Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
статья по теме

Дмитриева Наталья Сергеевна


Обращаясь к теме "Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника", необходимо, прежде всего уточнить значение слова "комфорт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

В большом энциклопедическом словаре «комфорт» означает-бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комфорте, т.е. о душевном состоянии.

Именно гармония с собой и окружающим миром делает нас счастливыми, помогает нам реализовать себя и передать свои знания подрастающему поколению.

Что же такое психологический комфорт ребенка в детском саду?

По мнению ведущего российского психолога С. А. Козлова «психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой».

Да образовательная среда, наличие развивающих зон привлекает и развивает дошкольника, но не только окружение и обстановка привлекает детей. Немаловажную роль, а может одну из главных, играет дружеская атмосфера общения, понимание и принятие каждого ребенка, как индивидуума.

Как создать эмоционально-психологическую комфортность в детском саду?

Автор программы «Открытия» О. В. Юдина предлагает следующие условия создания эмоционально-психологической комфортности:

  • по возможности снять стрессообразующие факторы образовательного процесса;
  • создать в образовательном учреждении такую атмосферу, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома»;
  • приспособить среду к особенностям ребенка: способностям, склонностям, интересам, возможностям, ценностным установкам;
  • признать за ребенком существенную роль в образовательном процессе;
  • без оценочно принять взрослым ребенка, его чувства и переживания, признание права ребенка на самоуважение;
  • сохранить и поддержать позитивную самооценку ребенка.

Психологический комфорт обеспечивает:

  • сохранение психофизиологического здоровья детей;
  • высокую продуктивность образовательного процесса;
  • высокие показатели качества образования детей;
  • успешную социализацию: при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
  • успешность школьного обучения.

Из собственного опыта работы хочется отметить, что немаловажную роль играют стрессообразующие факторы, прежде всего, со стороны родителей, поэтому, совместная деятельность семьи и детского сада – одно из главных условий психологического комфорта ребенка.

На первый взгляд, кажется, что родителей тяжело привлечь к той или иной деятельности, но успехи ребенка заинтересовывают родителей быть нашими союзниками. Совместно формируется положительное эмоциональное состояние.

Приведу пример из практики. Работая с детьми младшего возраста, мы провели для детей и родителей вечер, приуроченный ко Дню Матери, фотовыставку «Я и моя мама», которая на протяжении месяца позволила детям видеть фотографию и ощущать присутствие самого родного и близкого человека - маму.

Интересным стало совместное «украшение группы» и поздравление мам самостоятельно изготовленными подарками.

На следующей семейной встрече родители познакомились с играми, физкультминутками, проводимыми в группе.

После таких встреч застенчивые дети стали более открытыми в общении, с интересом участвовали в совместных коллективных работах в различных конкурсах, стали осознавать свою значимость.

В заключении могу поделиться успехами: у ребят доминируют положительные эмоции, радостное настроение, дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, отсутствует агрессия, высокая познавательная и творческая активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

:  эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации  снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются  вопросы о создании условий, в которых ...

Эмоциональная комфортность на уроке

Выступление на педагогическом совете....

Дидактическая игра, и её роль в развитии дошкольников

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Среди отечеств...

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия современного школьника.

Сегодня я хочу рассказать вам об использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия совре...

Дедактическая игра и её роль в развитии дошкольников

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Среди отечеств...