Адаптированная программа по математике 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему

Людова Наталья Николаевна

Адаптированная программа для 3 класса для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_ovz_pomogay_ka.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Рабочая программа для 3 класса

(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).

Составитель: учитель начальных классов Н.Н. Людова

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного курса по математике для индивидуального обучения для 3 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.

      Данная рабочая программа разработана для учащегося 3-в класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по математике для 3 класса и реализуется в течение года.

     Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.

Количество часов по учебному плану - 34 ч. (1 час в неделю).

    Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы (авторы: М. И. Моро, М.А. Бантова), а также рекомендаций специалистов ПМПК и рекомендаций ПМПК.

     Задача предлагаемого курса «МАТЕМАТИКА» - дать обучающимся основные (базисные) математические знания и умения, включающие:

- формирование представлений о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях, приемах вычислений;

- выработку прочных и сознательных вычислительных навыков;

- умение решать простые и несложные составные и арифметические задачи;

- знакомство с основными величинами и их измерением.

    Наряду с арифметическим материалом уроки данного курса включают геометрический материал, задания графического характера, а также практические задания.

Особенности реализации программы по математике для детей с ОВЗ

    Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка.  

     Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
  Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.

   Учебные занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, по индивидуальному расписанию.

   Цель  данной  программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Основная цель курса состоит в том, чтобы не только обеспечить математическую грамотность обучающихся, но и расширить пространственные и геометрические представления на доступном для них материале для коррекции мышления и речи.

     Задачи индивидуального коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ VII вида:

-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;

-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);

-формирование учебной мотивации;

-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;

-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;

-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);

-коррекция индивидуальных отклонений;

-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;

-организация благоприятной социальной среды;

-системный и планомерный контроль за развитием детей с ОВЗ педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Основные направления коррекционной работы:

1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти.

3) Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4) Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

6) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:

-индивидуальный подход;

-предотвращение наступления утомляемости;

-активизация познавательной деятельности;

-обогащение знаниями об окружающем мире;

-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

-проявление педагогического такта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел до 1000;

- названия компонентов и результатов умножения и деления;

- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

- правила порядка выполнения действий в выражениях в два-три действия (со скобками и без них).

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;

- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;

- выполнять проверку вычислений;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих два-три действия (со скобками и без них);

- решать задачи в одно-три действия;

- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

Общеучебные умения и навыки:

I. Организация учебного труда.

  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II. Работа с книгой и другими источниками информации.

  • Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

III. Культура устной и письменной речи.

  • Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.

IV. Мыслительные умения.

  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
  • Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
  • Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Курс математики в 3 классе включает следующие разделы

(учебно-тематический план):

1. Числа от 1 до 100 (продолжение).

2. Табличное умножение и деление.

3. Внетабличное умножение и деление.

4. Числа от 1 до 1000

5. Нумерация.

6. Арифметические действия .

7. Итоговое повторение.

     Новые понятия: сотни, умножение, множители, произведение, деление, делимое, делитель, частное, периметр, площадь, круг, окружность, центр, радиус, разносторонние и равнобедренные треугольники, доля числа, цена, количество, стоимость, деление с остатком.

Учебно-методический комплект:

1. Математика. Учеб.для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012

2. Рабочие тетради по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика.3 класс. В двух частях», М.: Издательство «Просвещение».

Календарно - тематическое планирование по математике в 3 классе

                                (индивидуальное обучение для детей с ОВЗ)

Тема урока

Дата

Примечание

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение)

1.

Повторение знаний о сложении и вычитании. Устные приёмы сложения и вычитания.

2.

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Решение задач в два действия.

3.

Тренировка навыка решения уравнений способом подбора.

4.

Закрепление по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

Умножение и деление (продолжение)

5.

Уточнение знаний о конкретном смысле умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числом 2. Чётные и нечётные числа.

6.

Работа с таблицей умножения и деления на 3.

7.

Установление связи между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

8.

Тренировка в выполнении порядка действий в выражениях без скобок и со скобками.

9.

Работа с таблицей умножения и деления с числом 4.

10.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

11.

Работа с таблицей  умножения и деления с числом 5.

12.

Работа с таблицей умножения и деления с числом 6.

13.

Закрепление. Решение задач.

14.

Работа с таблицей умножения и деления с числом 7.

15.

Уточнение  способов сравнения фигур по площади. Единица площади – квадратный сантиметр.

16.

Работа с таблицей умножения и деления с числом 8.

17.

Работа с таблицей  умножения и деления с числом 9.

18.

Закрепление знаний о единицах  площади. Квадратный дециметр. Квадратный метр.

19.

Тренировка в вычислениях умножения на 1 и на 0

20.

Закрепление знаний о единицах  времени – год, месяц, сутки.

Внетабличное умножение и деление.

21.

Закрепление знаний по теме «Умножение суммы на число».

22.

Тренировка в вычислении - деление суммы на число.

23.

Уточнение знаний о том, как выполнять проверку делением.

24.

Отработка навыка выполнения действия деления с остатком. Проверка деления с остатком.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

25.

Закрепление знаний по теме «Устная и письменная нумерация».

26.

Тренировка навыка увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 раз.

27.

Повторение. Единицы массы – килограмм, грамм.

Умножение и деление.

28.

Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число.

29.

Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число.

30.

Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число.

31.

Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число.

32-34

Закрепление пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по математике (1-4 класс)

Адаптированная программа по математике (Школа России)...

Адаптированная программа по математике для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) 1 класс

АДАПТИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА учебного курсапо математике ( авторы М.И. Моро, М.А. Бантова)УМК «Школа России» для детей с тяжелым нарушением речи (V вид)...

Адаптированная программа по математике 5 класс

Адаптированная программа по математике для учащихся 5 класса  со 2 по 4 четверть "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"...

адаптированная программа по математике 3 класс

Данная адаптированная индивидуальная программа по предмету «Математика»  разработана  в соответствии с ФГОС НОО, на основе заключения территориальной  ПМПК  Советского района, прот...

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...

Адаптированная программа по математике для 3 класса

Адаптированная программа составлена для учащегося 3 класса по математике УМК "Школа России".  В приложении имеются проверочные работы....