческие способности и внимание.

Оборудование: Белый картон, краски, клей ПВА. (Необходимо смешать двух баночках клей с гуашью ( в одной банке гуашь должна быть черной, а в другой – любого другого цвета). Нарисуйте пингвина и единицу в виде единого целого).

Описание игры. Подготовленную еденицу, т.е. пингвина, покажите ребенку. Рассказывайте в виде импровизированной сказки о пингвинах, где они живут, чем питаються и т.д. Покажите ребенку где находятся разные части тела птицы. Ребенок должен несколько раз провести рукой по цифре, чтобы запомнить направление движения руки при ее написании. Затем положите перед ребенком большой лист бумаги. Помогите ему нарисовать привычную среду обитания для пингвина  (воду, льды и т.д.).Если вам непонятен рисунок ребенка, попросите его объяснить, что на нем изображено. А также подобным способом можно изучать все цифры. Ребенку очень понравится непринудительная форма игры.

  •    Игра «Ладошки»

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие понимания речи; развитие кистей рук.

Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление последовательности движений, сначала следует научить ребенка выполнять отдельные движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, вы сможете играть в «Ладошки».

– Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Ладошки вверх!

(кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(зажимаем ладони в кулаки).

Вначале следует выполнять серию движений медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

4. Упражнения на развитие речи

  • Называть числа до трёх

Задача. В ролевой игре ребенок должен учиться увиденному у взрослых, например ряд чисел произносить в правильной последовательности. У него формируется представление о серийности

Материал. Игрушечный телефон.

Методика. Предложите ребенку следующую игру: «Давай позвоним бабушке (папе, маме, другим знакомым ребенку людям)». Возьмите игрушечный телефон и объясните ребенку, что нужно набрать телефонный номер: «Я звоню: 1-7-3». Продемонстрируйте ребенку весь процесс набора номера и побудите его повторять числа вслед за вами. Упражняйтесь, пока ребенок не сможет повторять числа с вашей помощью. Дайте ребенку возможность набирать номер и при этом говорить числа (цифры на телефоне не имеют в данном случае никакого значения). Набирайте другие номера так, чтобы ребенок учился удерживать в памяти другие последовательности чисел. Постепенно прекращайте помогать ребенку.

В случае если последовательность из трех цифр еще трудна для запоминания, то возвратитесь к упражнению с использованием двух цифр.

Результат. Ребенок называет последовательно три цифры.

  • Игра "Кто это?"

Цель: учить ребенка узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на изображения в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: "Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя" (взрослый жестом показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, взрослый берет его руку в свою и помогает ему совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркале. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить "Я".

  • Игра "Это мое!"

Цель: учить ребенка выделять себя, понимать и употреблять местоимение "мое", подражать действиям взрослого.

Оборудование: одежда детей.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хорошо знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: "Это мой платок. Мой". Затем он поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: "Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?" Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: "Моя кофта" или "Моя". Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: "Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!" Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей, которые на вопрос "Чья кофта?" произносят свое имя, а не личное местоимение. (Важно научить ребенка показывать на себя жестом).

  • Игра "Я - ТЫ"

Цель: закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения "я", "ты", называть свое имя и имя сверстника.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: "Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!" И после непродолжительной паузы: "Кто это?" (побуждая ребенка употребить местоимение "я" и назвать свое имя - "Я, Петя"). А это кто? (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). Да, это Ваня. Скажи, я Петя, ты Ваня". Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя ("я"), затем на сверстника ("ты"). То же должен сделать и ребенок.

Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.



Предварительный просмотр:

Дидактические  игры

Учититель начальных классов Афонова Мария Анатольевна

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека, так как язык и мышление были и продолжают быть тесно связанными с этими процессами.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но объяснять их.

На закономерность формирования у детей движений в процессе игры указывает в своих работах А.В. Запорожец; на формирование моральных привычек – З.В. Мануйленко; В.А. Горбачева, З.М. Истомина приходят к заключению, что у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З. Неверович[1].

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. С рождения его окружает множество звуков: речь людей, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова.

Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.

Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, малыш контролирует свою артикуляцию и стремиться приблизиться, «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.

Актуальной проблемой современной дошкольной дидактики является разработка системы развивающего обучения

Известно значение игры в жизни ребенка: «… В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» [2].

Личностные качества ребенка формируются  в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Какие же качества игры являются дидактическими ценностями?

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.

Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие, как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие.

Выготский Л.С.[3] писал, что ни в каком другом периоде своей жизни ребенок не выучивается столь многому, как в годы своих детских игр, и что игра для ребенка имеет большой смысл, что она точно соответствует его возрасту и интересам, включая в себя такие элементы, которые ведут к выработке навыков и умений.

Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманны и неинтересны для детей.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи, именно это, тот самый главный принцип, которого необходимо придерживаться при подборе игры для логопедической работы с ребенком.

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первое место мы ставим игры по развитию слуха, артикуляционной моторики, дыхания и голоса.

Игры на развитие дыхания и голоса мы условно отнесли к подготовительным, ссылаясь на то, что они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, а также могут быть полезны в случаях нарушения темпа, плавности речи и различных расстройствах голоса.

«Пузырь» - развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Дети встают тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Лопнул пузырь» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху.

«Эхо» – развитие силы голоса и речевого дыхания.

Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит различные гласные звуки или их сочетания: «ау» (уа, иа, ио и т.д.), а другая тихо отзывается. После нескольких повторов игры дети, стоящие в первой шеренге, тихо отзываются, а второй - произносят различные гласные звуки или их сочетания.

Игры для формирования правильного звукопроизношения мы подбираем на различные звуки и группы звуков, наиболее искажающиеся у детей.

  • «Насос» – автоматизация звука с.

В начали игры мы просим детей сесть на стулья, после чего говори им: «мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос, и будем накачивать шину: с-с-с…». Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая движению насоса.

  • «Знаешь ли ты эти слова?» – автоматизация звуков р, р´ в слогах и словах.

Мы предлагаем детям помочь нам закончить фразу. Кто из детей первый правильно произносит недостающий слог, тот получает фишку. Набравший большее количество фишек выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра); Кто мычит? Ко(рова); Вокруг парка за(бор); На дворе (трава), на траве (дрова); Где обедал во(робей)? В зоопарке у (зверей) и т.п.

  • «Помнишь ли ты стихи?» – автоматизация звуков в словах.

Мы читаем строки из песен, стихов или просто рифмованные строчки, а дети заканчивают их словами. Кто из детей первый правильно произносит недостающий слог, тот получает фишку. Набравший большее количество фишек выигрывает. Примерный перечень:

С         Сели дети на (салазки).

Как блестят весельем (глазки).

З         Зайку бросила (хозяйка).

Под дождем остался (зайка).

Ц         Зима не даром (злится) –

прошла ее пора.

Весна в окно (стучится)

И гонит со двора.

Ш         Я рубашку сшила (мишке),

Я сошью ему (штанишки).

Ж         Я на солнышке (лежала),

Носик к верху (держала).

Потешки, чистоговорки, считалки мы подбираем на те же звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе.

п, пь

«Уп-уп-уп, мама варит суп», «Петя пилил пилой пень», «наш Полкан попал в капкан».

Говорит попугай

Попугаю:

  • Я тебя, попугай,

попугаю! –

Попугаю в ответ

попугай:

  • Попугай!
  • Попугай!
  • Попугай!

 р – рь

«В этой норке крот, норку стережет», «На горе на горке горько ревет Егорка», «Быстро Егорка говорит скороговорку».

вь – фь

«Наш Филат не был виноват».

д – дь

Дед Дани дыню делил: дольку – Диме, дольку – Дине».

Мы предлагаем используемый нами набор поговорок на отдельные буквы:

О, А

Не по траве, а около катилось «о» и охало. «О» охало, «о» окало… Не по траве, а около…

Б, П, В. Ф, Г, К, Д, Т, Х

Добыл бобов бобыль.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,у быка бела губы была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело варил вилы.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик.

Купи кипу пуха.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

В один, Клим, клин колоти.

В поле полит Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Считалки – жанр игрового детского фольклора, словесные рифмованные формулы, часто комические, с помощью которых определяется очередность в игре.

1.         Курочка-потатурочка,

Кукушка, рябушка

Сели горели,

За море летели,

За морем горка,

На горке дубровка,

В дубровке царица –

Красная девица.

Медок, сахарок, -

Поди вон, королек!

2.         Первенчики,

Друженчики,

Беребенчики,

Трынцы, волынцы,

Поповы ладонцы.

Цыкинь, выкинь!

Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе[4].

Эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных», «скользких» мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или выученные наизусть они служат целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Загадки служат тем же целям, сто и потешки, чистоговорки и считалки, т.е. введению в речь ребенка новых звуков.

1.         Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. Лук

2.         Ног нет, а движется;

Перья есть, а не летает;

Глаза есть, а не мигает. Рыба

  1. Кто на себе свой дом носит? Улитка

4.         Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять –

Их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. Варежки

Загадки, как и потешки, чистоговорки и считалки мы используем самостоятельно, на занятиях, в играх и в разнообразной работе с детьми.

Как же использовать игры и игровые приемы при  логопедической работе?

Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценировка какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации.

Отбирая темы занятий по мотивам игр-драматизаций, следует учитывать одно немаловажное обстоятельство: дети должны хорошо знать и содержание сказки, и представлять внешний образ и повадки животных. В проведения игр-драматизаций может участвовать вся группа: одни как действующие лица, другие в качестве зрителей.

Доступные по содержанию небольшие сказки («Репка», «Заюшкина избушка») расскажут детям о дружбе, взаимопомощи, будут способствовать нравственному воспитанию. Во время игры все дети объединены общим переживанием, радостью, заинтересованностью, что помогает расположить детей к педагогам, сдружить детей группы.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры также формируют произвольное запоминание  текстов и движений.

«Слово и движение» - это не просто слово, а народная мудрость, не просто движение, а пластический образ, выражающий это слово.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» – пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, - понятно даже для самых маленьких.

Разучивание новых песен, стихотворений, инсценировок мы не начинаем до тех пор, пока не будет проведена тщательная словарная работа и текст, всех произведений, не станет понятен каждому ребенку.

Обеспечивая регулярное повторение отработанного с детьми материала используя при этом разнообразные методические приемы мы помогаем детям усвоить его постепенно.

В народных песнях часто поется о различных цветах и растениях. Поэтому все, о чем говорится в хороводах и музыкальных играх близко и доступно дошколятам. Рассмотрим это на примере музыкальной игры «Горошек и фасоль» сл. Ю. Лингиса, муз. Ю. Швядаса. В этой песне рассказывается о том, что вместо посеянного гороха выросла фасоль, а вместо фасоли – горох.

Игра несложная. Участвовать может любое количество детей.

До начала игры дети объединяются в пары. В паре – мальчик и девочка. Все пары встают в круг: мальчики – внутри, а девочки – с наружи.

Мальчики поют: «Сеял я горошек …», имитируют движения сеятелей и выходят из круга. После того, как слова пропеты, мальчики поворачиваются в центр лицом.

Девочки, имитирующие рост растения, поворачиваются лицом к мальчикам и поднимаются.

Мальчики: «Ты, фасоль, откуда?», упираясь в бока, с удивлением смотрят на девочек, делая четыре шага на месте.

При повторении слов песни мальчики идут в том же направлении, опять делают несколько сеятельных движений и возвращаются на прежнее место, а девочки, присев, поворачиваются через левое плечо к центру и поднимаются.

Все поют: «Вырос горох хороший.

С ним расти я вместе буду!»

В парах участники игры подают друг другу руки и шагом польки вращаются.

Потом все повторяется, но слова поют другие: «Сеял я фасоль. Ой, ты, горох, откуда?»

Занимаясь с детьми, мы увидели, что у ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

В коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Тем самым мы стараемся формировать у ребенка, одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

В своей работе мы используем большое количество игровых заданий с предметами (шарами, кубиками, кольцами и тд.). предлагаем некоторые из них.

«Звонок». Перед ребенком, на столе мы помещаем звонок и показываем ребенку, что на кнопку звонка можно давить любым пальцем. После чего предлагаем ребенку поочередно всеми пальцами руки нажать на кнопку звонка.

«Сапожок». Ребенку предлагается шнурок и выполненный из картона сапожок с отверстиям для шнурка. После рассмотрения сапожка, предлагаем ребенку зашнуровать его.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. Она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами профессора М.М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальцевые игры очень важны для ребенка. Они обеспечивают хорошую тренировку пальцев, а также очень эмоциональные и простые. Мы предлагаем родителям наших подопечных проводить эти игры в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В приложении мы предлагаем несколько игр, наиболее полюбившихся нашим детям: «замок», «апельсин», «сороконожки».

При обследовании детей с общим недоразвитием речи мы выяснили, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике, грамматике, конструктивной деятельности у большинства из них нарушены в той или иной степени память и внимание.

Внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то воспитание речи не может происходить в полном объеме. Р.Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

Предлагаем игры и упражнения, которые по нашему мнению эффективно развивают внимание и память детей.

«Что исчезло?»

На столе, перед детьми, мы выставляем несколько знакомых игрушек и проговариваем, вместе с детьми их названия. Далее мы предлагаем детям закрыть глаза, и убираем одну или несколько игрушек. Открыв глаза, по нашей команде, дети называют отсутствующие игрушки. Тот кто первым правильно назовет получает фишку.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неустойчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив[5].

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению паровоза, голосам животных и т.д.

Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой. Поэтому в ДОУ должна быть дидактически оборудованная кукла[6].

К оборудованию такой куклы мы относим меблировку, платье, белье и обувь, постель, посуду, орудия труда. Занятия с этим материалом ведутся наподобие игр с мелкими игрушками: тот или другой предмет или подбор предметов извлекается из уголка куклы и включается в игру. Мы прививаем детям, что уголок куклы не место свалки игрушек, а комната, квартира куклы, в которой неизменно должен поддерживаться установленный порядок. На эту тему мы постоянно проводим беседы, а ведь каждая из них – арена для упражнения языка.

Сюжетно-ролевая игра помогает активизировать опыт детей и их творческое воображение, а основывается она на жизненный опыт ребенка. Правда дети не всегда могут интересно развернуть игру, потому что для них «… остается скрытой связь между ролью и действиями, в которых она может быть воплощена…»[7]. Именно поэтому сами по себе игры детей бедны и однообразны по содержанию. Например, игра в   «Автобус» часто сводится к составлению «автобуса» из стульев и гудению «мотора». Поэтому,  мы подобрали соответствующие игрушки: игрушечный автобус, билеты, костюм кондуктора, водителя, и т.д.

Теперь наша игра «Автобус» происходит следующим образом.

Дети выстраивают несколько стульчиков посредине комнаты в длину (по числу играющих). Между стульями оставляется проход для кондуктора. Дети занимают места пассажиров, а водитель  - место впереди.

Кондуктор, проходя по салону автобуса, интересуется, кто до какой остановки едет и продает билеты.

Названия остановок мы подбираем в зависимости от поставленных логопедических целей.

Пассажиры едут каждый до своей остановки, в дороге кондуктор интересуется с какой целью каждый из них едет.

На обратном пути пассажиры занимают свои места в автобусе и обмениваются впечатлениями.

Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, мы также используем и заменители реальных (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовывать предмет, а затем сообщать об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Мы организуем сюжетно-ролевые игры совместно с воспитателями. Через игру с дидактической куклой мы проводим обучение детей практическим действиям, а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляет воспитатель.

С большим интересом и удовольствием обычно воспринимаются предложения провести подвижную игру.

Рассмотрим пример:

«У медведя во бору»

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь ворчит

И на нас рычит:

Р-р-р.

Условия игры не сложные, как только медведь зарычит, дети убегают «домой», а медведь их ловит.

Эту игру мы используем как начало или конец занятия, а также во время отдыха.

Используя эту игру, мы преследуем: логопедические цели, а также цели физического и умственного развития.

Логопедические цели: автоматизация звука р изолированного и в тексте; развитие фразовой речи, дыхания, голоса; нормализация темпа и ритма речи.

Цели физического развития: развитие общих движений, скорости реакции, собранности.

Цели умственного развития: может служить началом или завершением беседы о диких животных и растительности леса.

На игру и ее место в воспитательном процессе, существует несколько взглядов.

До сих пор в практике наибольшее распространение имеет первая точка зрения. Эта же точка зрения главным образом отражена и в литературе по дошкольному воспитанию.

При передаче детям новых знаний чаще всего прибегают к занятиям, на которых сообщаются эти знания в готовом виде, используя разнообразные наглядные пособия, а дидактическую игру – используют как средство закрепления представлений, получаемых на занятиях и экскурсиях.

В своей работе мы часто используем дидактические игры, способствующие развитию речи, мышления, памяти и внимания.

«Кто больше».

Материал для игры – карточки, на которых изображены: домашние и дикие животные, птицы, овощи, фрукты ягоды и т. п.

Ведущий перемешивает карточки после чего кладет их (в виде стопки) на стол рисунком вниз. Затем снимает верхние 4 картинки и выкладывает возле стопки изображениями вверх. Первый игрок берет верхнюю карточку из стопки и сравнивает ее с изображениями на карточках, лежащих на столе. Если на его карточке изображен предмет из той же группы, он называет данную группу, после чего берет обе карточки себе. А взамен взятой карточки кладет верхнюю из стопки, так как количество лежащих возле стопки карт не должно быть менее 4-х.

Ребенок имеет право взять со стола только одну карточку, даже если там лежит большее количество карточек, из той же группы. Если же снятая ребенком карточка не подходит ни к одной из лежащих на столе, игрок кладет свою карточку рисунком вверх возле стопки. Если играющий, сравнивая карточки, неправильно определил группу, к которой они относятся, то кладет свою карту возле стопки, рисунком вверх.

Те же самые манипуляции с карточками проделывает каждый из игроков. Победителем является тот, кто соберет большее количество карточек.

Эта игра предъявляет значительные требования к умственной деятельности детей. Она развивает у них умение быстро сравнивать предметы друг с другом, устанавливать сходство и различие между ними, выделять общий признак в предметах и производить обобщение, побуждает их вспоминать соответствующие родовые названия и осуществлять отнесение единого к общему. В этой игре дети упражняются в классификации не только, как в практическом, но и как в умственном действии, поскольку произвести соотнесение, обобщение и обозначение они должны до практического объединения сходных картинок.

Дидактическая игра – познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей игра.

Литература

  1. Антонова Л.Г. Развитие речи «уроки риторики». Ярославль «Академия развития» 1997
  2. Болгуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры М.: «Просвещение» 1991
  3. Генинг М.Г., Герман Н.Е.  Воспитание у дошкольников правильной речи. Чувашское книжное изд-во Чебоксары – 1976
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеренбург АРД ЛТД 1998
  5. Игры в логопедической работе с детьми /под ред. В.И. Селиверстова М.: «Просвещение» 1981
  6. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: «Просвещение» 1971
  7. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. М.: 1998
  8. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. М.: «Просвещение» 1983
  9. Максакова А.И.  Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: «Просвещение» 1988
  10. Миронова С.И.  Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. М.: А.П.О. 1993. 57 с.
  11. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи Министерство просвещения СССР Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР М.: «Просвещение» 1978
  12. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения Российская Академия образования Ассоциация «Профессиональное образование» М.: 1996
  13. Рузина М.З., Афонькин С.Ю.  Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург «КРИСТАЛЛ» 1997
  14. Тихеева Е.И. Развитие речи. М.: «просвещение» 1972
  15. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург «Акцидент» 1998
  16. Успенская Л.П., Успенский М.Б.  Учись говорить правильно. М.: «Просвещение» 1973
  17. Федорова Г.  Заглянет солнце и в наше оконце Санкт-Петербург 1997
  18. Филипова А.Д. Говори правильно М.: «Просвещение» 1967
  19. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: «просвещение» 1987
  20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М.: 1993
  21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М.: «Просвещение» 1989
  22. Хрестоматия по логопедии \ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селеверстова М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997
  23. Чисто- и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников / Максаков А. Д/в.: 12/79
  24. Эльклнин Д.Б. Психология игры М.: «Педагогика» 1978
  25. Эльконин А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. Д/в 10/65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор учебно-методических комплексов для начальных классов

Обзор учебно-методических комплексов для начальных классов. УМК "Школа России" и "Школа 2100"....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

«Обзор учебно-методических пособий по шахматам для обучающихся начальной школы»

Структура УМК " Шахматы в школе». Главные особенности модульный курс для третьего часа физической культуры в школе; шахматы в любимой детьми игровой форме, развивают математические способно...

ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос

рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом  особенностей возраста, класса и отдель...