«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»
статья на тему

Смирнова Юлия Алексеевна

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_smirnovoy_yu.docx345.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Смирновой Ю. А. 2 июня 2015 года

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

(Слайд) В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

(Слайд) В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

(Слайд) Государственные  стандарты  общего образования нового поколения предполагают смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

(Слайд) Притча.  Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

(Слайд) Действительно, в наших  руках развитие личности:

  •  любознательной, интересующейся, активно познающей мир;
  •  умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;
  •  уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  •  доброжелательной, умеющей  слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое

 мнение;

  •  готовой самостоятельно  действовать и отвечать за свои поступки

(Слайд) Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности — ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

(Слайд) Вывод. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

(Слайд) Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Особое место занимает проектная и исследовательская творческая деятельность.

 Многие учёные пришли к выводу – это та технология, которая дает нам тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать технологию проектной деятельности.

 (Слайд) Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).

           

(Слайд) Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность исследовательской работы, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

  1-й этап                                  УЧИТЕЛЬ ученик

 2-й и 3-й этапы                      учитель УЧЕНИК

 Последний этап                      УЧИТЕЛЬ ученик

        Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в исследовательскую работу, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

         

(Слайд) Процесс реализации исследовательской деятельности проходит в несколько этапов:

1 этап – предполагает выявление  способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня  умений и навыков позволяющих заниматься исследовательской работой (психолог)

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать следующие умения:

  • Видеть проблему;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Давать определения понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Проводить эксперименты;
  • Делать выводы и заключения;
  • Структурировать материал;
  • Доказывать и защищать свои идеи.

2 этап –  выбор темы предполагаемого исследования, постановка проблем, задач. 3 этап – индивидуальная (групповая) работа научного руководителя (как правило, классный руководитель) с учеником. Идет сбор материала по теме исследования, работа в библиотеке, знакомство с научной и научно-популярной литературой, в музее и т. д. Консультативная помощь – одно из главных правил для учителя: не делай за ученика то, что он может сделать самостоятельно. 4 этап – оформление выполненных исследовательских работ. Работа в кабинете информатики. Рецензирование работ научными руководителями.  5 этап – публичное представление работ на конференции «Первые открытия»

(Слайд) Вывод. Формирование исследовательской культуры у младших школьников идет на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе.

(Слайд) Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. (Примеры)

       

(Слайд) В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

-Что мне интересно больше всего?

-Чем я хочу заниматься в первую очередь?

-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

-О чём хотелось бы узнать как можно больше?

(Слайд)

(Примеры)

(Слайд) С целью выявления и поддержки одарённых и способных учеников, в 2012 году в МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» было создано научное общество учащихся (НОУ) «Шаг к успеху».

ДЕВИЗ

 Смелее! Вперед!

Ты достигнешь успеха!

Ни шагу назад!

И «ничто» не помеха!

Путь к знаниям сложен,

Препятствий в нём много,

Но справишься ты…

И не думай иного.

Исследуй путь к знаниям новых вершин,

Верь в силы свои: «Ты непобедим!»

И знай, тот кто хочет

Всегда  добивается.

Ведь у мечты есть особенность…

ОНА СБЫВАЕТСЯ! 

ЭМБЛЕМА

C:\Users\стас\Desktop\Новая папка (3)\IMG_1287.JPG

(Слайд) В организации  научно-исследовательской деятельности младших школьников выделяют следующие направления работы:

(Слайд) Именно на научно-исследовательской конференции «Первые открытия»

  •    подводятся итоги исследовательской деятельности за учебный год;
  •    заслушиваются лучшие  работы учащихся;
  •    жюри оценивают выступления участников конференции и определяет     победителей данного конкурса. (Примеры)

(Слайд) Какие же учебные действия формируются у учащихся в результате исследовательской деятельности:

  •  Аналитические: выдвижение идеи,  формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ.
  •  Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  •  Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
  •  Поисковые: находить информацию по каталогам, энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  •  Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

(Слайд) Благодаря использованию  исследовательской деятельности у одаренных учащихся повышается вероятность творческого развития ; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»

«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»...

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...

Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...

Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).

Развитие  исследовательского  поведения  учащихся  начальной  школы  на  уроках русского  языка....

Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе

Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе...

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе"

В работе представлены формы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности...