рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател
рабочая программа
рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 , 6б класса детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Окружающий мир», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………..
1.1.Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2
1.2.Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 в 6б классе.
2. Особенности организации учебной деятельности для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2
по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.
4.Планируемые результаты освоения для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2
предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.
1.Пояснительная записка.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 в 6б классе.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Структура и содержание программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи, письма и развития речи, математики, рисования, уроков предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда, уроков развития речи, предметных уроков, экскурсий, уроков хозяйственно-бытового труда, и рассчитана на 34 часа в год, по 1 занятию в неделю (продолжительностью 20 минут). На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому обучающемуся, воспитаннику со сложными дефектами работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей диагноза и уровня развития обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 , 6б класса детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Окружающий мир», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания».
Цель: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР обрести доступную им степень самостоятельности в общественной жизни, обеспечивающую их бытовую независимость от окружающих.
Задачи предмета:
- учить самостоятельному уходу за одеждой;
- учить подготовке одежды к хранению;
- учить ремонтировать одежду: пришивать пуговицы, вешалку;
- учить приёмам стирки и сушки мелких вещей;
- формировать у детей навык ухода за одеждой и обувью по сезонам;
- формировать навык ежедневной уборки жилого помещения;
- формировать навык ухода за мебелью;
- знакомить с правилами ухода за комнатными растениями;
- формировать навык сервировка стола;
- знакомить с правилами мытья и хранения чайной посуды;
- воспитывать бережное отношение к вещам, предметам быта;
- учить заботиться о своём здоровье;
-способствовать овладению обучающегося, воспитанника доступным теоретическим и практическим материалом, необходимым в повседневной жизни в трудовой деятельности;
- формировать общеучебные умения и навыки для усвоения программного материала по предмету;
-формировать навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, общества;
- изучать правила техники безопасности при работе, более детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию;
- познакомить с понятиями "личная гигиена ", "уборка помещений ", "уход за одеждой и обувью", "уход за комнатными растениями";
- научить пользоваться необходимыми для трудовой деятельности инструментами и приспособлениями.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б класса положены следующие принципы:
- принцип гуманизма – вера в возможности обучающегося, субъективного, позитивного подхода к каждому обучающемуся, воспитаннику со сложными дефектами;
- принцип системности – рассмотрение обучающегося, воспитанника со сложными дефектами как целостного качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта, введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей обучающегося, воспитанника и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы, определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами;
- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося, воспитанника - принцип активного привлечения ближайшего окружения обучающихся, воспитанников со сложными дефектами;
- принцип деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту и индивидуальным особенностям, обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, целей работы;
- коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- принцип учёта эмоциональной сложности материала.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.
Основные направления коррекционной деятельности по предмету:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Формы обучения:
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР на уроке являются индивидуально-фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Формами организации учебного процесса могут быть практические работы, игровые тренинги, самостоятельные работы под контролем учителя, коллективный общественно-полезный труд и другие, в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.
Методы обучения:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация;
-практические – упражнения, игры и коррекционные задания;
-фронтальный и индивидуальный опрос;
- методы стимуляции.
Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), класса (познавательных и личностных): какими знаниями по предмету владеет обучающийся, воспитанник, какие трудности он испытывает в овладении ими, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его трудовых способностей.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений;
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- комплексного применения знаний и умений;
- урок закрепления знаний, умений, навыков;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
-комбинированный урок;
- контроль и коррекция знаний и умений;
-нестандартные уроки (урок-игра, урок- путешествие, урок- сказка)
Структура каждого урока определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя следующие части: организационный момент, основную часть, итог урока. В структуре каждого урока предусмотрены динамические паузы для снятия физического и умственного напряжения. В содержание динамических пауз входят игровые упражнения, подвижные игры, ритмические движения по музыку, зарядки для глаз.
Используются ТСО: музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Виды учебной деятельности:
- поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
- помогать взрослым при организации режимных процессов;
- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;
- устранять непорядок по собственной инициативе;
- отвечать за порядок на полке;
содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;
- мыть некоторые игрушки;
- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);
- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;
- накрывать на стол, убирать посуду после еды;
-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;
- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;
-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;
-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);
- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Система межпредметных связей
Уроки по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 4б классе для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР тесно связаны с другими предметами:
- математика;
- письмо и развитие речи;
- чтение и развитие речи;
- рисование;
- социально-бытовая ориентировка;
- развитие речи, предметные уроки, экскурсии;
- ритмика;
- предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд;
Содержание рабочей программы
1.Навыки, связанные с гигиеной тела.
Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.
Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.
2. Уход за одеждой и обувью.
Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинке стула и складывание перед сном. Чистка щёткой платья, пальто, головного убора.
Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытьё резиновой обуви.
Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.
Навыки владения иглой и напёрстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила вдевания нити. Завязывание узелка. Понятие о простых швах. Шитьё по проколам.
Практическая работа. Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.
3. Уход за жилищем.
Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения.
Наш дом. Название мебели и её назначение. Гигиенические правила уборки класса. Уборка и заправка своей постели. Назначение каждого предмета постельного белья. Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. (Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка).
Дежурство по классу. (Подготовка для доски мела, влажной тряпки, удаление пыли со столов, стульев, подоконников).
Практическая работа. Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса. Уход за комнатными цветами. Предметы для подметания пола (веник, щётка, совок).
4. Приготовление пищи.
Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами.
Практическая работа. Сервировка стола в школьной столовой. Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.
3.Учебно-тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2
4.Планируемые результаты освоения обучающегося, воспитанника с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.
Характеристика обучающегося, воспитанника:
индивидуальное обучение на дому.
Группа/ уровень | Возможности обучающегося, воспитанника | Ф. И. обучающегося, воспитанника |
I группа/ уровень | Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения. | |
II группа/ уровень III группа/ уровень IV группа/ уровень | Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения. Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки. | Газюк В. |
Основные требования к уровню подготовки обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по предмету
К концу учебного года обучающийся, воспитанник должен знать:
- виды служебных и жилых помещений;
санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и служебных помещений;
- правила и последовательность уборки;
- назначение моющих и чистящих средств, пылесоса и правила техники безопасности при работе с ними;
- правила ухода за комнатными растениями;
- виды работ на пришкольном участке, название предметов уборочного инвентаря, - правила безопасной работы с ним и порядок хранения, правила уборки дорожек, палисадников и крыльца;
- правила ежедневного и сезонного ухода за одеждой и обувью;
- виды тканей, ручных швов, правил техники безопасной работы при шитье, работе с ножницами, иголкой;
- знать и различать виды сезонной одежды и обуви, их назначение;
- знать и различать предметы ухода за одеждой и обувью;
- сроки смены белья;
- приёмы стирки и сушки, мелких вещей;
- знать и различать виды жилых помещений;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- правила ежедневной уборки жилых помещений;
- знать и различать предметы уборочного инвентаря и его назначение;
- знать и различать виды мебели и её назначение;
- знать и различать основные продукты питания;
- правила обработки овощей и фруктов;
- правила хранения пищи и продуктов питания.
Обучающийся, воспитанник должен уметь:
- делать генеральную и ежедневную уборку жилого и служебного помещения;
- пользоваться моющими, чистящими и дезинфицирующими средствами;
- технологически правильно ухаживать за комнатными растениями;
- использовать по назначению инвентарь для садовых работ и правильно хранить его;
- соблюдать технику безопасности во время работы;
- дежурить по классу, по столовой;
- убирать и соблюдать порядок на своём рабочем месте;
- протирать подоконник;
- ухаживать за школьной мебелью;
- ухаживать за комнатными растениями: поливать, чистить и промывать поддон;
- выполнять сухую уборку пола;
- обрабатывать уборочный инвентарь после работы;
- мыть чайную посуду;
- сгребать граблями мусор;
- подметать дорожки метлой;
- собирать мусор в кучи;
- узнавать лицевую и изнаночную стороны;
- выполнять косой обмёточный стежок; шов вподгибку с открытым срезом;
- пришивать пуговицу со сквозными отверстиями;
- пришивать метку.
- ухаживать за обувью;
- готовить обувь к хранению;
- ухаживать за одеждой, подготовка одежды к хранению;
- ремонтировать одежду: пришивать пуговицы, готовую вешалку;
- менять одежду по сезонам;
- ухаживать за мебелью;
- ухаживать за комнатными растениями;
- сервировать стол, мыть и хранить чайную посуду.
Обучающиеся, воспитанники должны научиться:
- получать удовлетворение от результатов своего труда;
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания».
5.1. Учебно-методическое обеспечение.
Занятия по реализации данной программы проводятся в учебном кабинете. Кабинет оснащен методическими пособиями и учебниками для занятий с обучающимися, воспитанниками, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития обучающихся, воспитанников со сложными дефектами. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей количеству и росту детей, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с обучающимися, воспитанниками используется видео и аудио записи, музыкальное сопровождение.
Наглядные пособия
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер |
1 | Обувь. Её виды. | |
2 | Столовые приборы. | |
Развивающие игры | ||
1. | « Умные пальчики» | |
2. | « Геометрические формы» | |
3. | « Конструктор» №1 | |
4. | « Конструктор» №2 | |
5. | « Конструктор» №3 | |
6. | « Конструктор» №4 | |
7. | Геометрический конструктор | |
8. | Мозаика | |
9. | Кубики-сказки | |
10. | Кубики строительные | |
Литература
1.Бгажнокова И М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта . Дефектология, 1997г. №1
2. Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. СПб: институт специальной педагогики и психологии, 1998г
3. Ершова Н.В., Аскерова И.В., О.А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития».- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.
4. Зайцев Г.Д. «Уроки Айболита». Расти здоровым. Санкт – Петербург Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001 г..
5. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1996.
6. Смирнова Т.В. «Ребёнок познаёт мир» Игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников. Волгоград «Учитель», 2008.
7. Тихомирова Л.Ф. «Уроки на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет» Ярославль.
Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования и дидактического материала:
- стеллаж для хранения предметов гигиены, зеркало;
- предметы гигиены: мыльница, мыло, специальные щёточки для рук, жидкое мыло, зубная паста, зубные щётки, футляры для зубных щёток, расчёски (индивидуально для каждого ребёнка);
- знаковые обозначения, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта (картинки с изображением предметов и их контуров, геометрических форм) и т. п.;
- сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайка и др.);
- разбрызгиватели воды, палочки для рыхления, детские вёдра, щётки-сметки, лейки, тазики;
- наборы цветной бумаги и картона разной плотности, клей, кисточки для клея, стаканчики под кисточки, тряпочки, дощечки для работы с клеем;
- атрибуты для проведения ремонта детских книг;
- иголки (большие деревянные и пластмассовые с широким ушком); толстые нитки, шнуры;
- ткани различной фактуры; ножницы с закругленными концами.
Разработчик программы:
Рыбакова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов,
учитель первой квалификационной категории. _________________
Подпись
Учитель: Рыбакова Татьяна Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему "Времена года. Осень" для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Урок окружающего мира "Времена года. Осень"...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...

Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класс (второй год обучения)
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 1 (дополнительного) класса
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяж...