Драматический спектакль по мотивам повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».
методическая разработка на тему

Чупрова Татьяна Александровна

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой. Одним из таких писателей является Борис Львович Васильев.

В семнадцать лет он добровольцем ушел на фронт. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным. Женщина на войне - это неисчерпаемая тема. Именно поэтому для своего сценария я взяла за основу повесть  Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_zori_zdes_tihie.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Драматический спектакль

по мотивам повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Пояснительная записка:

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой. Одним из таких писателей является Борис Львович Васильев.

В семнадцать лет он добровольцем ушел на фронт. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным. Женщина на войне - это неисчерпаемая тема. Именно поэтому для своего сценария я взяла за основу повесть  Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи:

а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

б) развивающие:

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу;

в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь обучающимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним.

Действующие лица:

Рита Осянина , Женя Камелькова , Лиза Бричкина , Галя Четвертак,Соня Гурвич, Васков

Оформление сцены: Лес.

Реквизиты: белый шарф, венок из цветов, сапоги кирзовые – 5 штук, книжка Блока, фляжка, рюкзаки, военная форма

(На сцене стоят девушки и Васков. Все стоят спиной к зрителям. В руках кирзовые сапоги, рюкзаки, ремни. Звучит музыка. Девушки по тихонько начинают идти в глубь сцены. После каждого выстрела девушки поворачиваются по одному к зрителям, самым последним – Васков и начинает говорить …)

Васков: Стояли безветренные белые ночи. Длинные от зари до зари, сумерки дышали густым застоем зацветающих трав. По утрам можно было шлёпать босыми ногами по холодной до боли росе. Фронт зацепился за озера, прикрылся лесами, влез в землю и замер. Замер и май 1942 года. А зори здесь тихие, тихие.

        На 171 разъезде никаких чрезвычайных происшествий согласно сводкам не произошло. Чрезвычайных нет. Шла обычная военная жизнь.

(Васков отходит в сторону. Одевает фуражку, поправляет ремень)

Васков: Товарищи бойцы! Повторяю боевой приказ.

(Девушки строятся, начинают одеваться, надевают сапоги)

Васков: Противник в численности до двух вооруженных до зубов фрицев движется в район Выпь – озера. Нам поручено захватить противника в плен. В случае сопротивления одного убить, второго взять живым. Вопросы?

Женя: Вопросов нет! Все ясненько.

Васков: Если ясненько, прошу занять позицию, и чтобы лежали,  как мыши.

(одна из девушек громко чихает)

Васков: И чтоб не шуршал никто. Первым я с ними буду говорить.

(одна выходит из строя)

Соня: По – немецки?

(все смеются)

Васков: И не хохотать. По – русски. Ежели вы и в бою так выглядывать будете, то медсанбата поблизости нет. И мамань тоже. Бабам с немцами хорошо из дали воевать, поэтому категорически приказываю. Лежать!

(Галка ложится, все смеются)

Васков: И не хохотать, пока лично «огонь»  не скомандую.

(Васков отходит, а Галка стает)

Васков: А не то не погляжу, что женский род. Всё. Инструктаж окончен. Поправляетесь пока.

Рита: Приведите себя в порядок пока.

Женя: Он говорил мне, будь ты моею…

(Девушки на перевале)

Галка: Женька, ты русалка.  У тебя кожа прозрачная, как твой шарф. С тебя же скульптуру лепить можно.

Лиза: Несчастная Женька. Такую фигуру и обмундирование упаковать, это же сдохнуть легче.

Соня: Да, Женька у нас красивая, да только красивые редко счастливые бывают.

Галка: Нет, Женька. Не слушай ты ее. Тебя же в музей нужно под стекло на черном бархате в белой фате, как невесту.       

Женя: На место положи, невеста!  (заплетает волосы)        

Соня: Тихо то как! Как во сне!

Васков: Болото! Мертвое место! Погибельное.  

(Галя начинает уходить)

Васков: Стоять! Ты куда без приказа?        

Женя: Да, куда, куда!  По женским делам!  (заплетает волосы)        

Васков: Нет здесь женщин. Нет! Есть бойцы и командиры. Понятно! И покуда  война не кончится. Немцы – вояки злые. С ними в хахоньки играть, почти как со смертью. Так, что Камелькова… Эх, бабы вы – бабы!

        Мужчинам и то война, как зайцу курево, а уж вам – то … Довел значит фашист Россию, если уж девки за винтовки схватились.

Рита: А стало быть довел. Да не волнуйтесь вы так, товарищ старшина! Справимся.

(Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова, муз. М.Блантера.)


Лиза: Ой, девочки! Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Каждый день я ждала свидания с праздником.

Галя: Расскажи…

Лиза: А рассказывать то нечего. Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери. Мама очень сильно болела и я все время убирала, скребла, кормила, а потом снова убирала… потом ждала - свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом… Потом ждать стало нечего: война. 

(Звучит музыкальная тема Гурвич / «Утомленное солнце», муз. Ю.Петербургского, сл. И.Альвека/ )


Соня Гурвич:  А я в Москве училась в университете. Отличницей была. Я вместо  танцев бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока. Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького, а после нашего свидания он ушёл на фронт добровольцем.  А потом и я надела форму и сапоги , правда они топают очень сильно, потому –что на два размера больше. Когда сапоги по ноге, они не топают, а стучат. Это все знают. 

(Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз.Е.Розенфельда/)

Рита: Из всех довоенных событий самое дорогое для меня- школьный вечер встречи с пограничниками. Я сидела боялась шевельнуться.  Потом попал общий фант – станцевать  вальс. (танцует) Раз – два – три, раз – два – три…

Соня: А потом что?

 Рита: А потом он  пошел провожать меня домой… У меня сердце падало прямо в коленки…А потом были письма. По субботам- его короткие, а по воскресеньям- мои длинные. А в июне он приехал и сказал,  что на границе не спокойно и что надо срочно бежать в ЗАГС.

Девочки: В ЗАГС?

Рита: Да девочки, я же самая первая из класса вышла замуж.  Да еще и не за кого ни будь, а за красного командира.  А через год родился сын. Алик.

Лиза: Алик – красивое имя…

Рита:  А еще через год началась война… 22-го  началась война, а 23 –го мой красный командир погиб

Лиза: Погиб?

Галя: Все равно, все равно, Рита, ты счастливая! Тебя любили, а меня никто не любил…

Лиза: Да, что же ты, Четвертачек…

Галя: Четвертачек, Четвертачек. Подкидыш я.

(Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова, муз. М.Блантера /.)

Галя Четвертак: Даже фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении.

Женя: Четвертак – какая красивая фамилия…Знакомьтесь,  Галина Четвертак…(девочки хлопают)

Галя: Так это же я Галя Четвертак в 10 лет стала знаменитой! Взяла и сочинила сказку. Слава прошла, как только сказка всем надоела.  А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала! Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты.

(Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П.Арского», муз. Е.Листова/.)


Женя:  Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый! Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Камелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась. Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна осталась, после растрела своей семьи. Одна на всем белом свете. Но я сведу с фрицами личные счеты. Обещаю, девоньки. За маму, сестренку, братишку…

(Девочки начинают петь песню «А закаты алые»)

«А закаты алые»

Перед боем тихие, теплые вечера
И покрыт тревожною сон тишиной
У вчерашних девочек гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой

Здесь всю ночь горела звезда одинокая,
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березы белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

(Васков смотрит на девочек задумчиво)

Васков: Да, вояки у тебя, товарищ старшина!  Гимнастерки бойко торчат, солдатские сапоги не предусмотрены на такие размеры, а из под пилоток нахально лезут кудри всех цветов и фасонов. Зато не пьющие. Не успели узнать еще толком ни любви,  ни материнства, ни радости, зато горя уже нахлебались. Накормила война по самое не хочу.

(Лиза встает и высматривает в дали что – то)

Лиза: Товарищ старшина, идите сюда!

Васков: Вы бы потише. Зори здесь тихие. Далеко слышно. Мыслю я, что дорогу держат на железку, на кировскую дорогу значит. Вы бы поосторожней. Врага да медведя с глазу спускать не годиться.

Лиза: Да, стихло все кругом: и леса, и озера, и воздух тот же самый. Все на покой отошло. Затаилось, только птицы как – то странно кричат…

Васков: Птицы кричат. Сороки – белобоки шебуршат, значит беспокоит их кто – то. Не иначе гости. Овсянина подымай бойцов. Мигом, но скрытно...

(Все садятся на корточки и высматривают в даль)

Васков: Вот она, Маргарита, эта минута, когда рождается случай. В обычной жизни мы этого не замечаем  ее,  этой минуты. Но когда нервы напряжены до предела, то минута делается ощутимой и длинной до бесконечности. Ну идите же, идите! Идите!

Соня: Товарищ старшина, кусты.  

Васков: Чую! Не высовываться.

Рита: Товарищ старшина, немцы.  

Галя: Где? Где?

Рита: Рослый какой. В пятнистой плащ – палатке. Высокие зашнурованные сапоги. Автомат на изготовку. А шаг легкий, кошачий.

Женя: А вот второй. Идут тихо, беззвучно, как тени. Два немца.

Соня: Товарищ старшина, два немца. Оба тут. Два! Три!

Женя: Пять! Шесть!

Галя: Десять! Одиннадцать!

Лиза: Четырнадцать! Пятнадцать!

Галя: Шестнадцать! Товарищ старшина, на нас идут.

Васков: Вижу! Назад ползком. Теперь покуда что ползком жить будем.

(Девушки ползком, Васков встает)

Васков: Эх, пулемет бы сейчас. Автоматов тройку да мужиков бы к ним поздоровей, но была только пятерка смешных девчат да по пять обойм на винтовку. От того и обливался потом старшина в то российское, майское утро.

        Бричкина, ко мне! Веселей дыши, Лизовета! Это ничего, что их 16. Это даже и лучше, что их 16.

Лиза: Ага, лучше, товарищ старшина, лучше!

Васков: Дорогу  назад хорошо помнишь?

Лиза: Помню!

Васков: Молодец, девка! Иди вдоль озера. Главное – болото. Ориентир – берёза. Доложишь на заставе обстановку. Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержим. Сама понимаешь.

Лиза: Понимаю!

Васков: Лиза! Лиза! Лизовета!

               Что ж не шлёшь ты мне привета!

                Что ж ты, Лизка, не поешь

Это припевка такая в наших местах была.

Лиза: А мы по другому пели…

Васков: Позже мы с тобой споем, Елизовета. Вот выполним боевой приказ и споем.

Лиза: Обещаете?

Васков: Обещаю! Ну, сказал же.

Лизка: Ну, глядите, товарищ старшина, обещали.

Васков: Дуй, Елизовета  Батьковна!

Лиза: Лиза летела через лес, как на крыльях. Она улыбалась, стесняясь того нового чувства, что зародилось в ней. Думая о Васкове она забыла о слезах. Возвращаться уже не было времени. И она шагнула (шаг вперед) в дряблую жижу болота, цепенея от ледяной воды. Почти животный ужас  скапливался в ней. Ещё час  полтора и она добежит до своих. А когда комендант вернется, то они споют.

Огромный, бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от неё, что Лиза резко рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, и ноги сразу потеряли опору, и ее медленно потащило вниз. Топь вдавливал. Как будто мягкими тисками. Лиза прямо лицом упала в грязь. Она, извиваясь, задыхалась жидкой месю, а тропа была где – то совсем рядом. Шаг – пол шага, но эти пол шага невозможно было сделать.  (Звук топи болота. Девушка снимает сапоги.) Лиза долго видела синее, прекрасное небо и до последнего мгновения верила, что завтра будет день и для неё.

(Медленно идет к стене, оборачивается и садится)

Васков: Ах, мать честная! Так курить хочется. А кисет забыли. Птю ты, женский полк, беспаметный!

Соня: Я знаю, где он лежит. Я принесу. (начинает убегать)

Васков: Гурвич, куда?

Соня: Я быстро! А-А-А! (звук ножа)

Соня: Странный этот крик. Неестественный. (снимает сапоги)

Почти беззвучный, как выдох. Словно застрял среди листвы. Крик, с которым все отлетает, а потом долго звенит внутри. Этот звон словно  завораживается, холодит. Ждали немцы Соню Гурвич или случайно на них напоролась. Бежала без опаски, громыхая на двух размера больше по дважды пройденному пути, чтобы притащить ему, старшине Васкову забытый на пеньке кисет. Махорку  ту, в трижды проклятую! Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть. От чего пронзительно вонзило яркой болью рвануло вдруг сердце. Нет…успела и понять успела, и крикнуть, потому  что не достал нож до ее сердца с первого раза, на мужика был поставлен удар, грудь помешала.

(Медленно идет к стене, оборачивается и садится)

Васков: Ты чего скукожилась, товарищ боец.

Галя: Холодно!

Васков: Лоб давай. Ах ты,  мать честная! Жар  у тебя. Вот оно болотце – то. Вот, он сапог потонувший. (Фляжку дает) Так примешь или разбавить.

Галя: А, что это? Микстура.

Васков: Ну, спирт.

Галя: Ну, что вы, что вы!

Васков: Без разговору. Приказываю принять.

Галя: У меня мама медик…

Васков: Нету тут мамань, здесь бойцы и старшина.

(Галя начинает пить и замирает)

Васков: Ну!

Галя: Немцы!

Васков: (толкает) В кусты!

Галя: Немцы шли стоя, пригнувшись и выставив автоматы. Васков толкнул Галю в кусты, сам на землю завалился,  поймал ее взгляд и словно оборвалось в нем что – то.

Васков: Боится она. По - страшному боится. Изнутри боится.

Галя: Перед глазами Гали всплыло мертвое лицо Сони. Она физически и до дурноты чувствовала в ней тупой, чугунный ужас. Выгнувшись и заломив руки за голову, она метнулась наперерез диверсантам, уже ничего не соображала. (выпадает вперед) ААА

(снимает сапоги)

Последний крик ее затерялся в булькающем крике. А ноги еще бежали, ешё бились вонзаясь в мох носками солдатских сапог.

Васков: Давно товарищ старшина не бегал. Метался по кустам, падал, поднимался, снова бежал. Бежал,  уходя от пуль, топал, орал, до хрипоты, дразнил фрицев, за собою водил. От девчонок уводил. Замахивал на себя как на наживку, играл с огнем. Две девчонки у меня остались. Две русские девчонки. Нельзя собой рисковать. Никак нельзя.

Женя: Женька… Она всегда верила в себя. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от раненной Риты Осяниной. Ни на мгновение не сомневалась, что все закончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок. Она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно, неправдоподобно умирать в 19 лет. Немцы ранили ее вслепую и она могла бы, могла бы, могла бы затаиться, переждать, но она стреляла, стреляла, пока были патроны. Она стреляла лежа, уже даже не пытаясь убегать. Потому что вместе с кровью уходили ее силы. (начинает громко петь)

Полыхнули взрывы и небо обрушилось

Солнца не видать, прячет дыма стена

Спят березы белые, травы высокие

Забрала нас, мальчики, война…

А закаты алые, алые, алые…

(звук выстрела, снимает сапоги)

И немцы добили ее в упор. А потом долго смотрели на ее и после смерти гордое, красивое лицо.

Васков: Война раскладывает гигантский пасьянс из человеческих жизней. Непонятно переплетает судьбы людей. Больше всего старшина боялся, что поймет Рита его растерянность. Учует. Мысли в голове шарахались, как мальки на мелководье. Пока война – оно понятно, а что потом ответить. Когда спросят, что же это вы, мужики, наших мам от пули спасти не смогли? Как же это так получилось? За что я вас всех пятерых положил. За 10 фрицев? За дорогу железную. Да беломорский канал.

Рита: Не надо, Федот. Родина ведь не с канала начинается. А с родного дома. А мы его защищали. И мечту свою. Соня – о большой и дружной семье, где все друг другу помогают. Лиза мечтала найти своего спутника жизни. Галка – мечтала найти свою маму. Женька – об искренней, большой любви, а я о счастливом будущем своего сына. Все правильно мы сделали.

Все девочки: Все правильно!

Васков: Да не победили они нас, не победили. Понимаешь. Я еще остался. Меня еще повалить надо. Ничего, мы дома, свой лес. Ты отдохни, потерпи, поплачь. За девочек, а я в разведку, Маргарита Сергеевна.

Рита: Рита знала, что рана ее смертельна. Что умирать она будет долго и трудно. Ненавидеть тихо и беспощадно. Ничего не жалко, только сын остался сиротой. По серым проваленным щекам ее медленно текли слезы (выстрел. Снимает сапоги).

Рита выстрелила в висок.

Васков: Васков скорее почувствовал, чем услышал этот выстрел. Лес трещал под немецкими сапогами, звенел немецким голосами и пел немецкими пулями. Инстинкт вел Васкова прямо на зверя. В руке намертво зажат наган с последним патроном, в кармане бесполезная граната без взрывателя. Сознание уходило, и чудились ему в березовом лесу подруги, невесты, жены, матери. Пятеро, все пятеро. Старшина ворвался в избу. Хэнде хок, Лягайт, лягайт… И ругался черными словами, самыми черными, какие он знал. Он смеялся сквозь слезы и снова ругался. Ну что взяли, взяли? 5  девчат было, 5 девочек…(пауза).

(Васков берёт платок с венком)

Васков: Они бы детишек  нарожали, а те внуков, правнуков. А не будет тех ниточек. За что же со смертью  то их поженили? Чего ради?

(Девушки по очереди подходят к Васкову и отдают пилотку и начинают танцевать с фатой. После все выстраиваются. )

Васков: А зори здесь были тихие, тихие!

(начинается музыка самая первая, артисты уходят со сцены)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час к Дню Победы. Сценарий "А зори здесь тихие!"

Этот сценарий можно использовать на внеклассных мероприятиях, посвященным Дню Победы. Мною сосдана сопутствующая презентация с музыкальным сопровождением....

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Сценарий спектакля по одноименно повести Юлии Насветовой "Кукла рождественской девочки".

Рождественская история по произведению Юлии Насветовой, история о девочке, которая решив помочь больной маме, хочет продать свою единственную ценность  - красивую, любимуб куклу ради того, что бы...

Литературно-музыкальная композиция "А зори здесь тихие"

Сценарий для проведения воспитательного мероприятия ко Дню Победы....

сценарии к спектаклям "Вредная барыня", "Мишкин Новый год", "А зори здесь тихие "

спенарии к спектаклям: "Вредная барыня"(спектакль с куклой тантамареской), новогодний спектакль "Мишкин Новый год", мини- спектакль "А зори здесь тихие" для детей старшег...

Сценарий театрально-музыкальной композиции «Дети войны», посвящённой Дню Великой Победы (по мотивам повести Валентина Катаева «Сын полка»)

Сценарий театрально-музыкальной композиции «Дети войны», посвящённой Дню Великой Победы (по мотивам повести Валентина Катаева «Сын полка»)...