Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
статья на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

     Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательной деятельности в образовательной организации, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов  начального общего образования. 

     Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заруцкая Т.П., учитель начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2»

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

     Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательной деятельности в образовательной организации, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов  начального общего образования.  

     Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

     Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

     Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.      

Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и учащегося происходит становление  личности ребенка.

Цель внеурочной деятельности в МАНОУ «Гимназия № 2» – создание условий для реализации детьми   своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

1)  расширить общекультурный кругозор;

2)  формировать позитивное восприятие ценностей начального общего образования и более успешного освоения его содержания;

3)  включить учащихся в личностно значимые творческие виды деятельности;

4) формировать  нравственные, духовные, эстетические  ценности;

5)  способствовать     участию учащихся в общественно значимых делах;

6) создать  пространства для межличностного  общения.

Занятия  по внеурочной деятельности в МАНОУ «Гимназия № 2»  спланированы с учётом возможностей образовательного учреждения,    пожеланий родителей    учащихся  и самих детей. Модель организации внеурочной деятельности  МАНОУ «Гимназия № 2»   оптимизационная, в ее реализации принимают участие учителя   1-4 классов,  педагог – психолог, учителя английского языка, музыки, физической культуры.   Координирующую роль выполняет  классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в МАНОУ «Гимназия  № 2», содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Механизм конструирования оптимизационной модели:

1. Администрация МАНОУ «Гимназия № 2» проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.

2.  Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:

-  получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке учащихся;

-  знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности учащихся  (примерным планом внеурочной деятельности; программами курсов; планируемыми результатами внеурочной деятельности учащихся);

-получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.

3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности,  утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности учащихся с учетом возможностей образовательного учреждения.

Эффективное конструирование оптимизационной модели   внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:

1.     Принцип учета потребностей учащихся и их родителей. 

Было осуществлено выявление запросов родителей и учащихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.

2.  Принцип гуманистической направленности

При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

3.     Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,

4.     Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. 

 5.  Принцип учета возможностей учебно-методического  комплекта, используемого в образовательной деятельности.

6.    Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Достигаемые ребенком результаты становятся не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.

 Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях МАНОУ «Гимназия № 2»  ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и учащегося происходит становление  личности ребенка.

         В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  внеурочная деятельность в МАНОУ «Гимназия № 2»  организуется по 5  направлениям развития личности:

Направление

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

Духовно-нравственное

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.

Общеинтеллектуальное

Обогащение запаса школьников языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.

Социальное

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально – значимой деятельности.

  Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в следующих видах:

         1) игровая деятельность;

         2) познавательная деятельность;

         3) проблемно-ценностное общение;

         4) досугово-развлекательная деятельность;

         5) художественное творчество;

         6) социальное творчество;

         7) трудовая   деятельность;

         8) спортивно-оздоровительная деятельность;

         Все виды внеурочной деятельности   строго ориентированы на воспитательные результаты.

            Формы проведения  внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы,        клубы, соревнования, спектакли, поисковые и научные исследования.

      Научно - методическая поддержка реализации внеурочной деятельности осуществляется  через:

  • изучение Интернет-ресурсов и методических пособий;
  • использование библиотечного фонда;
  • повышение квалификации педагогов.

                  Для реализации внеурочной деятельности  в рамках федерального государственного   образовательного стандарта  в учреждении обеспечены материально-технические ресурсы и созданы необходимые условия:   имеется буфет, обеспечено   горячее питание школьников; учреждение располагает спортивными залами, спортивной площадкой; в наличии музыкальная и видеотехника, мультимедийное оборудование, компьютерные классы, библиотеки.

Таким образом, при организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.