Рабочая программа по привитию навыков самообслуживания
рабочая программа (3 класс) на тему

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа по предмету «Привитие навыков самообслуживания» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие навыков самообслуживания и гигиены у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ученику или группе школьников.

Данная программа направлена на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми учащимся в обыденной жизни. Главное внимание уделяется выработке и совершенствованию элементарных санитарно-гигиенических и самообслуживающих навыков.

Весь процесс обучения навыкам самообслуживания носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Успешность формируемых действий, взаимодействие с одноклассниками  создают благоприятные условия для социальной адаптации. Для достижения этих целей важным является формирование опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения.

В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в жизни. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.

Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.

Эмоциональное насыщение учебного процесса, постоянное обращение к реально существующим связям обеспечивает практическую направленность обучения.

Важную роль при формировании навыков самообслуживания мы отводим родителям наших учеников, т.к. в работе с учащимися с нарушением интеллектуального развития нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает, поэтому мы подключаем к работе всех членов семьи. Мы помогаем родителям понять, что в семье обучающийся должен: обслуживать себя сам, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми.

Программа по предмету «Привитие навыков самообслуживания» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Труд» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Основной формой организации процесса обучения самообслуживанию является урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_privitiyu_navykov_samoobsluzhivaniya_.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по привитию навыков самообслуживания

для 3-д класса

Автор-составитель:

Учитель 3-д  класса

Фролова А.П.

Москва, 2014


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по привитию навыков самообслуживания
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Привитие навыков самообслуживания» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие навыков самообслуживания и гигиены у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ученику или группе школьников.

Данная программа направлена на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми учащимся в обыденной жизни. Главное внимание уделяется выработке и совершенствованию элементарных санитарно-гигиенических и самообслуживающих навыков.

Весь процесс обучения навыкам самообслуживания носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Успешность формируемых действий, взаимодействие с одноклассниками  создают благоприятные условия для социальной адаптации. Для достижения этих целей важным является формирование опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения.

В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в жизни. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.

Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.

Эмоциональное насыщение учебного процесса, постоянное обращение к реально существующим связям обеспечивает практическую направленность обучения.

Важную роль при формировании навыков самообслуживания мы отводим родителям наших учеников, т.к. в работе с учащимися с нарушением интеллектуального развития нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает, поэтому мы подключаем к работе всех членов семьи. Мы помогаем родителям понять, что в семье обучающийся должен: обслуживать себя сам, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми.

Программа по предмету «Привитие навыков самообслуживания» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Труд» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Основной формой организации процесса обучения самообслуживанию является урок.

Цель программы по предмету «Привитие навыков самообслуживания»: формирование умений и компетенций для практической работы, связанной с самообслуживанием и гигиеной учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Задачи программы по предмету «Привитие навыков самообслуживания»:

  • сообщение элементарных знаний по санитарии и гигиене;
  • закрепление умения различать и называть части тела, предметы санитарии и гигиены, действия, связанные с гигиеной тела;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование навыков самообслуживания: обращения с одеждой и обувью;
  • закрепление умения различать и называть предметы одежды и обуви,
  • закрепление навыков одевания и раздевания;
  • умение различать и называть предметы, нужные для приема пищи,
  • закрепление навыков, связанных с приемом пищи;
  • усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице;
  • воспитание аккуратности, целеустремленности, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.


Содержание программы по привитию навыков самообслуживанию

(70 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Навыки, связанные с гигиеной тела

Предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, полотенце, расческа, зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, шампунь, гель для душа, таз, ванна). Названия. Назначение.

Части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени).

Комната гигиены. Туалетная комната. Назначение.

Практическое работа. Мытье рук и лица. Расчесывание волос. Чистка зубов. Использование носового платка.

Навыки раздевания и одевания

Обувь. Виды обуви по сезонам, их назначение.

Одежда. Виды одежды по сезонам, ее назначение. Последовательность одевания одежды в помещении и для улицы.

Практическая работа. Убирание одежды. Складывание одежды на стул. Застегивание и расстегивание пуговиц. Шнуровка обуви. Одевание уличной одежды. Одевание носков и гольф.

Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви

Уход за обувью в разное время года. Уход за одеждой в разное время года. Правила стирки вещей.

Практическое занятие. Сушка верхней одежды. Мытье и сушка обуви. Стирка носок.

Навыки приема пищи

Посуда. Посуда столовая (глубокая и мелкая тарелки, блюдечко, стакан, солонка). Посуда чайная (блюдечко, кружка). Столовые приборы: ложка, вилка. Правила пользования ложкой и вилкой. Назначение. Предметы, нужные для приема пищи (салфетки бумажные, салфетки, скатерть, хлебница). Продукты питания (суп, каша, хлеб, рыба, яйцо, мясо, котлета, картофель, макароны, масло, сахар, соль, варенье, какао, сок, чай, кисель, компот, конфета, пирожок, пряник).

Практическая работа. Уборка посуды в столовой. Накрывание стола к завтраку, обеду. Мытье чайной посуды. Уборка посуды после завтрака, обеда. Вытирание клеенки на столе. Правила пользования ножом и вилкой.

Навыки культурного поведения

Культура передвижения по школе. Правила поведения в классе. Правила поведения в школе. Правила поведения в общественных местах. Правила пользования туалетной комнатой. Правила поведения в столовой. Культура приема пищи.

Практическая работа. Вытирание пыли со школьной мебели (парт, стульев). Уборка класса. Уход за комнатными растениями.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся под контролем учителя должны знать/понимать:

  • словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
  • заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом;

Учащиеся под контролем учителя должны уметь:

  • пользоваться предметами санитарии и гигиены, совершать туалет;
  • распознавать предметы одежды и обуви, посуды и столовых приборов;
  • обращаться с предметами одежды и обуви, посуды и столовых приборов;
  • осуществлять уход за одеждой, обувью в разное время года;
  • осуществлять накрытие стола к завтраку, обеду и ужину;
  • осуществлять уборку со стола и мытье посуды после еды;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
  • проявлять интерес и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений;
  • участвовать в разных формах работы в классе.


Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться в соответствии с личностным развитием.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе трудового обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по предмету «Привитие навыков  самообслуживания» направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.


Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература:

  1. Клепина В.А., Клепина. Е.В.. Ты и твое тело (рабочая тетрадь). М., 2011.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
  3. Основные направления и содержания обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова. - Псков, 2000. – 140с.
  4. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.

Дополнительная литература:

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».- 2013.
  3. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
  5. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
  6.  Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.
  7.  Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., 2005.

Наглядный материал

Материалы

  1. Маркированное оборудование, инвентарь.
  2. Предметы обуви.
  3. Предметы одежды.
  4. Предметы посуды.

Наглядные пособия

  1. Накопительные папки по темам курса.
  2. Технологические карты.

Раздаточный материал

Личные предметы санитарии и гигиены.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков...

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА « Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» для учащихся начальных классов.

Игоровая программа направлена на развитие у учащихся начальных  классов трудовых навыков и элементов самообслуживания....

Конспект урока по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания "Практическая работа. Уход за одеждой, утюжка"

Конспект урока по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания "Практическая работа. Уход за одеждой, утюжка"...

Рабочая программа"Развитие коммуникативных навыков в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"

Рабочая программа составлена в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании". Данная программа направлена:  ► на формирование у младших школьников основ рационального питания...

Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...

рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател

рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нару...