Статья
план-конспект урока (4 класс) на тему

Дмитриева Оксана Анатольевна

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrieva_seversk.docx21.74 КБ
Microsoft Office document icon dmitrieva.doc468.5 КБ
Файл dmitrieva_17.04.18.pptx1.77 МБ
Файл urok_rechevaya_praktika.docx808.15 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа-интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22  г. Томска

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

         

Подготовила: Дмитриева О.А.

Томск 2018г.

            В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения. Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучения ребёнка, основанные на информационных технологиях.

В данной работе рассматриваю процессы оптимизации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Исходя из опыта работы в школе , постоянно наблюдаю в развитии детей с отклонениями в развитии ряд особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речевой и мыслительной деятельности , специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивые положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу: умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативны, воображение не развито , познавательная инициатива в процессе формирования.

слайд

Помочь ребенку преодолеть трудности можно с помощью мультимедийного оборудования. Компьютер, ноутбук, интерактивная доска являются для него необыкновенным чудом, способным заворожить, удивить и обрадовать.  С их помощью можно играть, узнавать новое, общаться, творить, чувствовать себя успешным и нужным человеком. Для многих детей – это сбывшаяся мечта. (Слайд № 2)

слайд

Особую значимость  и актуальность современное обучение видит в активном применении ИКТ. Они способны решать многие педагогические задачи , представляют совершенно новые возможности для творчества , приобретения и закрепления профессиональных навыков , позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

 

 Новое время требует новых подходов в обучении, новых технологий. Использование учителем ИКТ при личностно-ориентированном обучении помогает раскрытию индивидуальности ребенка и созданию комфортной среды для обучения с учетом индивидуально - психологических особенностей, появляется возможность для дифференциации учебного процесса. Электронные презентации формируют мотивацию к поисковой мыслительной деятельности через решение проблемных ситуаций. А электронные физкультминутки предотвращают перегрузки обучающихся и сохраняют их здоровье. (Слайд № 3-4).

слайд

Уроки с применением мультимедийного оборудования становятся более наглядными и эффективными. Информационно-коммуникационные технологии:

  • оживляют учебный процесс
  • повышают мотивацию обучения
  • расширяют и закрепляют полученные знания
  • облегчают процесс усвоения и запоминания материала
  • активизируют самостоятельную деятельность
  • формируют навыки самоконтроля
  • развивают коммуникативные способности

Все вышеперечисленное направлено на получение качественного образования. Благодаря использованию современных технологий за три последних года качество в моем классе повысилось с 45% до 62%. (Слайд 5,6,7)

слайд

Во внеурочной деятельности мультимедийные технологии предоставляют широкие возможности в организации различного рода мероприятий, стимулируют познавательный интерес, развивают творческие способности. Они помогают установить эмоциональный контакт детей с педагогом и родителями. (Слайд № 8)

слайд

Применение ИКТ в проектной деятельности расширяет возможность самостоятельной работы обучающихся, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентации. С исследовательскими работами ребята принимают участие в конкурсах разного уровня (Слайд № 9).

Результат применения мультимедийного оборудования – это:

  • подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями;
  • способность актуализировать полученную информацию для дальнейшего самообразования;
  • получение качественного образования;
  • успешная адаптация в современном мире. (Слайд № 10)

Для достижения хороших результатов учитель сам должен владеть компьютерной грамотностью.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа-интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22  г. Томска

Конспект урока по письму и развитию речи
в 4 классе

«Предложение»

подготовила

учитель начальных классов

Дмитриева Оксана Анатольевна

г.Томск 2018

Тип урока: урок повторения.

 Цель: сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность). 

Задачи.                                                                                                                                          Предметные: создать условия для определения признаков текста ( целостность, связность, законченность);                                        способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам;                                                                                                                               осмысленно читать текст.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы.

Личностные:  ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес кновым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Планируемые результаты.

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы.

Регулятивные: контролировать  процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: ориентирование на учет чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Основные понятия: текст, целостность, связность, законченность.

Межпредметные связи: живой мир, речевая практика.

Ресурсы: основные - учебник, рабочая тетрадь;

 дополнительные- раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

Форма организации пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии: 


- личностно – ориентированного обучения;


- объяснительно – иллюстративного обучения;

 
- педагогика сотрудничества (учебный диалог).

                                             

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

 

  Добрый день! Добрый весенний  день. Я рада вас видеть на уроке. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.

                                                                   

(рисунки  солнышка)

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
 -  Интересным ,полезным, чтобы узнали что-то новое или повторили то, что знаем.

2. Минутка чтения.

 -Ребята, какое сейчас время года?

Весна-это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа . Весну ждут с нетерпением!

Перенесите  взгляд на экран и прочитайте  слова о весне.

Пришла, опять, весна, таинственная, оживление, радостное, настроение.

3. Сообщение темы урока.

Эти слова  мы прочитали неспроста. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим  подчеркнутые буквы, то прочитаем  цель нашего урока.

                                                    ПОВТОРЕНИЕ

- А что нам   придется  повторить вы скажете сами чуть позже..

 

4. Минутка чистописания.

  Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму.

Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

 Игра –упражнение «Замок»                           Картинка 16 из 457

На двери висит замок  

Кто его открыть бы мог?

Повертели, повертели

Покрутили, покрутили  

Постучали, постучали  

Потянули, потянули

И открыли замок!!!

-Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа.
 

 (на доске слова на карточках : солнце, свет, весна)

 Прочитайте слова, записанные  на карточках.

Учитель: Какой одинаковый звук встретился во всех словах? (Звук с)

Дайте характеристику этому звуку.

Какую букву сегодня будем писать?

Запишите    Сс

5. Обобщение знаний о предложении.


                                                              ласковое

                                на

        

                            сияет

        небе

        солнце

        Представьте  себе, что вы вышли на улицу , посмотрели  на небо и увидели …. Тучку. Но  эта тучка не простая , из неё капают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. Что вы можете сказать об этих словах?

- Это слова разных частей речи: на – предлог, небе, солнце – существительные, ласковое – прилагательное, сияет – глагол.

-Что можно составить из этих слов? ( Предложение)

Составьте предложение.

На небе сияет ласковое солнце.

Запишем его в тетрадь с комментированием у доски.

Докажите, что это предложение. (Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу и выражает законченную мысль).

- Ребята, вы уже догадались,  какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня:  

  Предложение  

- Мы с вами сегодня повторим тот материал, который  изучили по теме "Предложение".

 6  Словарная работа

Учитель: А сейчас словарная работа .  

  Я вам буду загадывать загадки, но они не простые – отгадками на них будут словарные слова, которые вы должны разгадать и правильно без ошибок записать. Будьте внимательны! ( Работают у доски по очереди).

 Не живая, а идет, неподвижна - а ведет. (Дорога)  

Состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. (Погода)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном,
Стены позолочены. Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Пшеница)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

- Выберите любое из словарных слов и составьте с ним предложение. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение?

(Связать слова по смыслу. )

Запись предложения с комментированием у доски.

По дороге едет автомобиль.

7. Работа по закреплению пройденного материала.  

- Ребята, из чего состоит предложение?

(Из слов, которые связаны между собой по смыслу. )

- Что выражает предложение? ( Законченную мысль. )

- Итак, мы с вами   вспомнили правила:

Наша речь состоит из предложений.

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

Предложение выражает законченную мысль.

А теперь попробуем выполнить задание: составить из данных слов предложения:

Март, и, кончился, апрель, наступил, лесу, появились, В, проталины.

- Правильно! Это такие предложения:

Март кончился и наступил апрель.

В лесу появились проталины.

Слова в предложении расположены в определенном порядке.

Физминутка. (музыкальная)

Очень интересная тема "Предложение".

Будем изучать её все без исключения.

Чтобы всё отличным стало, умных правил здесь немало.

Всё мы будем замечать, а также правильно писать.

9.Дифференцированная работа.

Предлагаю вам  следующую работу.

У кого красная полоска   работают по карточкам

У кого   зеленая   работают в паре

У кого синяя работают  вместе с учителем

Стр. 199 упр. 33

10. Итог урока.

 

-Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

   Поможет нам  в этом  схема –опора.

Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

- А как вы думаете, пригодится ли вам это в  следующих классах?

11.Рефлексия

У вас на партах лежат карточки со смайликами.

Выберите себе тот смайлик , который соответствует оценке вашей работы на уроке.

Список использованной литературы

  1. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.
  2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. “Пальчиковая гимнастика”. Москва, АСТ* Астрель.2002.                                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС МБОУ ООШИ № 22 Учитель: Дмитриева О.А

Слайд 3

П ришла, о пять, в есна, т аинственная, о живление, р адостное, настро ение .

Слайд 4

17 марта. Классная работа.

Слайд 5

на сияет солнце небе ласковое

Слайд 6

На небе сияет ласковое солнце .

Слайд 7

ПРЕД ЛО ЖЕ НИЕ «Собери» по слогам тему сегодняшнего урока:

Слайд 8

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 9

Дорога Погода Пшеница Автомобиль

Слайд 10

По дороге едет автомобиль.

Слайд 11

Март, и, кончился, апрель, наступил. лесу, появились, В, проталины.

Слайд 12

Март кончился и наступил апрель . В лесу появились проталины.

Слайд 14

Жила в далёкой деревне маленькая девочка. Девочка ( что делала?) жила. Девочка ( какая ?) маленькая. Жила ( где?) в деревне. В деревне ( какой?) далёкой.

Слайд 15

Наша речь состоит из предложений . Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении расположены в определённом порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.

Слайд 16

Итог урока Что нового о предложении вы узнали ? Какие бывают предложения? С какими словами из словаря вы познакомились?



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа-интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22  г. Томска

Технологическая карта

Урок живой мир и развитие речи

Автор: Герасимова Татьяна Сергеевна и Дмитриева Оксана Анатольевна, учителя начальных классов МБОУ ООШИ № 22 города Томска

4 класс

Тема урока

Весна и ее признаки

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ).

Цель

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение  материалом урока  на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи

Обучающие:  формировать умения различать признаки весенних изменений в неживой  и живой природе

Развивающие: 

- способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

- создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию;

- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации.

Воспитывающие: 

- содействовать воспитанию у детей любви к природе

- формировать самостоятельность и  мышления в условиях групповой работы и работы в парах ;

- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Знать основные признаки весенних изменений в неживой природе.

 Знать правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с карточками; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.  

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами неживой природы.

Коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование

  1.  учебник «Живой мир. 4 класс,» (Н.Б Матвеева, М.А Попова, Т.О Куртова.),
  2. тетрадь для самостоятельной работы .
  3. карточки с заданиями для парной работы (№ 1,),
  4. карточка с заданием для самостоятельной работы (№ 2),
  5. компьютер,
  6. интерактивная доска
  7. презентация

Ход урока:

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

  1. Сообщение о состоянии погоды

  1. Повторение изученного о живой и неживой природе

  1. Целеполагание

  1. Повторение знаний о природных явлениях зимой

  1. Объяснение нового материала

  1. Физминутка

  1. Закрепление  материала

  1. Итог  урока

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

-Какое сегодня число?

- Какой сейчас месяц?

-Какой день недели?

-Назовите все дни недели?

- Какое время года закончилось?

- Какие основные признаки зимы в неживой природе вам знакомы?

Алексей, ты сегодня маленький учитель. Спроси у ребят о погоде сегодня.

-ребята, давайте вспомним, что такое природа?

-какая бывает природа?

-что такое живая природа?

-что такое неживая природа?

-а какое сейчас время года?

-Сегодня на уроке мы узнаем, как изменилась неживая природа весной, но сначала вспомним, какая была неживая природа зимой.

-назовите зимние месяцы

(открывается в таблице)

Работа по карточкам

-отметьте галочками, какие предложения относятся к зимней природе

(после выполнения работы зачитываются предложения и постепенно открывается таблица)

Зима.

Зимние месяцы- декабрь, январь, февраль.

  1. Солнце низко.
  2. На улице холодно, морозно.
  3. Дни короткие, ночи длинные.
  4. Идет снег.
  5. На реках, озерах лед.

-какие весенние месяцы вы знаете?

Что же изменилось с приходом весны в природе?

-начнем с солнца. Что стало с солнцем?

-как оно греет?

-какие стали дни и ночи?

-какие идут осадки?

-как меняются реки, озера?

-что происходит со снегом, с землей?

- ребята, а почему тает лед и снег?

По мере ответов открывается вторая таблица

Весенние месяцы- март, апрель, май

  1. Солнце выше, чем зимой
  2. На улице стало теплее
  3. Дни стали длиннее, ночи короче
  4. Идет дождь и мокрый снег
  5. На реках, озерах тает лед

Вывод:

Весной стало больше света и тепла, чем зимой, поэтому чаще идет дождь, тает снег и лед

Составление рассказа по картинке

 « Весна пришла».

(отработка словарных слов )

После выполнения задания по группам – отвечают, обсуждаю ответы друг друга.

-что нового узнали на уроке?

-какие изменения происходят в неживой природе весной?

Оценивание учащихся учителем

-какая сегодня погода?

-какое небо? есть ли облака?

-светит солнце или нет?

-дует ветер (какой)?

-есть осадки или нет?

-солнце, небо, облака, земля, растения,  животные

-живая и неживая

-весна

-декабрь, январь, февраль

-март, апрель, май

-солнце выше, чем зимой

-греет сильнее

-дни стали длиннее, ночи короче

-идет мокрый снег

-на реках, озерах тает лед

-тает снег, земля оттаивает

-солнце греет сильнее, стало теплее

Приложение 1.

Карточка №1

  1. Солнце выше, чем зимой.
  2. Солнце низко.
  3. На улице холодно, морозно.
  4. На улице стало теплее.
  5. Дни стали длиннее, ночи короче.
  6. Дни стали короткие, ночи длинные.
  7. Идет снег.
  8. Идет мокрый снег, дождь.
  9. На реках, озерах лед.
  10. На реках, озерах тает лед.
  11. Земля замерзла и покрыта снегом.
  12. Земля оттаивает, тает снег.

Приложение 2.

Весна.

Наступила _________________.

______________поднялось выше, чем __________________. Оно греет ____________________.

Небо ______________, облака __________________. На улице стало_______________ . На земле, на крышах домов ______________снег.  Запели  ____________. Ребята одели_____________,______________.

Они рады_________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...