Статья "Подготовка учеников начальной школы к олимпиадам"
статья на тему

Сальникова Екатерина Александровна

В данной статье можно найти принципы подготовки к олимпиадам, основные этапы работы по подготовке к олимпиадам и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podgotovka_k_olimpiadam.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Подготовка учеников начальной школы к олимпиадам»

Автор: Сальникова Е.А., учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 93 им. М.М.Расковой»

Кировского района города Саратова

Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их интеллектуальных способностей являются олимпиады.

Цель олимпиады - выявление интересов, развития и одарённости учащихся, определение наиболее распространённых ошибок и трудностей, из-за которых часть школьников не смогла справиться с заданиями. Олимпиада выявляет лучших, но каждый может попробовать свои силы, развивать логическое мышление, расширять кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся.

Задания, которые предлагаются на олимпиадах, бывают трёх видов:

  • вопросы, требующие письменного ответа;
  • тестовые задания, в которых необходимо выбрать один из вариантов ответа;
  • творческие задания.

Большинство олимпиад комбинирует разные типы заданий.

При подготовке учащихся к олимпиаде необходимо придерживаться нескольких принципов:

1.Максимальная самостоятельность.

Т.к. самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями. Данный принцип предполагает тактичный контроль со стороны учителя.

2.Принцип активности знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении.

При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, не учтенные в предыдущей деятельности.

5. Напутственное слово учителя.

Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя.

Система подготовки к олимпиаде:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования;
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.)
    Здесь решающую роль играет участие семьи в развитии ребенка и получение им углубленных знаний на базе школьной программы.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю и не за месяц. 
Подготовка начинается с работы на уроке.

Подготовка к олимпиаде по математике.

В содержание практически каждого урока включаю логические задачи, арифметические ребусы, упражнения на сообразительность. Углублять знания по математике и развивать интеллектуальные способности можно и на дополнительных занятиях.

Можно перечислить некоторые задания для развития одаренных детей:

  • задания для проведения разминки (составление логических цепочек, выявление закономерностей и т. д.);
  • задания для развития памяти и внимания;
  • задания для развития логического мышления (задачи повышенной сложности, сложные уравнения, примеры не менее 5 действии и т. п.);
  • задания для развития воображения.

Существует несколько этапов работы с нестандартными задачами (помните, только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки):

1 ЭТАП. Самостоятельная работа (дети пытаются самостоятельно решить задание -наступление инсайта- озарения.)

2 ЭТАП. «50/50» (Частичная помощь учителя - дополнительный вопрос, намек, напоминание прошедшей темы).

3 ЭТАП. «Помощь друга» (Объяснение одноклассниками или учителем и совместное решение).

Подготовка к олимпиаде по русскому языку.

При работе по подготовке к олимпиадам по русскому языку можно использовать следующие задания:

  • Фонетический анализ слова и предложения (например: сколько раз встречаются звуки[Т'] и [Т]в предложении Директор предприятия подписал документ и отдал его
    представителю подшефной фабрики).
  • Прочтение буквосочетаний (например, буквосочетание
    ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ имеет не менее семи прочтений).
  • Подбор и выбор однокоренных слов (например: напишите рассказ «Снег идет», в каждом предложении должно быть слово с корнем снег-.
  • Подбор синонимов, антонимов.
  • Выяснение смысла фразеологизмов, подбор синонимичных и антонимичных фразеологизмов
  • Выяснение лексического значения слов.
  • Решение грамматических головоломок: ребусов, шарад, перевертышей, кроссвордов.
  • Определение частей речи (например: какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, мели, окуни, пряди, соли, стали, рой,ели...)
  • Редактирование предложений, текстов (например: исправьте ошибки: Щенок подбежал к мальчику. Он виляя хвостом. Повар посолил суп солью)
  • Восстановление деформированных текстов, предложений. 
  • Дописывание текстов.
  • Постановка знаков препинания в предложении и тексте.
  • Написание диктантов повышенной сложности.
  • Отработка изученного материала, но в усложнённое форме.

Рекомендации участнику олимпиады:

  1. Внимательно изучи текст задания.
  2. Приступай к решению того задания, которое кажется тебе более доступным.
  3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!
  4. Решил задачу - сразу оформляйте её решение. Это поможет проверить логику и освободить мысли для других задач.
  5. Если сложно и не получается, оставь на время и переходи к другому.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к предмету. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

Психологическая подготовка детей имеет немаловажное значение. Ребенок не должен испытывать страх, волнение, так как это не самые лучшие помощники. Уверенность в своих силах - вот залог спокойствия. Ну и конечно, доброе слово учителя и родителей. Ведь главное - не победить, а достойно выступить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний спектакль для учеников начальной школы.

В сценарий спектакля включены интересные конкурсы в которых могут принимать участия как дети, так и родители, присутствующие на празднике....

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)Цель: популяризация здорового образа жизни у школьников.Задачи:Формирование установок здорового образа жизни.Повышение уровня ос...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Как подготовить учеников начальных классов к олимпиаде по русскому языку?

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфо...

Подготовка учеников начальных клссов к олимпиадам.

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизиров...