Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ № 13 г. Донецка Ростовской области
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бигаева Лариса Васильевна

Внерочная деятельность в начальной школе. Понятия. Направления внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС в МБОУ СОШ  № 13 г. Донецка Ростовской области

Л.В. Бигаева,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 13

Слайд № 1

Уважаемые коллеги, прежде всего, хочу поблагодарить за возможность представить сегодня опыт работы школы № 13 г. Донецка в организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.

Поэтому целью моего выступления является показать подходы, которые мы используем  для разработки программ внеурочной деятельности и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашей школе в данном направлении.

Слайд №2

Внеурочная деятельность, отраженная в сетке часов учебного плана, организована в школе с учетом:

-запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг;

-специфики образовательной деятельности школы;

-кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности;

-рекомендаций  психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Слайд №3

          Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой нами используется  оптимизационная модель внеурочной деятельности, т.е. классный руководитель – координатор всех внутренних ресурсов школы.                

Слайд № 4

       Внеурочную деятельность мы рассматриваем как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

       Наше  учреждение является одним из  образовательных учреждений

г. Донецка, получивших  в 2012 учебном году статус  пилотной  площадки по здоровьюсбережению Ростовской области. Основным документом, регламентирующим данную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования.   Разработан учебный план на 2015-2016 годы для учащихся 1-4  классов, состоящий из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

          Структура учебного плана содержит 10 часов  внеурочной деятельности в каждом классе. Программа организации внеурочной деятельности составлена  в соответствие с приоритетными направлениями  развития школы и представлена  следующими направлениями  и разделами:

Слайд№5

1. Спортивно-оздоровительное:

  •  программа  « Юниор» (реализуется в 1 классе);
  • программа « Я учусь владеть собой» (реализуется в 1 классе)
  •  программа «Разговор о правильном питании» (реализуется в3-4 классах);
  • программа «Школа  здоровья» (реализуется в 4-х классах).

Слайд № 6

2. Общекультурное:

•     программа: «Волшебный мир театра» (реализуется в 2-4 классы);

  • программа: «Мир деятельности» (реализуется во 2 классах);
  • программа: «Веселая мастерская» (реализуется в 3 классах);
  • программа «Страна мастеров» (реализуется в 3-4 классах).

3. Духовно-нравственное:

  • программа «Речь и культура общения» (реализуется во 2 классе);

Слайд № 7

4. Общеинтеллектуальное:

  • программа «Инфознайка» (реализуется в 1 классе);
  • программа «Знакомые незнакомцы»   (реализуется в 4-х классах);
  • программа «Эрудит» (реализуется в 4-х классах).

5. Социальное (которое, по нашему мнению, объединяет все направления внеурочной деятельности):

  • проведение субботников, благоустройство территории;
  • месячник «Внимание, дети!», месячник оборонно-массовой работы;
  • концерты «День Пожилого человека», «День Матери»;
  • акции «Помоги природе», «Новогодняя игрушка», социальная акция «Новогодний серпантин», акция «Подари свою улыбку другу», акция «Елочка» и др.
  • проекты «Моя будущая профессия», «Рядом с нами – ветераны!», «Масленичная неделя», «Путь к здоровью», «Космическое чудо», «Мы – дети Солнца», «Подари улыбку детям» и др.

Слайд № 7

Внеурочная деятельность также осуществляется педагогами основной школы, которые работают  с учащимися по следующим программам: «Школа творчества», «Ручная работа», «Чудеса из бумаги», «Палитра  детских голосов», «Занимательный английский», «Очумелые ручки», «Это вы можете», «Все цвета, кроме черного» , «Шахматная школа».

Сотрудничество с музыкальной школой искусств, ДДТ, городской детской библиотекой, городским музеем, СЮТ.

Представляя подходы к разработке содержания рабочих программ по внеурочной деятельности, еще раз отмечу, что при их составлении мы исходили, прежде всего, из специфики работы школы как учреждения, работа которого направлена на организацию воспитательно-образовательного процесса на основе  здоровьесберегающих технологий.

 Поэтому, одним из приоритетных направлений образовательной деятельности школы является  привлечение учащихся  к занятиям спортом и  здоровому образу жизни.

      Это направление внеурочной деятельности для учащихся представлено следующими   курсами: «Разговор о правильном питании», «Юниор»,  «Школа  здоровья», «Я учусь владеть собой», «Шахматная школа» (считаю, что эта программа относится как спортивному, так и к интеллектуальному направлению внеурочной деятельности).

Слайд № 9

         Программа «Шахматная школа» разработана для  начинающих  юных шахматистов, проявляющих интерес к освоению мастерства шахматной игры. Занятия  проходят не только в классной комнате, но и в компьютерном классе, а также с использованием интерактивной доски.

Для обучения  игре в шахматы есть все необходимые условия, поскольку школа  на протяжении нескольких лет активно внедряет шахматы в образовательный процесс.

С учащимися проводятся  соревнования по шахматам, защита проектов, приглашаются родители учащихся, старшеклассники, занявшие призовые места в городских соревнованиях. Учащийся начальной школы Нахаев Кирилл  в 2014 году занял 2 место в городских соревнованиях.

Сегодня мы можем констатировать, что привлечение детей к шахматам оказывает большое влияние на развитие логического мышления детей, способствует креативности и самовыражению и во многом влияет на  успешность ребенка в учебном процессе.

Слайд№10, 11

Спортивные игры, оздоровительные мероприятия, которые проводятся в рамках внеурочной деятельности, выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.

Учителя используют различные формы работы с учащимися:

  • организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, спартакиад, спортивный  флешмоб;
  • проведение бесед по охране здоровья, бесед и мероприятий о здоровом образе жизни, здоровом питании, профилактике вредных привычек;
  • применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
  • участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.

Учащиеся начальной школы неоднократно занимали призовые места в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, соревнованиях.

Слайд№12

Еще одним из приоритетных направлений образовательной деятельности школы является организация проектной  и исследовательской  деятельности, которую  мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, позволяющей повысить не только конкурентоспособность учащихся, но и выйти на новый уровень достижений, значимых как для личности, так  и для муниципальной образовательной системы.

   Поэтому в рамках внеурочной деятельности первоклассников особое место занимает реализация программ: «Инфознайка», «Эрудит», «Знакомые незнакомцы».

  Данные программы способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития.

Слайд№13

       Занятия  в рамках данных программ  проводятся  учителями начальных классов,  поскольку они обладают достаточным арсеналом современных методик  исследовательского обучения и имеют соответствующую курсовую подготовку. Программы направлены на формирование у учащихся познавательных функций всех уровней и способствуют приобретению социального опыта.

        В этой связи программами предусмотрено вовлечение учащихся начальной  классов  в исследовательские проекты, которые представляются на ежегодно  проводимом в начальной школе  фестивале исследовательских работ «Открытие мира».

На данном этапе  учащимися начальных классов  совместно с родителями и педагогами  готовятся для защиты на фестивале отдельные исследовательские работы. Назову некоторые темы таких работ:

-  «Медведь как символ России»;

-  Компьютерные игры - хорошо или плохо?

-  Почему хлеб бывает черный и белый?

-  Польза бумаги  и др.

Слайд№ 14

     Ежегодно учащиеся начальной школы участвуют в  городских, областных всероссийских  олимпиадах, конкурсах.

Учителями используются следующие формы работы с учащимися:

  • предметные недели, проектные недели;
  • библиотечные уроки;
  • конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, викторины, интеллектуальные марафоны.

Слайд № 15

Развитию умений изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности помогают учащимся программа «Речь и культура общения».      Уже в этом учебном году  ребята  посетили  городской музей.

          Вместе с учителем начальных классов Киселевой Г.М. выезжали на экскурсию в  г. Старочеркасск.

Один раз в месяц в рамках данной программы Чучупал Т.Н. проводит внеурочное занятие  в помещении школьной библиотеки и городской  детской библиотеки,  с которой нами заключено соглашение о сотрудничестве. Администрация библиотеки выделяет для занятий специально оборудованное помещение, где, используются различные образовательные и информационные ресурсы, педагоги помогают детям приобретать дополнительные знания и опыт социального общения  с  взрослыми и сверстниками за пределами школьного пространства.

          В своей работе учитель использует формы работы с учащимися:

  • встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  • выставки, конкурсы рисунков;
  • тематические классные часы по эстетике внешнего вида, культуры поведения, речи;
  • организация экскурсий, посещение музея, библиотеки, городского парка.

Слайд№16

            Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программам общекультурной направленности. Это программы «Волшебный мир театра», «Веселая мастерская», «Мир деятельности» «Палитра  детских голосов», «Страна мастеров», «Все цвета, кроме черного».

Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.

 К реализации данных программ мы привлекли педагогов и основной школы, которые имеют соответствующую квалификацию и достаточный опыт работы по данным направлениям. Большую роль при этом мы отводим имеющейся в учреждении ресурсной базе.

Так, при разработке содержания программы «Волшебный мир театра» педагоги опирались на опыт многолетнего сотрудничества с Домом детского творчества, городской детской библиотекой.

В перспективе мы рассматриваем возможность привлечения к реализации данного направления внеурочной деятельности  актеров.

Сегодня педагоги, реализующие программу «Волшебный мир театра»,  ставят своей задачей помочь детям реализовать свои познания и умения в творческом показе, в работе над миниатюрами. Дети пробуют себя в качестве актеров, играют различные роли, инсценируют русские народные сказки и знакомятся с историей театрального искусства. Театральные игры обучают учащихся также общению друг с другом, развивают сценическое искусство, что способствует  развитию коллективного мышления и коллективного творчества.

        Реализация программы внеурочной деятельности «Палитра  детских голосов», предполагает развитие у детей музыкальных способностей и рассчитана на 4 года. В этом году реализуется курс «Я красиво петь могу», в 3-4 классах – курс «Звучит, поет моя душа».

Слайд №17

Программы «Веселая мастерская», «Мир деятельности», «Страна мастеров»,  направлены на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение учащимися духовных и культурных ценностей, приобщение к истинной человечности и многообразию окружающего мира.

Учителя используют следующие формы работы:

  • организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
  •  организация и участие в конкурсах, праздниках, акциях, концертах, показ мини-спектаклей на уровне школы, города, области, страны.

Слайд №18

       Внеурочная деятельность в рамках данных программ осуществляется также и на основе привлечения детей к каникулярному отдыху. В учреждении  имеется достаточный опыт рабаты с детьми в рамках весенней и летней оздоровительной компании. В этом году ребята совершили путешествие на «Островок здоровья». Совместно с педагогами и вожатыми организовали: «Островок чудес и превращений», «Островок звука и цвета», «Островок чувств и эмоций»  и другие.

Слайд№19

          В течение всего года учителя  прослеживают  эффективность внеурочной деятельности, которая определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении  портфолио принимают участие учащиеся, педагоги, родители.

Проведенный  в образовательном учреждении  мониторинг успешности педагогов в организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования показал, что учителя начальных классов, наряду с позитивными результатами работы во внеурочной деятельности в условиях ФГОС, отмечают и необходимость совершенствования уровня своих методических и  методологических знаний и подходов к данной деятельности, формирования компетентности в использовании различных форм и приемов индивидуализации педагогических воздействий.

          Для повышения качества образовательно-воспитательной среды, создании единого образовательного и методического пространства   в  течение 2014-2015 учебного года проводились  МО, а в ноябре 2015 года  организован и проведен семинар  для  учителей начальной школы  и  учителей основной школы, на которых делились своими наработками,  опытом   учителя  начальной школы  Оголь В.С., Чучупал Т.Н., Коробская Т.А., Киселева Г.М., Бигаева Л.В., психолог учреждения Смирнова В.С., руководители   кружков   дополнительного образования  и   медицинский работник.

         Также в мае 2015 года педагогами школы Пилипенко С.В., Киселевой Г.М., Васильевой И.С.,  подготовлены и проведены открытые  внеурочные занятия с детьми на городской семинар для заместителей директоров.

          Итак, все перечисленные разнообразные виды внеурочной деятельности позволяют нам выстроить единый, сложный и взаимосвязанный образовательный комплекс, объединяющий педагогов, учащихся и родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

          1. Преимущества оптимизационной модели заключается в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

2. Все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию.

3. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

4.  При организации внеурочной деятельности есть возможность опираться на имеющийся в школе положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы.

5. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания, а также ресурсов образовательной среды школы.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

        Но  главное, надо помнить, что участие  детей во внеурочной деятельности  строится только на добровольной основе. Нельзя  заставить, но можно заинтересовать.          

Сегодня родители наших учеников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

Важным образовательным ресурсом, который в перспективе мы планируем использовать для развития внеурочной деятельности, является покупка  системы видеконференц – связи. С помощью данной системы педагоги и учащиеся школы будут иметь  возможность взаимодействовать с другими регионами нашей страны, изучать лучший опыт и представлять свой.

В завершение хочу отметить, что  опыт организации внеурочной деятельности, стал для педагогического коллектива учреждения важным с позиций дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для   достижения запланированных  образовательных результатов, обозначенных Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в 1 классе.

Данная презентация может быть исполбзована для выступления на ШМО или на педсовете....

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Реализация внеурочной деятельности через такие формы работы, как экскурсия, выставка, работа с социумом и т.д....

"Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

Статья содержит информацию о целях, задачах, формах и принципах реализации внеурочной дятельности,краткую характеристику  основных направлений. А также обобщается опыт работы учителя по нескольки...

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

   Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательной деятельности в образовательной организации, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных об...

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...