Главные вкладки

    Статья "Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования"
    статья на тему

    Северьянова Елена Михайловна

    «Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

    А. Дистервег

     

        На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. При реализации на практике основных нововведений именно педагог является основной фигурой.  Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед нами задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Е.М. Северьянова,

    учитель начальных классов

    МАОУ «Кваркенская СОШ»  Кваркенского района

    Профессиональная  компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования

    «Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

    А. Дистервег

     

        На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. При реализации на практике основных нововведений именно педагог является основной фигурой.  Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед нами задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность учителя- это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответственность. «Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор). Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин).

        Достижению педагогической компетентности способствует самообразование учителя и его опыт.  Каждый учитель работает над своей темой по самообразованию. Основными условиями самообразования выступает творчество, опыт и результат. На протяжении последних 4-х лет я работаю над методической темой: «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО». Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление во всех его проявлениях, креативность, умение ориентироваться в образовательном пространстве. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Выпускник школы вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои познавательные и творческие способности.  Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества. Поэтому перед собой я поставила цель -продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся. Пятнадцать лет работаю по УМК «Гармония», основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной и внеурочной деятельности. Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы, применяю разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой уроки, внеурочные занятия, родительские собрания, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира. 
    Компьютерные технологии на уроках - мои помощники! Для повышения уровня познавательно активности разрабатываю мультимедийные презентации к урокам, подбираю видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного чтения. Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, технология. Мы с ребятами выполнили следующие проекты: «Край, в котором мы живем», «Моя семья», «Волшебство руками человека», «Птицы-наши друзья», «Моя родословная», «Тайна моего имени», «Удивительный мир бисера», «Берегите природу!», «Планета в опасности». Наш проект «Тайна моего имени» на школьном «Фестивале проектов 2015-2016гг.» занял первое место. Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе. Для реализации поставленных задач по формированию познавательного интереса, я стараюсь работать по двум направлениям: учебное и внеурочное. В учебной деятельности формирую познавательный интерес через: подбор занимательного материала,правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая
     психологические особенности учащихся начальных классов, умения планировать и контролировать собственные действия, формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.  Во внеурочной деятельности путем проведения познавательных праздников, занимательных часов по предметам, встреч с интересными людьми, экскурсий и познавательных поездок различной направленности продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности. Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеурочной работы я воспитываю общий интерес к знаниям. Моя цель: научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии, тематические поездки по родному краю. Важным моментом этого вида деятельности по развитию познавательных способностей учащихся является мотивация: зачем, с какой целью организуется мероприятие.

         Навсегда освоить все секреты педагогического труда нельзя так как образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что однажды то, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональная компетентность педагога связана с опытом. Но эта связь неоднозначна: нельзя считать, будто чем выше компетентность, тем большим опытом работы обладает педагог. К. Д. Ушинский в свое время учил, что важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Следовательно, компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться. 

    Список литературы

    1. В.А. Адольф кандидат ф.м.н., доктор пед. наук, профессор: «Профессиональная компетентность современного учителя». Монография. Красноярск. 1998.

    2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10

    3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

    В последнее время много событий происходит  в жизни педагогического сообщества. Это принятие нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», работа по внедрению федерального г...

    «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

    Методическая разработка для педагогов на тему: «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»...

    Совершенствование педагогического мастерства как ресурс повышения качества образования

    Статья для выступления на городских педагогических чтениях...

    Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС

    Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для ...