Рабочая программа по внеурочной деятельности "Всезнайка" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Лукьянова Елена Николаевна

Рабочая программа   по обще - интеллектуальному направлению по внеурочной деятельности "Всезнайка" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseznayka_2_klass.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению

«Всезнайка»

учителя начальных классов

МБОУ Бобровской СОШ №2

Лукьяновой Елены Николаевны

                                          1.Пояснительная записка

        Рабочая программа  внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайка»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике, русскому языку, окружающему миру.  Данная программа  призвана продолжить   развитие познавательных способностей. В результате реализации программы ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и полученные  умения будут применять  в учебной работе. Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности Программа внеурочной деятельности в начальной школе по общеинтеллектуальному  направлению «Всезнайка » разработана на основе:

•        Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

•        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»  

•        Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.

         

Цель: комплексное  развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.

Задачи:  

  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации;
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Познавательный аспект.

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

 Развивающий аспект.

  • Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
  • Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как  умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
  • Развитие двигательной сферы.

 Воспитывающий аспект.

 Воспитание системы нравственных межличностных отношений .

   2. Общая характеристика учебного курса

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Основные виды деятельности:

•        решение логических задач по разным отраслям знаний;

•        работа с различными источниками информации;

•        составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных  принципов,  основной целью которой является формирование функционально грамотной личности  готовой к активной деятельности, владеющей системой математических, грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея этого курса

  3. Описание места  учебного курса  в учебном плане.

 Данный курс рассчитан на 35 часов в год ,  1 час в неделю.

 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного курса «Всезнайка».

Результаты обученности по курсу «Всезнайка»

 Предметные

  • развитие внимания (произвольного, непроизвольного);
  • развитие восприятия;
  • развитие памяти (зрительной и слуховой);
  • развитие мышления;
  • способность устанавливать связи (аналогия);
  • способность к анализу (закономерности);
  • способность рассуждать;
  • способность сравнивать  

Личностные

•        расширение возможностей для творческого развития личности;

•        установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;

•        принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного   смысла учения;

•         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

•        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•         развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

•         готовность слушать собеседника и вести диалог;

•        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

•        умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Метапредметные

•        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

•         формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности

•        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

•        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

    5.Содержание учебного курса

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

 Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

 На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполнения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

  Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задания разной сложности по разным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

     Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

     Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

          В предлагаемой программе создана система учебных заданий , направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их  развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.  В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них.

  Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

6. Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол –во часов

Основной вид учебной деятельности

УУД

Дата проведения

1

Введение. Логические задачи.

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

2

Далеко ли до Солнца?

Слово учителя, исследовательская работа.

Умение находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между).

Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

3.

Планета Земля

Эвристическая беседа, пересказ.

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

4.

Земля, которую использует человек.

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

5.

Сколько весит килограмм?

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц,

счёт предметов.

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

6.

Кто строит крепость на воде?

Слово учителя, исследовательская работа.

Описывать в речевой форме иллюстрации ситуаций, пользуясь отношениями «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже», «справа - слева» и т. д.

7.

Кто построил это гнездо?

Эвристическая беседа, пересказ.

Умение сравнивать предметы по различным признакам, по положению в пространстве, называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду.

8

Едят ли птицы сладкое?

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

9

Почему яйцу нельзя переохлаждаться.

Слово учителя, исследовательская работа.

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

10

Режим дня.

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Умение составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные).

11

Россия

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

12

Россия: продолжение.

13

Геометрические фигуры.

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками).

14

Слово учителя, исследовательская работа.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

15

Человеческий организм.

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

16

Московский Кремль

Слово учителя, исследовательская работа.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

17

Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер).

18

Шарады. Ребусы.

19

Задачи в стихах.

20

«Газета любознательных»

Проектная работа

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос

21

Задачи со спичками.

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

22

Геометрическая викторина.

Определяют закономерности в узоре и продолжают его по заданному признаку.

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

23

Книги – помощники (энциклопедии, справочники , словари)

Слово учителя, исследовательская работа.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

24

Математический КВН

При помощи суждений делать заключение, выводы

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

25.

Викторина по окружающему миру

При помощи суждений делать заключение, выводы

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Находить информацию .

26.

Викторина на сообразительность

Слово учителя,

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

27.

Игра «Сто к одному»

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания Находить информацию для ответа на поставленный вопрос

28.

В царстве смекалки

При помощи суждений делать заключение, выводы

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

29.

Занимательная викторина по окружающему миру

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

30.

Интеллектуальный марафон

Слово учителя, исследовательская работа.

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос

31.

Логогрифы

При помощи суждений делать заключение, выводы

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

32.

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

Слово учителя

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

33.

Почему мы так говорим

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Находить информацию для ответа на поставленный вопрос

34.

Занимательная викторина

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

35.

Математические игры с Колобком

При помощи суждений делать заключение, выводы

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. О.А.Захарова «Математика в практических заданиях»

М. «Академкнига» 2012г.

2. О.А.Захарова «Практические задачи по математике»

М. « Академкнига» 2012г.

3.Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова «Учимся решать комбинаторные задачи» Смоленск «Ассоциация ХХI век» 2011год

3.Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.Москва «ВАКО» 2010год

4.Н.В.Матасова «Занимательный материал к урокам русского языка» Волгоград 2005год3. 5.Г.В.Раицкая «Олимпиадные задания» 1-4 кл. Самара «Учебная литература» 2010год.

6. Разумовская О. К. Игры со словами в школе и дома. – М: ТЦ Сфера, 2002.

8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

К концу учебного года ученик научится:

•        владеть такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;  

•        мысленно устанавливать сходства и различия предметов;  

•        объединять предметы в группы ( самостоятельно или с помощью учителя);

•        делить  целое  на части;

•        составить описательный рассказ о явлениях;  

•        самостоятельно  или с помощью учителя делать умозаключения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ученик получит возможность научиться:

•        владеть основными логическими операциями;

•        устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

•        объединять и распределять предметы по группам;

•        свободно оперировать  обобщающими понятиями;  

•        мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;

•        находить закономерности в явлениях, уметь их описывать;

•        при помощи суждений делать умозаключения;  ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

 У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

        

                

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....