Рабочая программа по пропедевтике и обучению элементарному счету
рабочая программа (3 класс) на тему

развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа по пропедевтике и обучению элементарному счету направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся.

Поэтапное формирование элементарных математических знаний оказывает коррегирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности учащихся, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.
Математические знания реализуются при изучении других дисциплин: труда, изобразительной деятельности, физической культуры и др.
Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по пропедевтике и обучению элементарному счету

для 3-д класса

Автор-составитель:

Учитель 3-д  класса

Фролова А.П.

Москва, 2014


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по пропедевтике и обучению элементарному счету
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по пропедевтике и обучению элементарному счету в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида состоит из 2-х частей. Это материал, относящийся к пропедевтическому периоду обучения и к формированию элементарных математических представлений.

Программа по пропедевтике и обучению элементарному счету имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ребенку или группе школьников.

Математические знания носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Поэтому при отборе математического материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.

Под математическим развитием принято понимать количественные и качественные изменения в познавательных процессах школьников, происходящие под влиянием специально организованного обучения, овладение математическим содержанием, умение использовать его в различных бытовых ситуациях.

Формирование элементарных математических представлений может проводится в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

Данная программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличения степени его сложности происходит очень медленно.

Данная программа по пропедевтике и обучению элементарному счету является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Математические представления, основы арифметики» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа по пропедевтике и обучению элементарному счету направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся.

Поэтапное формирование элементарных математических знаний оказывает коррегирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности учащихся, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.

Математические знания реализуются при изучении других дисциплин: труда, изобразительной деятельности, физической культуры и др.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Цель программы по пропедевтике и обучению элементарному счету: выявление уровня сформированности и определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся.

Задачи программы по пропедевтике и обучению элементарному счету:

  • развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу урока (с использованием всех средств общения);
  • формирование элементарных математических представлений о цвете, форме, величине, количественных (дочисловых) пространственных, временных представлениях;
  • формирование доступных математических знаний и умений,
  • формирование представлений о количестве и числе;
  • знакомство с цифрами, составом числа;
  • решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
  • формирование и закрепление у школьников социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;
  • формирование положительного эмоционального отношения к урокам счета;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей.

Основной формой организации процесса обучения счету является урок.

Содержание программы по пропедевтике и обучению элементарному счету

(70 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Пропедевтический период

Понятие о величине: большой – маленький; длинный – короткий; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – тонкий; больше – меньше; длиннее – короче; выше – ниже; шире – уже; одинаковые.

Количественные понятия: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.

Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, около, рядом, между, за, посередине, дальше - ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди - позади, вперед – назад.

НУМЕРАЦИЯ

Образование, чтение, запись чисел до 7. Число и цифра «0».

Умение отложить любое число в пределах 7 на счетах.

Сравнение чисел в пределах 7.

0 как отсутствие остатка

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Сложение и вычитание чисел в пределах 7.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Единицы измерения стоимости (рубли).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Построение с помощью трафарета и шаблона.

Проверочные итоговые работы


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:

  • названия используемых игрушек и предметов и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
  • признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;

Учащиеся должны под контролем учителя уметь:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне и в пределах 7 (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);
  • выделять один, два, три, четыре, пять, шесть, семь предмета(ов) из множества по подражанию и образцу взрослого;
  • узнавать цифры 1,2.3,4,5,6,7,0 и соотносить их с количеством предметов;
  • писать цифры 1,2,3,4,5,6,7,0 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;
  • осуществлять выбор геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал) по подражанию, по образцу, по инструкции;
  • перемещать предметы в пространстве по подражанию, по образцу, по инструкции.


Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться и поощряться.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся элементарным математическим знаниям. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по пропедевтике и обучению элементарному счету направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.

Проверочная работа за 1-ю четверть

  1. Раскрасить большой круг красным цветом, а маленький круг - синим цветом.
  2. Сравни предметы по ширине. Раскрась желтым цветом широкую ленту и зеленым цветом  - узкую ленту.
  3. Сравни предметы по высоте. Обведи высокий дом в кружок
  4.  Раскрась цифру 1 коричневым цветом, а цифру 2 – оранжевым цветом.

Проверочная работа за 2-ю четверть

1. Нарисуй зеленый кружок около дома, рядом с елкой  – красный квадратик, между березой и домом – черный кружок

2. Сосчитай яблоки на тарелке.

3. Реши примеры (на конкретном материале)

2+1=3  2-1=1

4. Построй треугольник по точкам.

Проверочная работа за 3-ю четверть

1. Запиши числовой ряд от 1 до 5.

2. Сосчитай цветы в вазе.

3. Напиши смежные числа для  _2_, _4_

  1. Реши примеры  1+1=2       3-1=2

                                4+1=5       5-1=4

Проверочная работа за год


Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература

  1. Алышева Т.В. Математика 1 класс. 1 часть. М., 2011.

2. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
  3. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.

Дополнительная литература:

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 2013.
  3. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
  5. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
  6.  Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.
  7.  Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., 2005.

Наглядный материал

  1. Набор  математических бус.
  2. Набор «Цифры».
  3. Набор карточек «Угадай сколько?»
  4. Набор «Учимся считать».
  5. Плакаты «Цифры», «Геометрические фигуры».
  6. Тематические папки по разделам программы.

Раздаточный материал

  1. А.А. Хилько Тетрадь по математике. 2 часть. М., 2011.
  2. Е. Бортникова. Тетрадь  «Изучаем состав чисел». Екатеринбург. 2009.
  3. Е. Бортникова. Тетрадь «Учимся решать задачи». Екатеринбург. 2009.
  4. Е. Бортникова. Тетрадь  «Складываем и вычитаем». Екатеринбург. 2009.
  5. Е. Бортникова. Тетрадь  «Знакомимся с цифрами». Екатеринбург. 2009.
  6. Раздаточный материал (грибы, матрешки, и т.д.).
  7. Обучающие пазлы «Учимся считать».
  8. Игры «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Подбери по размеру».
  9. Лото «Угадай по форме».
  10. Математическое лото.
  11. Набор «Учись считать».
  12. Набор «Цветные палочки».
  13. Набор «Цветные фигурки».
  14. Счетные палочки.
  15. Пирамидки.
  16. Трафареты.
  17. Раздаточный геометрический материал.
  18. Кошельки с монетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ

Рабочая программа  1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ...

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте (чтение и русский язык - резерв). 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Технологические карты (часть № 1)                по чтению и по русскому языку...

Рабочая программа по пропедевтике трудового обучения 2 класс

В программе рассматриваются подготовительные этапы трудового обучения. Предложены разделы, которые составляют часть программы по технологии. Данная программа расчитана на детей 7 вида обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Русский язык. Обучение грамоте» домашнее обучение 1 класс

Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 1 класса...

Рабочая программа по пропедевтике чтения

Пояснительная запискаПредлагаемая программа по пропедевтике чтения в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида ориентирована на развитие коммуникативных умений учащихс...

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ( обучение на дому) для обучающейся по адаптированной образовательной программе 3 класс

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. -СанП...