Статья на тему "Формирование коммуникативных умений посредством арт-терапии"
статья на тему

Статья знакомит с приемами работы с учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений 

посредством арт-терапии

Всем детям необходимы такие виды деятельности, в которых они могли бы самовыражаться и самореализовываться. Важнейшее место здесь отводится рисованию. В том числе рисованию нетрадиционными способами: рисование каплями, кляксами, пальцами, палочками и т.п. Это интересно в силу необычности, непривычности действий. Не все ребята могут решать изобразительные задачи с помощью обычного карандаша в силу плохой моторики и недостаточно развитого воображения. Но и они нуждаются в том, чтобы продукт их деятельности обладал эстетической законченностью и мог быть признан и оценен окружающими. Это способствует повышению самооценки ребенка. Арт-терапевтические занятия можно использовать как одну из инновационных форм работы с детьми, которые способствуют духовному оздоровлению и личностному росту ребенка. Для применения приемов арттерапии специальных знаний педагогу не требуется.

Методика этого понятия опирается на убеждение, что внутреннее состояние человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Даже использование отдельных техник на уроке оказывает на учащихся своё положительное воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут выразить словами, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче показать свои эмоции и чувства.

Чаще на практике применяются приемы групповой арт-терапии. Ее плюсы в том, что она:

•        создает особую “демократичную” атмосферу, в которой все участники группы обладают равными правами и ответственностью;

•        во многих случаях требует от участников определенных коммуникативных навыков и способности считаться с групповыми нормами.

Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

посредством арт-терапевтического воздействия можно:

•        снизить эмоциональную тревожность,

•        повысить самооценку,

•        развить коммуникативные навыки,

•        способствовать развитию самосознания,

•        улучшить детско-родительские отношения,

•        способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

Один из приемов арт-терапии – печать штампами. Он доступен и тем детям, которые не владеют изобразительными навыками.

Техника "Овощных печатей"

Из овощей вырезаются печати, с их помощью создают композиции (листы капусты моркови, свеклы и т.д.). Опыт овощного рисования на первый взгляд выглядит странным, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно, и адекватной самооценкой. Так мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.

Спонтанное рисование

Предложите детям поэкспериментировать с печатями, не объясняя технику. При выполнении данного задания дайте ребенку «почувствовать» печать. Если детей двое или больше, предложите им заполнить полностью. Кто быстрее справится с заданием, тот и победил.

Смешиваем краски

Предложите ребенку взять на печать не один цвет краски, а два. Ребенок практически посмотрит, как из двух цветов получается новый оттенок. Для выполнения данного задания используйте цветовой круг после того, как ребенок поэкспериментирует с красками.

Учебные карточки

Детям подготовительной группы предлагается изготовить карточки для малышей с заданиями по математике (счет, нарисуй столько же, нарисуй справа-слева и т.д.).

Создаем лото

Дети штампуют овощи и некоторые фрукты на маленьких карточках, которые потом будут использоваться в игре «Лото». Большие карты таким же (или другим) способом изготовляет педагог или дети под руководством педагога.

Во саду ли, в огороде

Это вариант групповой работы. Два-три ребенка получают в свое распоряжение большой лист бумаги, на котором изображены овощные грядки или большая яблоня. С помощью печатей надо «засадить» огород и развесить яблоки на ветках дерева.

Печать штампами – очень простая и увлекательная техника, позволяющая создавать удивительный орнамент даже тем, кто не умеет рисовать. Сделать можно всё, что душе угодно— открытку, сумку с принтом, обложку для книги, обёрточную бумагу, просто картину или даже полку с компотом. Можно украсить предметы для кухни – прихватки, мешочки, салфетки на банки с домашними консервами.

А главное, в этой технике с удовольствием работают дети!

Работая в группе, ребята осваивают коммуникативные умения, создавая общий продукт. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности

     Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника....

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...

Статья "Развитие коммуникативных навыков посредством театра среди детей начальных классов."

В начальных классах ребёнок выходит на новую ступень социализации. Теперь на формирование его мнения, личных потребностей или представления о чём-либо влияют не только семья, но и одноклассники, однош...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения  нами были разработаны методические рекомендации, кот...