Статья "Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования"
статья на тему

Северьянова Елена Михайловна

«Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

А. Дистервег

 

    На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. При реализации на практике основных нововведений именно педагог является основной фигурой.  Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед нами задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.М. Северьянова,

учитель начальных классов

МАОУ «Кваркенская СОШ»  Кваркенского района

Профессиональная  компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования

«Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

А. Дистервег

 

    На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. При реализации на практике основных нововведений именно педагог является основной фигурой.  Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед нами задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность учителя- это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответственность. «Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор). Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин).

    Достижению педагогической компетентности способствует самообразование учителя и его опыт.  Каждый учитель работает над своей темой по самообразованию. Основными условиями самообразования выступает творчество, опыт и результат. На протяжении последних 4-х лет я работаю над методической темой: «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО». Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление во всех его проявлениях, креативность, умение ориентироваться в образовательном пространстве. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Выпускник школы вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои познавательные и творческие способности.  Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества. Поэтому перед собой я поставила цель -продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся. Пятнадцать лет работаю по УМК «Гармония», основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной и внеурочной деятельности. Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы, применяю разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой уроки, внеурочные занятия, родительские собрания, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира. 
Компьютерные технологии на уроках - мои помощники! Для повышения уровня познавательно активности разрабатываю мультимедийные презентации к урокам, подбираю видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного чтения. Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, технология. Мы с ребятами выполнили следующие проекты: «Край, в котором мы живем», «Моя семья», «Волшебство руками человека», «Птицы-наши друзья», «Моя родословная», «Тайна моего имени», «Удивительный мир бисера», «Берегите природу!», «Планета в опасности». Наш проект «Тайна моего имени» на школьном «Фестивале проектов 2015-2016гг.» занял первое место. Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе. Для реализации поставленных задач по формированию познавательного интереса, я стараюсь работать по двум направлениям: учебное и внеурочное. В учебной деятельности формирую познавательный интерес через: подбор занимательного материала,правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая
 психологические особенности учащихся начальных классов, умения планировать и контролировать собственные действия, формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.  Во внеурочной деятельности путем проведения познавательных праздников, занимательных часов по предметам, встреч с интересными людьми, экскурсий и познавательных поездок различной направленности продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности. Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеурочной работы я воспитываю общий интерес к знаниям. Моя цель: научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии, тематические поездки по родному краю. Важным моментом этого вида деятельности по развитию познавательных способностей учащихся является мотивация: зачем, с какой целью организуется мероприятие.

     Навсегда освоить все секреты педагогического труда нельзя так как образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что однажды то, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональная компетентность педагога связана с опытом. Но эта связь неоднозначна: нельзя считать, будто чем выше компетентность, тем большим опытом работы обладает педагог. К. Д. Ушинский в свое время учил, что важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Следовательно, компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться. 

Список литературы

1. В.А. Адольф кандидат ф.м.н., доктор пед. наук, профессор: «Профессиональная компетентность современного учителя». Монография. Красноярск. 1998.

2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства как ресурс повышения качества образования

Статья для выступления на городских педагогических чтениях...

Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для ...

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования

Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответствен...

Доклад "Компетентностный подход как ресурс повышения качества образования при реализации программы "Школа Россия"

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов...

МО начальных классов"Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» 2022 -2023

Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»...