Литературно-музыкальная композиция "А зори здесь тихие"
материал на тему

Мягкова Татьяна Владимировна

Сценарий для проведения воспитательного мероприятия ко Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_zori_zdes_tihie.docx26.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная  композиция «А зори здесь тихие»

Занавес закрыт. На фоне музыки звучит стихотворение. Луч

Когда это будет – не знаю
В стране белоногих берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны
И выйдет к армии маршал
Не видевший этой войны
И мне не додуматься даже
Какой там ударит салют
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют

Занавес открывается. На сцене современный школьный класс. Ученики готовятся к уроку. Вбегает школьница.

Шкл: Привет! Слышали, сегодня после уроков встреча с ветераном Великой
Отечественной Войны, а потом фильм пойдем смотреть.
1 – й: Опять!
2 – й: Сколько можно!
3 – й: Лучше бы дискотеку какую-нибудь придумали!
1 – й: А какой фильм?
Шкл: Сказали «А зори здесь тихие». Про войну.
1 – й: А я люблю про любовь. И чтоб все закончилось хеппи-эндом.
2 – й: Конечно, тебе какая война, тебе боевичок подавай.
3 – й: А давайте не пойдем. Зачем нам это надо?
4 – й: А я пойду.
Шкл: Конечно иди. Будешь представлять весь наш дружный класс.
4 – й: Я пойду не за класс. Я пойду за себя. У меня дедушка, мамин отец, 18-летним погиб под Берлином. А бабушкина сестра в 44-ом пропала без вести.
1 – й: Как будто ты один такой. У меня в семье до сих пор хранится похоронка на прадеда.
2 – й: А у меня прабабушка в годы войны медсестрой в госпитале работала.
3 – й: А у меня…
4 – й: Вот видите. Мы не знали этой войны, но она прошла через наши семьи. Вы помните, сколько людей погибло тогда?
Шкл: Вроде бы больше 20 миллионов.
4 – й: Вроде бы… А ты вдумайся в эту цифру. Ведь многие из них были чуть постарше тебя.
Шкл: Как страшно!
4 – й: Да, страшно. Но мы не должны забывать и страшные страницы нашей истории. Потому что забыть – значит предать. Предать тех, кто не вернулся с войны.
1 – й: Мы пойдем на встречу с ветераном?
2 – й: Да. И в кино пойдем.

Опускается супер. На фоне супера звучит мелодия довоенного вальса

1 дев: Первое взрослое платье надела
Первые туфли на каблуке
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!

1 юн: Бал выпускной закружил нас с тобою
         Вот и заря в проеме окна!


1 дев: Нет, не заря, это зарево боя!


2 дев: Это июнь – двадцать второе,
          Год сорок первый – война.

Звуки взрывов, топота ног, яркие вспышки света

3 дев: Мы-то не знали, мы ждали рассвета…

Вместе: Трубы трубят! Трубы трубят!

 
3 дев: Нам показалось, что танцы все это.
          А это – трубы сзывают ребят.


2 юн: Мы все до сих пор
          Назывались – ребята
         Так где ж это слово? –
         Прощаемся с ним!
         Ребятам – повестки из военкомата
         А девушкам надо решать самим!

Уходят. На сцене девушка под гитару поет песню «До свидания, мальчики»
Супер поднимается. Сцена после боя. Затем выходят 3 девушки в военной форме

1 дев: Я ушла из детства в грязную теплушку
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слышал
Ко всему привычный сорок первый год.

2 дев: Качается рожь несжатая
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.

3 дев: Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Супер поднимается. Стол, на столе цветы. За столом сидят Соня, Лиза, Рита

Соня: Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего
Мы, дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего.

Лиза: Чьи это стихи, Соня?


Соня: Это Блок. Тоненькую книжечку с его стихами мне подарил очкастый сосед по лекциям.


Рита: Наша Соня знает этих стихов уйму. Недаром она и в школе, и в университете круглой отличницей была.


Соня: Да! Я всегда вместо танцев бегала в читалку или в театр.


Лиза: Соня, почитай еще!

Вбегают Галка и Женька с патефоном в руках

Женя(невысокая девочка): Девчонки! Вот выпросила у Полинки патефон!

Женя включает патефон и, схватив Галку, танцует под Рио-риту


Соня: Ой, Женечка, какая ты красивая!


Галя: На сцену бы тебя, Женька! Вот я всегда мечтала стать певицей, носить длинные платья, иметь массу поклонников…


Женя: (дурачась) Представляю – певица Четвертачок! (целует Галю).


Галя: Фамилия, конечно, смешная! Мне ее завхоз в нашем детдоме дал, и все из-за маленького роста.

Лиза: Ой, Женька, ой! С тебя только скульптуру лепить!


Рита: Красивая! Красивые редко счастливыми бывают.


Женя: Девчонки! А я ничего не боюсь! Мне отец говорил: «Дочка красного Командира ничего не должна бояться». Я и на лошади скакала, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку…


Лиза: А я все 19 лет живу в ожидании счастья. Подружки кто уехал учиться, кто замуж вышел, а я за больной мамой ухаживала, отцу в лесничестве помогала.


Рита: Знаете, девчата, а я ярче всего помню школьный вечер – встречу с героями – пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнуться… А потом… Потом он пошел меня провожать. Я схитрила и повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж и не за кого-нибудь, а за красного командира-пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете! Проклятая война!!!
Супер опускается. Выходят современные девушки и юноши

1. Ровесницы наши со школьной скамьи
Когда-то под пули шагнули в бои
И тяжесть войны, что бедой обожгла
На плечи вчерашних девчонок легла


2. Ровесницы наши просились на фронт
Туда, где в полнеба пылал горизонт
Спешили попасть поскорей в медсанбат
Спасали от ран умиравших солдат


3. Да, в гимнастерках и шинелях
И не на танцах, а в бою
Сжав губы и неся потери
Девчонки юность встретили свою.


4. Я сегодня думаю о многом
В сапогах солдатских, все в пыли
По лихим, не девичьим дорогам
Наши девушки в бессмертье шли


5. Они не станцевали своих вальсов
Не дождались признания в любви
Девчонками ушли на фронт сражаться
За мирный дом и за мечты свои.

Уходят. Лучом по очереди высвечиваются Герои.    Звучит реквием.

Васков: Здесь у меня болит, сердце свербит. Так свербит… Положил ведь я вас всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?


Рита: Ну, зачем так? Все же понятно… Война…


Васков: Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят? Что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы их со смертью оженили, а сами целехоньки?
Благословляя на праведный бой
Женщина мужеству нас учила
И если на свете есть все – таки бог
Бог – это женщина, а не мужчина.

Рита: Меня ранило осколком в живот, что даже разглядеть было трудно, что там, потому что смешалось все – и кровь, и рваная гимнастерка, и вмятый туда, в живот, солдатский ремень. Боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Я заплакала, но слезы потом пропали, они отступили перед тем огромным, что стояло передо мной, в чем нужно было разобраться и к чему следовало подготовиться. Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем я. Мой муж геройски погиб во второй день войны, а сейчас и мне смерть прислала повестку – ржавый и щербатый осколок. Мой сын остался сиротой, он остался один, мой маленький сын в этом огромном и страшном мире. Я думала о том, как переживет он войну, и как потом сложится его жизнь. Я знала, что рана моя смертельна , и умирать я буду долго и трудно… Я застрелилась выстрелом в висок.

Детский крик «Мама-а-а-а»

Лиза: До чего же мне хочется жить
Умирать мне, друзья, неохота
Только б жить и страдать, и любить
Снова тратить бы годы без счета

Только б жить, и любить, и гореть
А уж жизни осталось немного
Для чего ж нам пришлось одолеть
Эту трудную нашу дорогу

Жизнь, как камень, тяжелый несли
По военной тропе за плечами
И как к краю земли подошли
Не заметили как-то и сами.


Васков понравился мне сразу: когда стоял перед нашим строем, растерянно моргая еще сонными глазами. Я думала о нем и как на крыльях летела через лес. Шагнула в болото, с трудом продвигаясь вперед. Осталось пройти последний кусок, а дальше шла суша, там за час-полтора добегу до своих. Вдруг огромный белый пузырь вспучился передо мной. Это было так неожиданно, я, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, а тропа была где-то совсем рядом, полшага от меня, но эти полшага уже невозможно было сделать.
«Помогите! На помощь!». Я долго видела майское прекрасное безоблачное небо. Хрипя, выплевывая грязь, я тянулась и тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото и я в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для меня.

Женя: Я верила в себя и тогда, когда уводила немцев от Осяниной, не на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок… Я просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… «Расцветали яблони и груши» (песня прерывается автоматной очередью). А немцы ранили меня вслепую, сквозь листву. Я могла бы затаится, переждать, и может быть, уйти. Но я стреляла, потом, пока были патроны, стреляла лежа, не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы… И немцы добили меня в упор, а потом еще долго смотрели на мое и после смерти гордое и прекрасное лицо.

Соня: А я и не думала о смерти, когда бежала за кисетом нашего старшины, который он оставил на прежней стоянке. Бежала без опаски, торопясь притащила старшине махорку ту, трижды проклятую. И понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительно яркой болью рванулось вдруг сердце.
Я могла бы детишек нарожать, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…

Галя: Что такое подвиг? Прощание или вера?
Что такое подвиг? Мгновенье или вечность?
Шла она неслышно от школьного порога,
Уходила девочка в бессмертную дорогу.
Реальный мир был суровым и жестоким. Я всегда жила в воображаемом мире и хотела бы забыть и вычеркнуть все… И мертвые полузакрытые глаза Сони, и затвердевшую от крови ее гимнастерку, и две дырочки на груди… Узкие, как лезвия. Но не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, который словно пружина сработал в тот самый момент, когда немцы прошли от меня в двух шагах. Я метнулась через поляну, наперерез диверсантам, уже ничего не видя, не соображая. Коротко ударил автомат.

                                (автоматная очередь)


Васков: Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохните здесь, все сдохните!

Исполняется песня «Журавли». Затем на сцену выходят современные юноши и девушки


1. Над страною звучит набат
Оглянись сквозь года назад

2. Сорок первый… Горящие хаты  
В бой на смерть шли тогда солдаты

3. Сорок пятый… Победные марши.

4. Те ребята ведь были чуть старше нас

5. Позабыть не имеем мы права
Те года, что овеяла слава

6. И своим мы расскажем детям
Как народ наш врагу ответил

7. Как как прошел сквозь огонь, сквозь беды
Вместе: Мы – наследники той Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час к Дню Победы. Сценарий "А зори здесь тихие!"

Этот сценарий можно использовать на внеклассных мероприятиях, посвященным Дню Победы. Мною сосдана сопутствующая презентация с музыкальным сопровождением....

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

статья Отражение нравственных ценностей в литературе о Великой Отечественной войне (на примере изображения женских образов в повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)...

Литературно-музыкальная композиция на стихи Н. Рубцова (Тихая моя Родина)

Литературно-музыкальная композицияна стихи Н. Рубцова(Тихая моя Родина)...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Драматический спектакль по мотивам повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Авторы к...

сценарии к спектаклям "Вредная барыня", "Мишкин Новый год", "А зори здесь тихие "

спенарии к спектаклям: "Вредная барыня"(спектакль с куклой тантамареской), новогодний спектакль "Мишкин Новый год", мини- спектакль "А зори здесь тихие" для детей старшег...