Эмоции в современном мире
творческая работа учащихся на тему

Каждый из нас часто слышит такие слова, как «эмоции», «чувства», «настроение», «переживания». Но задумываемся ли мы, что они означают? Чем отличаются друг от друга? Правильно ли мы их используем? Чаще всего наш словарный запас слишком мал, чтобы выразить то, что мы чувствуем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii_v_sovremennom_mire.docx120.87 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2

  1. Основная часть………………………………………………………………………………4
  1. Общая характеристика эмоций………………………………………………...…..4
  2. Классификация эмоций………………………………………………………..……4

1.2.1. Виды эмоций………………………………………………………………….4

1.2.2. Отрицательные и положительные эмоции………………………….………4

1.2.3. Функции эмоций…………………………………………………….…….….5

1.2.4. Физиологические особенности эмоций……………………………………..5

  1. Особенности развития младшего школьника…………………………………..…6

1.3.1. Знакомство современных школьников с миром эмоций…………….…….7

1.3.2. Как правильно управлять своими эмоциями…………………………….…8

1.3.3. Способы развития эмоциональности у младших школьников…………..10

  1. Исследование с учащимися ………………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………..……….18

Интернет-источники……………………………………………………………………….19

Приложения

Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай – и ты научишься. 

Введение

Каждый из нас часто слышит такие слова, как «эмоции», «чувства», «настроение», «переживания». Но задумываемся ли мы, что они означают? Чем отличаются друг от друга? Правильно ли мы их используем? Чаще всего наш словарный запас слишком мал, чтобы выразить то, что мы чувствуем.

А за всеми этими словами стоят определённые психические явления, которые люди постоянно и многократно испытывают в течение всей жизни. В результате, постепенно накапливается опыт эмоционального отражения окружающего мира и умения понимать и различать свои эмоции и эмоции других людей. Причем, кому-то это удается с легкостью, а кто-то не слишком хорошо может познать эту науку в течение всей жизни. Здесь не обойтись без умения анализировать себя, своё отношение к людям и к тому, что нас окружает.

Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете, собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Человек с другого конца Земли, имея другое воспитание, другую культуру и восприятие мира, способен без слов понять состояние человека «считывая» его эмоции, иногда даже просто по голосу. Некоторые сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента рождения. Ребенок, еще не имея никакого жизненного опыта способен с первых дней жизни «считывать» эмоции: сначала учится понимать свою маму, своих близких людей, потом окружающий мир ребенка становится все больше. К школе у человека уже достаточно большой круг общения и уметь понимать каждого человека в отдельности, в зависимости от ситуации на эмоциональном уровне, это тоже наука.

И этой науке нужно выделять достаточное место в жизни современных школьников. Как раз об этом рассказывает современный мультфильм, который покорил меня с первого просмотра! 2015 год был объявлен в России годом кино и это особо знаменательно, так как именно в этом году на экраны вышел мультфильм Пита Доктера «Головоломка».

Сюжет оказался очень мне близким и понятным, потому что главная героиня – девочка Райли моя ровесница. Это очень необычный мультик, так как одними из главных героев мультфильма являются эмоции, да именно они, которые и контролируют наши поступки и слова. Это Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость – все они живут у нас внутри и руководят нами как большой машиной. У Райли период взросления, ей и так не просто да к тому же новая школа, новые одноклассники. Теперь девочка полностью под властью эмоций, они живут в центре контроля Райли, где эмоции каждый день управляют ею. 

Посмотрев этот мультфильм, я задумалась: «А какие эмоции управляют мною? Как они влияют на мою жизнь. И как научиться управлять своими эмоциями». Я считаю, что эти вопросы актуальны не только для меня, но и для миллионов школьников, моих ровесников.

Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние нашей души. Особый класс психологических состояний человека составляют эмоции, которые проявляются в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, к процессу и результатам его практической деятельности.

Эмоции – это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Их значимость для развития личности  особенно велика в школьном возрасте. А как влияют положительные и отрицательные эмоций на успешность их учебной деятельности?

Мне захотелось найти ответы на эти вопросы и попробовать в этом разобраться, так и появилась тема моей работы.

Объект исследования: эмоции учащихся школы.

Предмет исследования: определение влияния положительных и отрицательных эмоций на успешность деятельности школьников.

Цель исследования: Определить способность учащихся распознавать эмоции и определить их влияние на учебную деятельность.

Задачи исследования:

  • поиск информации в литературе и интернет-источниках по данной теме;
  • проведение исследования с учащимися школы;
  • изготовление наглядного материала по теме «Эмоции».

Гипотеза исследования: Благодаря положительным эмоциям учащиеся справляются с поставленными задачами лучше, чем под воздействием отрицательных эмоций.

Актуальность и новизна исследования. Тема эмоций всегда остается актуальной, потому что эмоции человека еще до конца не изучены. И, конечно, эта тема актуальна для современных школьников, которые не все глубоко понимают роль эмоций в своей жизни, и не все умеют с ними справляться. Управление своими эмоциями это важная часть этой темы. А какие именно эмоции - положительные или отрицательные являются тем орудием, с помощью которого учащиеся смогут добиться больших результатов в своей учебной деятельности, и стоит главным вопросом в моей работе.

На проявление эмоций влияет музыка, цвет, творческие занятия. Особенно ценно «живое» общение, когда человек  видит глаза, улыбку, жесты другого человека и может «поймать» его эмоцию. А в современном мире гаджетов, существует подмена человеческих эмоций с помощью смайликов, коротких фраз и т.п. А когда человеку требуется настоящее общение с реальными эмоциями и чувствами, но не получает его, он расценивает это как равнодушное отношение к себе. Равнодушие со стороны людей может сделать человека закрытым, не способным проявлять свои эмоции и чувства. Я считаю, что если не задуматься над этим вопросом сейчас, то в будущем это может стать серьезной проблемой для многих поколений. Поэтому нужно учить детей быть не равнодушными и умеющими понимать «Язык эмоций». Необходимо это делать с раннего детства, в том числе с помощью сказок, музыки, творчества и т.п.

Проблемы исследования. Влияют ли эмоции на успешность деятельности учащихся? Как влияют положительные и отрицательные эмоции на успешность деятельности школьников? Какие эмоции для успешности деятельности школьников приносят лучший результат? Умеют ли современные школьники распознавать свои эмоции и эмоции других людей достаточно правильно? Умеют ли они управлять своими эмоциями.

Методы исследования: поиск информации в книгах, журналах, в интернет-источниках, эксперимент, опрос, анализ, наглядное представление данных, моделирующая игра.

Теоретическая значимость работы. Исследование эмоций и их развитие имеет большое значение для изучения развития человеческой психики и является важным в воспитании и развитии школьников, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать», т.е. понимать эмоциональное состояние другого человека, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности взрослеющего человека.

Практическая значимость работы: моя работа может быть интересна моим сверстникам, родителям и учителям школы для проведения бесед с учащимися. Учащиеся, узнав из моей работы, о влиянии эмоций на учебную деятельность, могли бы использовать это на пользу в своей учебной деятельности. А узнав о влиянии современных гаджетов на эмоциональность человека, начать изучение своих эмоций более подробно.

1.Основная часть

1.1.Общая характеристика эмоций

Эмоции - в переводе на русский язык означает - потрясаю, волную. Это переживание человеком его отношения к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Эмоции человека зависят от того, удовлетворяются ли его потребности, цели и намерения.

Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия.

Эмоция - это психический процесс, который у человека протекает достаточно быстро.

Кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства. Это независящее от места и времени отношение человека к конкретным людям или предметам. Чувство сильнее и дольше, чем эмоция.

Например, мы часто слышим, как про людей говорят: «Он оптимист, а вот он пессимист». Оказывается, это зависит от его эмоций и чувств. Оптимист - это человек, который никогда не отчаивается и верит только в добро. Пессимист - это человек, который смотрит на жизнь очень мрачно, не верит в добро и ни во что хорошее.

Познавательные процессы (внимание, память, мышление) в ходе учебной деятельности почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в ее успешности. В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека.

Исследовалось также влияние эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления. Оказалось, что мыслительный процесс невозможен без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. При хорошем настроении у человека наблюдается большее упорство, он решает большее количество задач.

Эмоции у каждого человека проявляются по-разному, и единственный способ ознакомиться с ними – спросить у него самого, что он испытывает. Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде мимики, пантомимики, физиологических реакций организма (покраснение или бледность кожи, ком в горле, дрожание голоса или рук и т.д.).

1.2. Классификация эмоций

1.2.1. Виды эмоций

Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной. Эмоции определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере - неизвестно, возможно эта радость с оттенком надежды или умиления, а может что-то еще совсем другое.

В приложении приведена классификация эмоций, но хочу выделить основные виды из них:

  •  радость (положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности);
  •  удивление (эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства);
  •  печаль (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей);
  •  гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности);
  •  отвращение (отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами);
  •  страх (отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности);

1.2.2. Отрицательные и положительные эмоции

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные.

Когда человеку что-то не нравится, он испытывает отрицательные эмоции. Когда человека все устраивает, он испытывает положительные эмоции.

Например, настроение и тревожность - это состояние нашего внутреннего мира. Если у нас положительные эмоции, то и настроение у нас хорошее, а если переживаем отрицательные эмоции, то настроение портится.

Положительные эмоции – это своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата.

Отрицательные эмоции основаны на неприятных переживаниях, они являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма.

Негативные эмоции могут изменить отношение человека к деятельности, влияя на его поведение. Они могут быть направленны на устранение источника физической или психологической опасности, т.е. привести к агрессии.

И все-таки негативные эмоции нельзя полностью относить в разряд «плохих эмоций», т. к. они часто бывают полезными и даже привлекательными, если проявляются в определенной мере.

Так, например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию человека или защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезными для выживания могут стать и страх; и стыд, которые выступают регулятором агрессивности и служат утверждению социального порядка.

А вот неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в её основе лежит злорадство.

Поэтому к негативным эмоциям можно относить те эмоции, которые чаще всего приводят к неблагоприятным или негативным эмоциональным состояниям, таким как тоска, тревога, обида, разочарование, отчаяние, апатия, стресс, агрессия и т.д. (Приложение)

1.2.3. Функции эмоций

Основные функции эмоций позволяют нам лучше понимать и судить друг о друге без слов, благодаря чему лучше настраиваться на общение и совместную деятельность. В этом и заключаются коммуникативная и экспрессивная функции эмоции, регулирующие процессы познания. Вот некоторые из существующих функций:

  • Сигнальная функция эмоций. Эмоции дают окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Эмоции сигнализируют окружающим о нашем внутреннем состоянии: "не подходи, я злюсь", "обрати на меня внимание, у меня радость, которой хочу поделиться". На одно и то же известие, событие люди могут эмоционально реагировать совершенно по-разному, а эмоции помогают определить, как реагирует наш собеседник на ситуацию. Эмоции помогают правильно оценивать эмоциональное состояние другого человека.
  • Мобилизующая функция эмоций. Заключается в том, что сильные эмоции позволяют организму собрать все силы, даже те, о которых человек не подозревал. Например, страх может придать сил при спасении бегством (так происходит, потому что в кровь выбрасывается много адреналина).
  • Дезорганизующая функция эмоций. Сильные отрицательные эмоции (гнев, страх, злость и т.п.) могут нарушить поведение человека, препятствовать достижению какой-либо цели. Например, злость провоцирует человека повторять много раз одни и те же действия, не приводящие к успеху. Сильное волнение мешает сосредоточиться на задании, человек может забыть, что ему надо делать.

Эмоциональные состояния человека могут сопровождаться разнообразными звуковыми реакциями, мимикой, пантомимикой, развитие которых происходит в течение всего существования человечества. Позже появился язык у людей, на котором они смогли общаться и обмениваться реальной информацией о том, что происходит в мире и их среде обитания.

1.2.4. Физиологические основы эмоций и чувств

Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие коры головного мозга и подкорки, где представлены центры, регулирующие жизнедеятельность организма. Возбуждение, возникающее в коре при отражении окружающей действительности, передается в подкорку, а оттуда - в вегетативную нервную систему. Это вызывает определенные изменения в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д.

Так, при сильном испуге человек бледнеет, от стыда или в гневе - краснеет. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение кровеносных сосудов лица. При сильном волнении увеличивается кровяное давление, изменяется ритм работы сердца. У человека, испытывающего радость, дыхание становится быстрее и глубже, а в состоянии грусти оно замедляется. Чувство горя, тоски, страх сопровождаются ухудшением обмена веществ, работы сердца и желудка.

Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают другие животные и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Есть также много исследований доказывающих, что на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но даже растения.

Жизнь без эмоций невозможна! Основные виды эмоций испытывают все, но не все испытывают тончайшие их проявления, их ощущают только существа тонкой душевной организации – мы, люди.

1.3. Особенности развития младшего школьника

Младший школьный возраст - это период жизни ребенка от 6 до 11 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит быстрое развитие детского организма. Значительные перемены в жизни ребенка, приводят к тому, что становятся совершенно другими его эмоции. В это период главное место занимает учебная деятельность. Ребенок постепенно учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Дети младшего школьного возраста начинают уже более сдержанно выражать свои эмоции, когда находятся в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечания со стороны сверстников, их могут обсуждать и осуждать. Способность владеть своими эмоциями становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет уже в другой форме – уже не лезет драться, или вырывать из рук, а пытается решать вопросы в словесной форме – дразнит, грубит; появляются оттенки в выражении лица и интонации речи – ирония, насмешка, сомнение и т.п. Переживание злости и стыда школьники уже могут проявлять в более скрытной форме.

Особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. В этом периоде у школьников формируются моральные чувства: чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование на несправедливость.  Переживание злости, озлобления, раздражения может вызвать у младшего школьника агрессивное действие по отношению к обидевшему его человеку. Но проявляются и положительные эмоции: сочувствие, расположение, привязанность. Но иногда, из-за недостаточного внимания родителей к духовному миру ребенка, школьник испытывает тяжелые и сильные эмоции, которые его травмируют.

На протяжении младшего школьного возраста начинают формироваться отношения с окружающими их людьми по-новому. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для школьника начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Чаще всего детская дружба прерывается: друзья могут перейти в другую школу или уехать из города. Тогда оба испытывают чувство настоящей потери, чувство горя, пока не находят новых друзей. Иногда дружба прерывается из-за появления новых интересов. В этом возрасте друзья есть не у всех детей.  В таком случае возникает опасность столкнуться с проблемами социальной адаптации таких детей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества и неприязни со стороны других детей.

Вместе с тем, эмоции дети в этом возрасте могут выражать и с помощью творческих проявлений: в музыке, танцах, творчестве. Значительное впечатление от художественных произведений может выявиться как в отдельных рисунках, которые он делает, так и в стихах, сочиненных им, или в рассказах по поводу прочитанной повести.

Этот период является достаточно наполненным эмоциями у взрослеющего ребенка. Но испытывая их, не все ребята могут правильно определять и управлять своими эмоциями.

1.3.1. Знакомство современных школьников с миром эмоций

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Часто, люди совсем не осознают своих эмоций. И это не потому, что они бесчувственные. Они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит человека в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения зависит от развития общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а учимся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже по телепередачам и киноиндустрии.

Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, а возможно - бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека. Помимо социальных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх - вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным человек учится в течение всей жизни.

Гаджеты мешают детям видеть чужие эмоции. В современном мире существуют факторы, которые мешают детям развивать весь спектр возможных эмоций. К сожалению, школьники, которые много времени проводят в социальных сетях, общаясь на языке, привычном там, утрачивают способность распознавать чужие эмоции в реальном мире. Это печально и опасно для будущих поколений.

Ученые советуют периодически отказываться от гаджетов в пользу живого общения. Зацикленность на электронных новинках не позволяет школьникам правильно различать настроение близких.

Ученые из Калифорнийского Университета пошли на жестокий эксперимент - чтобы понять, насколько детям будет лучше или хуже без современных гаджетов, они отобрали у группы шестиклассников их телефоны и другие электронные устройства. 50 человек отправились отдыхать без них в один лагерь, а другие 50, вооруженные смартфонами и айпадами, уехали в другой.

Как ни странно, быстрее всего к потере электронных устройств адаптировались старшие - вожатые лагеря в возрасте 18-20 лет. В первые дни у школьников была настоящая ломка, но потом они все же привыкли. В начале и конце эксперимента детей детям показывали фото и видео людей с разными эмоциями и просили определить - что в этот момент чувствуют люди.

Школьники, оставшиеся без своих гаджетов, уже через пять дней показали лучший результат, чем контрольная группа, у которых не отбирали их. Если в начале смены дети из первой группы ошибались примерно в 14 процентах, то через две недели число ошибок снизилось до 9 процентов. У детей, которые не расставались со смартфонами, ошибки остались.

Исследователи считают, что это очень важные результаты - чтобы не растерять социальные навыки, нужно чаще оказываться лицом к лицу. Ученые советуют периодически отказываться от гаджетов в пользу живого общения.

Дети дошкольного возраста. Британская Ассоциация учителей и преподавателей предупреждает: из-за увлечения планшетами, малыши перестают понимать, что делать с кубиками-азбуками и не умеют писать на обычной бумаге ручкой.

Кроме того, педагоги предупреждают: если ребенок провел полночи в постели с планшетом или смартфоном, на следующий день он не может сосредоточиться, концентрация внимания сильно снижается. Психологи считают, что яркие дисплеи в темной комнате вызывают слишком сильную визуальную стимуляцию. И все остальные вещи уже кажутся менее захватывающими, поэтому у ребенка снижено внимание.

Чтобы избежать этих вещей, педагоги рекомендуют отключать на ночь Wi-Fi, почаще играть в обычные игры и гулять с ребенком на улице, отбирая у него планшет.

1.3.2. Как правильно управлять своими эмоциями

Для каждого человека важно взаимопонимание с родными, друзьями, да и вообще с окружающим миром. Однако даже самые близкие люди, имеют свои особенные убеждения, характер, настроение. Эти различия создают препятствия в понимании друг друга и провоцируют конфликты в различных ситуациях общения.

Неконтролируемые эмоции могут заставить человека в таком состоянии наговорить лишнего, «наломать дров». Одумавшись, он осознаёт, что зря погорячился, сначала следовало всё взвесить. Поэтому необходимо научиться управлять своими эмоциями.

 Управление эмоциями, это вовсе не их подавление. Выход эмоций необходим каждому человеку. Доказано, что невозможность выразить чувства негативно отражается на психическом и физическом здоровье человека. Застарелые обиды, скрытый гнев, невыплаканные слёзы - причины многих заболеваний в дальнейшем. Если человек стремится любой ценой сохранять внешнее спокойствие, он рискует всерьез заболеть.

Эмоции  - необходимый механизм для мгновенного реагирования организма на стресс. Испуг придает энергии для бегства от опасности; ярость активизирует мускулатуру и отключает страх; гнев сметает на пути все препятствия. Под воздействием эмоций происходит мгновенная мобилизация сил, тогда как разум не может в такой степени влиять на физиологические процессы.

Эмоциями необходимо разумно управлять тогда, когда речь идёт не о выживании, а о повседневном общении, когда бурные переживания или апатия мешают взаимопониманию.

Следует отметить, что отличительная черта характера долгожителей  - способность находить радость в жизненных мелочах. Они доброжелательны и отсутствует враждебность к окружающему миру.

Также большим плюсом умения управлять своими эмоциями является успешность человека в жизни. Способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, психологи называют эмоциональным интеллектом. У человека, обладающего этой наукой, больше шансов преуспеть в своей профессии, так как он умеет правильно реагировать на ситуацию и подстраиваться под нее, а значит, он легче добивается своих целей во взаимодействии с окружающими.

Как научиться управлять своими эмоциями? Управлять своими эмоциями может любой человек, это не сложно. Проявление эмоций происходит у человека автоматически, ему не нужно специально прикладывать усилия для того, чтобы эмоция возникла. Человек может воссоздать любую эмоцию, причем одна может сменять другую очень быстро, в зависимости от ситуации. В основном, человек не придает значения тому, как возникают его эмоции, и как он справляется с ними. Создавая ту или иную эмоцию, меняя ее на другую, человек обычно не замечает этого.

Секрет управления эмоциями настолько прост, что в это сложно поверить. Это выражение нашего лица: наши глаза, губы, брови. Это самый верный инструмент для управления эмоциями. Наше лицо это отражение всех эмоций, именно на нем отражается всё, что мы испытываем внутри. Это тяжело скрыть, если специально над этим не работать. Дело в том, что мышцы, расположенные на лице, дают сигнал в мозг, и мы начинаем испытывать ту эмоцию, которая связана с ними. К примеру, если мы смеемся или улыбаемся, то наш мозг воспринимает это как положительную эмоцию по положению наших мышц на лице,  создавая соответствующее настроение.

Если возникает негативная эмоция, и мы хотим ее убрать, нам достаточно, расслабить лицо и сделать выражение лица такое, какую эмоцию мы хотим воссоздать. Нужно выдохнуть и вдохнуть глубоко, закрыть на пару секунд глаза, пусть все эмоции улягутся, сделать мягче тон голоса и расслабить тело. Так мы сможем себя настроить на другую эмоцию. Наша негативная эмоция исчезнет за несколько минут. Главное - сделать это сразу, пока эмоция еще не «раскрутилась». Важно стараться отслеживать свои эмоции постоянно, это даст возможность легко их изменять и контролировать.

Всё, что нужно для этого, это тренироваться и иметь желание научиться управлять своими состояниями и эмоциями. Большинство актеров, политиков, телеведущих проходят специальное обучение управления своими эмоциями. Они легко играют мимикой лица и жестами тела, позволяя им создавать различные эмоции, что трудно сделать обычному человеку. Но это не означает, что нельзя этому обучиться самостоятельно.

Существует огромное количество упражнений и методов управления эмоциями. Однако, хотя этому не сложно научиться, далеко не каждый сможет применять их на практике. Здесь важны также личностные качества, например, самодисциплина, склонность к самоанализу, внутренняя сдержанность. Эти качества присущи не всем, но именно они помогают человеку управлять и справляться с эмоциями. Умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях - отдельная задача, требующая специальных  знаний.

Процесс контролирования эмоций достаточно непростой. Для того чтобы, справиться с эмоцией, нам нужно поймать момент, когда она начинает проявляться. Это происходит в течение нескольких секунд и если момент упущен, справиться с ней будет сложнее. Наша задача - это предупредить возникновение нежелательной эмоции, до того, как она проявится полностью. Если мы хотим управлять и справляться со своими эмоциями, мы должны первыми запускать нужные нам эмоции в конкретной ситуации. Это также будет отражаться и на других людях. Мы можем задавать настроение целой группе людей, учитывая что эмоции передаются от одного человека к другому.

Теперь что касается нашего тела. По положению тела, очень легко прочитать наше состояние и эмоции. Опытный человек, может сразу определить наше состояние с первого взгляда. У человека, который может справляться со своими эмоциями, тело находится в расслабленном состоянии. Если человек не владеет этим, его тело находится в напряженном состоянии. Испытывая негативные эмоции у многих людей можно заменить «дребезжание» тела. Оно становится неконтролируемым, и возникают своего рода нервные судороги. С этим состоянием уже тяжелее справиться. В этот момент необходимо заставить себя расслабить тело и успокоиться, сделав свое дыхание ровным и глубоким. Это - одно из важнейших условий управления эмоциями.

Умение расслабляться в самых разных условиях и обстоятельствах, следить за спокойным состоянием своего тела, даст возможность справляться со своими эмоциями. (Приложение)

А также существуют навыки, которые помогут лучше управлять своим состоянием и эмоциями:

  •  умение отвлекать внимание от ненужных вещей и направлять его на то, что мы хотим в данный момент. Этот навык поможет переключаться с негативных эмоций на положительные;
  •  тренировка мимики и выражения лица, а также отслеживание положения тела, жестов и звучание своего голоса;
  •  правильное дыхание. Умение настраивать спокойное и ровное дыхание. Глубокое дыхание снимает раздражение и напряжение во всем теле;
  •  управление своим воображением. Нужно научиться погружаться в фантазии и образы, которые мы можем создать в конкретный момент. Это даст нам возможность легко перестраиваться или отключаться от обстоятельств или ситуаций.

Нужно помнить, тот, кто может управлять своими эмоциями, является хозяином ситуации.

1.3.3. Способы развития эмоциональности у младших школьников.

Говоря о внутреннем мире ребенка, нужно заметить, что в современном обществе часто ощущается недостаток культуры общения, не хватает внимания друг к другу, понимания и душевного отклика. Это говорит о том, что современные школьники эмоционально недостаточно развиты. Всевозможные компьютерные игры, интернет, социальные сети заменили наслаждение от живого общения, совместное чтение книг вечерами, походы с друзьями в кино, театр и филармонию. Все чаще можно встретить замкнутых детей, не умеющих находить общий язык с окружающими их людьми, пугает равнодушие по отношению к близким людям и безразличие. 

Роль эмоций в общении многообразна: это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается точным именно из-за присутствия в нем эмоциональной окраски; это и умение сообщать о своих переживаниях и чувствах с помощью мимики, жестов. Вообще, развитие эмоциональности связано с осознанием ребенком себя и других людей, с пониманием причин, которые вызывают разные чувства и сопутствующие им эмоции. Наконец, творческие способности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональной сферой человека.

Нужно отметить, что именно такая деятельность младших школьников, которая связана с музыкой, творчеством, танцами и т.д. может обогатить эмоциональный мир детей, помочь накопить опыт переживаний эмоциональных состояний, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, что является очень важным  в формировании  таких качеств личности, как доброта, понимание, сочувствие, отзывчивость.

1.4.1. Влияние видов искусства на эмоциональность ребенка

Музыкальное искусство способствует появлению позитивных эмоций и чувств, что необходимо для гармоничного развития личности младшего школьника. Музыка, особенно классическая, является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей    дошкольников. В результате музыкального воздействия улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, снижается уровень тревожности, дети  становятся менее раздражительными.

Музыка оказывает мощное влияние на мозг. Она улучшает общее состояние детей, в том числе снижает стресс, повышает IQ, а также улучшает способность к концентрации. Кроме того, музыка помогает детям чувствовать себя более позитивно и улучшает их творческое мышление. Когда дети слушают классическую музыку, она обеспечивает положительное и расслабляющее состояние.

Эмоциональная  культура  и  отзывчивость на уроке музыки  развивается через восприятие, слушание музыки и её исполнение, т.е. сначала через прочувствование  и осмысление музыкального образа произведения, а потом через умение осознанный музыкальный образ выразить в слове, жесте, эмоции, движении, звуке.  

В процессе обучения детей танцевальному искусству также можно развивать эмоциональность детей. Танец, это всегда история, рассказанная в движении, а понимание ребенком сюжета и умение передать необходимые эмоции, обогащает его эмоциональную сферу.

Двигательная активность - является не только основой здоровья и физического развития ребенка, но и представляет собой условие и средство его общего и психического развития. Замечено, что дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны. 

В младшем школьном возрасте дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные, музыкой создают определенную двигательную активность. 

Эмоции создают основу познавательной деятельности человека. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, дети учатся правильно выражать, принимать и регулировать  их. Развивается способность понимать эмоциональное состояние других людей.  

У детей способность импровизировать существует у всех, и ее можно и нужно развивать. Но одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.

Подбирая музыку для движений, надо руководствоваться тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.

Изобразительная деятельность имеет большое значение развития эмоциональности у ребенка. Она позволяет ребенку передать то, что он видит в окружающей его действительности, то, что его волнует, вызывает положительные, а возможно и отрицательные эмоции. Основами изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности как фактура материала, форма, композиция. Произведения изобразительного искусства помогают ребенку познавать жизнь, развивают творческую фантазию. В живописной картине запечатлено мгновение, один момент, а ребенок с помощью своего воображения «оживляет» картину, видит за ней образы, события, характеры.

Рассматривание картин является таким же сложным методом эстетического воспитания, как и музыка или литература; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств. Рассматривание картин развивает эмоциональную память, влияет на восприятие красоты. Благодаря восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь ребенка. Важно обеспечить ознакомление детей с выдающимися произведениями зарубежного, русского изобразительного искусства и архитектуры. Нужно научить детей понимать неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.

Художественная литература - самый эффективный, доступный вид искусства, который может помочь в развитии эмоциональности, восприимчивости младших школьников. Она воздействует на чувства и разум ребенка. Красота слова является важнейшим шагом в мир искусства. Важно, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной красотой, стало неисчерпаемым источником познания прекрасного, внутренним духовным богатством, и в то же время средством выражения этого богатства. Возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки, и язык является главным средством общения людей. Только слово обретает удвоенную художественную силу и является средством выразительности в литературном произведении. Словесный образ воспринимается, в первую очередь, умом.

Поэтому именно литература является важнейшим средством развития интеллекта учащихся. Выбирая литературное произведение для ребенка, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие произведения зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Школьники учатся воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, анализировать поступки главных героев, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц. Если ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления, значит, он овладел культурой чтения.

Подлинное эстетическое воспитание детей средствами искусства -результат длительной творческой работы по освоению прекрасного в искусстве. Занятия музыкой и творчеством, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального развития младших школьников. Так как в этом возрасте происходит формирование личности, ребёнку необходим эмоциональный пример. А показывать его должны близкие и важные ребенку люди. Это очень важные уроки детства. Если есть желание воспитать в ребенке любовь к музыке, поэзии, искусству, то сами взрослые должны показывать пример своим отношением. Любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры. Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Отношение родителей к музыке передается ребенку. Разбираться в поэзии и искусстве, проявляя интерес и читая много книг, заучивая наизусть стихи. Посещать выставки художников, скульпторов и т.д. Когда родители высказывают свое мнение, объясняют свои ощущения,  то ребенок духовно обогащается, формируется его вкус, привязанность к искусству, к прекрасному. Детство - период становления человека, когда он находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом возрасте могут быть созданы все условия для развития эмоциональная сферы ребенка.

Искусство кино вошло в нашу жизнь и осталось там навсегда с самого первого фильма. Кино объединяет людей, вызывает эмоции, доносит идею его создателей. Эти и многие другие факторы непосредственно влияют на психологическое состояние человека во время просмотра.  Кино – это в первую очередь искусство, которое зачастую делает наш мир лучше и заставляет задуматься над важными вопросами. Все зависит от режиссерского замысла и аудитории, которая способна его понять. Даже обычная комедия может помочь человеку в трудную минуту, переменив грусть на улыбку, отвлекая человека от его проблем.

Другой вопрос в том, что это за персонажи и какую мысль они несут с экранов. Часто манеры поведения и привычки, которые мы замечаем у людей вокруг, берут от героев из фильмов. Иногда настроение создается незаметно, практически - на уровне подсознания. А значит и эмоции, которые мы испытываем во время просмотра, заранее продуманы авторами, так как они желали добиться именно их. Мы смотрим на игру актеров и верим им. Учимся от них эмоциональным реакциям.

Именно из-за них чаще всего мы смотрим кино. Нам не хватает позитива – включаем комедию, не хватает острых ощущений – детектив. Список всевозможных эмоций так же велик, как и список жанров в кинематографе. С помощью фильма мы можем сами регулировать свое настроение, пусть и не на продолжительное время.

Мультипликация. Мультипликация объединяет реальность и вымысел, музыкальное сопровождение и саму "картинку", исходя из обобщающей природы анимации, и создает единый воспитательный комплекс. И все это вместе вызывает множество эмоций у ребенка, которые он испытывает благодаря сюжету и нарисованным героям.

Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют позитивные установки личности ребенка, а другие наносят вред, делая детей агрессивными? Среди создателей мультфильмов существует два "лагеря": те, кто копирует взрослую жизнь, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни.

Дети открыто верят тому, что видят по телевизору, особенно дошкольники, ведь они верят в сказки. Мультфильмы, где кот издевается над мышкой, люди-роботы захватывают Землю и т.п. плохо влияют на детей. Мозг при многократном повторении информации привыкает к ней. Мультфильмы могут быть нашим помощником, а могут превратиться в зло, которое мы сами пустили в свой дом.

Сказкотерапия. Сказки существовали всегда. Наверное, как только человек научился говорить, он стал придумывать и рассказывать своим детям волшебные истории о подвигах, приключениях, тайнах, красавицах и чудовищах. Многие сказки передавались из уст в уста сотни лет - они стали народными. А другие - были навечно забыты.

Для ребенка в сказке все понятно. Его не удивляют заметные взрослому нелогичное поведение сказочных героев и волшебные свойства предметов. Ребенок просто переживает события, происходящие в сказочной истории. А если сказка рассказана человеком, которому ребенок доверяет (папой, мамой, дедушкой, бабушкой, воспитателем и т.д.), то она представляет для ребенка захватывающее реальное событие, становится основой, на которой впоследствии сформируется его психика. Сказочные истории предоставляют детям героев для подражания, им может стать и злодей, если ему находится оправдание. А еще сказка «подскажет» жизненные сценарии и подскажет что хорошо, что плохо, где добро, а где зло. Конечно, это не значит, что жизнь человека сложится по сюжету, «как в сказке». В реальном мире на нас и наше поведение влияет множество внешних обстоятельств.

Сказки давно привлекали внимание поэтов и философов, а относительно недавно, сказками заинтересовалась психология. Так возникла сказкотерапия - психологическая техника работы со сказками и фантастическими историями. В процессе работы по этому методу ребенок сам пишет свои сказки. (Приложение) В такой сказке, в образе главного героя он описывает себя и свои проблемы. И когда сказочный герой находит выход из каких-то тупиковых ситуаций, «хозяин» сказки находит решение своих проблем в реальной жизни. Правда герой из этой сказки может быть наделен чертами не только самого сказочника, а мамы или папы, друга или любого другого близкого ребенку человека. В этом случае сказкотерапия поможет решить проблемы, связанные с взаимоотношениями с этими людьми.

В сказкотерапии очень может помочь пальчиковый театр, в котором есть герои с разными эмоциями. Это также могут быть члены семьи. Тогда ребенку легче будет изобразить в сказке вопросы, которые его волнуют. В прошлом году я писала работу про пальчиковый театр, которая называлась «Весь мир на кончиках пальцев»,

Написание сказок – творческий процесс, который поможет осознать и преодолеть трудности, и изменить свою жизнь к лучшему!

Другие виды искусства. Театр, цирк, кино, эстрада обладают большой популярностью, в том числе, и как виды искусства. Они объединяют в себе элементы многих искусств: литературы, живописи, музыки, хореографии.

Огромную радость доставляет детям театральное творчество и цирк, их таинственная атмосфера. Дети очень восприимчивы, и поэтому легко поддаются эмоциональному влиянию – сочувствуют добрым героям, переживают за победу добра над злом.

Большой эстетически-эмоциональной силой воздействия обладает Театр. Атмосферу восприятия спектакля создают: сценическая выразительность в сочетании художественного чтения, пантомимы, художественно-декоративного оформления, а также музыкального сопровождения постановки. Во время спектаклей в театре или цирке устанавливается творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания. Поэтому столь непосредственной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно подготовить детей к восприятию театрального действия, создать условия, при которых дети были бы способны принять игру актеров на сцене.

2. Организация и результаты исследования

Как правильно понимать эмоции других людей и не бояться выражать свои? Влияет ли способность понимать эмоции на успеваемость в школе и успешность в бизнесе и в отношениях?

Эмоции, влияя на внимание и память, могут, как усилить, так и ослабить обучаемость. Длительное время считалось, что способность детей справляться со стрессами школьной жизни либо является врожденной особенностью темперамента, либо нарабатывается путем проб и ошибок в течение длительного времени. Но ведь многие дети так никогда и не развивают в себе этот важнейший навык.

Можно развить способность правильно понять, что чувствует человек в данный момент времени (или что чувствуют другие), а затем направить эмоции в правильном направлении. Даже «отрицательные» эмоции могут быть полезными: гнев усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы.

Учёные доказали, что начало обучения в школе сопровождается изменениями в эмоциональной жизни детей. У младших школьников постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя они ещё не могут сдерживать проявления своих эмоций.

Эмоциональное неблагополучие характеризует отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище и т.д. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

 Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. Часто мотивы и эмоции ребенка, побуждающие выступать его определенным образом, не всегда легко выявить и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей.

Какие бы условия и детерминанты не определяли жизнь человека, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться, и закрепится в ней, констатируя в человеке пристрастность, без которой немыслима никакая деятельность. Таким образом, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций является надежным залогом повышенного научного интереса к ним. И на сегодняшний момент эта проблема как никогда актуальна.

Эмоции, отражая окружающий мир и в соответствии с этим регулируя наше поведение и деятельность, играют важную роль в жизни каждого человека. Их значимость, как одного из определяющих факторов развития личности, особенно велика в младшем школьном возрасте.

Переживание эмоциональных состояний в этом возрасте определяет картину видения ребёнком мира, влияет на характер взаимодействия с ним, на оценку происходящих в нём событий. Таким образом, формирования собственного отношения к окружающей действительности зависит от качества испытываемых ребёнком эмоциональных переживаний: положительных или отрицательных.

Если положительные эмоции - это своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата, то отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма.

С целью подтверждения выдвинутой мною гипотезы я провела исследование, в котором участвовало 26 человек. В качестве испытуемых выступали учащиеся 4 «Б» класса МБОУ Гимназия № 75 г.Казани. Результаты исследования представлены в Приложении.

Исследование проводилось в три этапа.

На 1 этапе  был проведен опрос. Ученикам класса были заданы 5 вопросов:

  1. Знаете ли вы что такое положительные эмоции? А отрицательные?
  2. Влияют ли, положительные и отрицательные эмоции на успешность вашей деятельности?
  3. Влияет ли настроение на успешность вашей деятельности?
  4. Вам трудно испортить настроение?
  5. Влияет ли чувство тревожности на успешность вашей деятельности?

В результате опроса я выяснила, что 63% учащихся считают, что положительные и отрицательные эмоции влияют на успешность деятельности младшего школьника. 81% учащихся указали, что их настроение влияет на успешность их деятельности. 44% учащихся считают, что им трудно испортить настроение. 56% учащихся считают, что на успешность  деятельности влияет чувство тревожности.

Таким образом, 89% учащихся представляют, что такое положительные и отрицательные эмоции и каким образом они влияют на деятельность ученика.

        На втором этапе вместе с нашим учителем я провела эксперимент, о котором мои одноклассники не знали. Эксперимент заключался в следующем. Ученики на уроке решали предложенные учителем задачи. Были даны три задания, одинаковые по трудности и по времени выполнения (3 минуты). В каждом задании я сравнила свою гипотезу выполнения задания каждым учеником с фактическим результатом.

При выполнении первого задания учитель подходила к каждому ученику, поглаживала его, говорила «молодец», «умничка», «у тебя все получится», улыбалась и поддерживала учеников. Ученики при этом испытывали положительные эмоции. Фактические результаты оказались хуже, чем я предположила.

Второе задание ученики выполняли в обстановке, когда учительница стала «злой». Она кричала на учеников, говорила, что всё уже пора понять, постоянно делала замечания, резко подходила к ученикам. Окрики, замечания и плохое настроение учителя вызывали у ребят отрицательные эмоции. Фактические результаты оказались лучше, чем я предположила.

Третье задание выполняли в полной тишине. Со стороны учителя было абсолютное равнодушие. Ей было все равно, что делают и пишут ученики. У ребят, как я предположила,  должны были возникнуть нейтральные эмоции. Они должны выполнить задание, как могут. Фактические результаты оказались неоднозначными. Наверно, равнодушие учителя вызвало у моих одноклассников разные эмоции: у кого-то положительные, у кого-то отрицательные, поэтому они справились с заданиями кто-то лучше, а кто-то хуже, чем предположила я.

Синий – положительные

Красный – отрицательные

Зеленый – равнодушие

Таким образом, мы видим, что на успешность деятельности большинства учащихся 4 класса сильнее повлияли отрицательные эмоции.

По окончании эксперимента я объяснила одноклассникам, что происходило на уроке, а классный руководитель извинилась перед ними. Мои одноклассники простили нас и громко засмеялись.

На третьем этапе исследования была проведена моделирующая игра «Положительное и отрицательное подкрепление».

Цель игры: выявить, как эмоционально на поведение человека оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование, а также равнодушие.

Ход игры: Выбираются 3 участника. Им дается инструкция: Сейчас мы с вами сыграем в детскую игру «Холодно-горячо». Вам нужно будет выполнить некоторое задание. Ребята в классе будут вам помогать в этом. Время, которое вы потратите на выполнение задания,  будет засекаться.

Участники выходят за дверь. Класс договаривается о задании: переставить стул от доски за первую парту.  

Дается инструкция классу:

- Первому вошедшему участнику мы будем помогать с помощью похвалы «молодец», «почти догадался», мы будем награждать его аплодисментами – чем ближе он к замыслу,  тем громче аплодисменты.

- Второму участнику мы будем помогать с помощью критических замечаний. Можно использовать междометия и высказывания, не оскорбляющие достоинства участника: У-У, О-О, ну совсем, не то, ты не понимаешь... Чем дальше он будет от выполнения задания, тем больше и громче критических высказываний. Чем ближе, тем высказываний меньше или совсем отсутствуют.

- В третьем случае группа вообще молчит. Ни звука. На лицах – равнодушные маски. Нас не интересует, выполнит ли участник задание.

После игры все участники и класс делятся своими впечатлениями.

Наблюдения в ходе эксперимента.

1 ситуация: положительное подкрепление. На выполнение задания потребовалось 105 сек. Пробовались разные варианты действий, участник реагировал на реакцию класса с улыбкой, исправлял ошибки. В результате задание выполнено. Чувства участника: понравилось задание, было интересно его выполнять, следила за реакцией класса, это помогло догадаться и выполнить задание.

2 ситуация: отрицательное подкрепление. Участник попытался выполнить несколько действий, затем просто встал и стоял молча перед классом, через 41 сек отказался от попыток выполнения задания. В результате задание не выполнено. Чувства участника: непонимание, обида, нежелание выполнять задание, отказ от деятельности.

3 ситуация: отсутствие подкрепления, полное равнодушие. Участник стоит перед классом в полном недоумении, растерянности, ищет поддержку, но не находит её. Через 85 сек. игра была прекращена ведущим. Чувства участника: неуверенность, обида, растерянность, неспособность принять решение.

Таким образом, эксперимент показал, что у младшего школьника при положительной поддержке окружающих возникают положительные эмоции, которые помогают справиться с заданием, т.е. делают деятельность успешной. При отрицательных эмоциях ученик не отказывается что-либо делать, напротив собирается и старается тоже выполнить это задание, хотя и под воздействием других эмоций. Самые страшные негативные эмоции вызывает равнодушие окружающих, неспособность принять какое-либо решение.

Так же ребятам я раздала рисунки , где нужно было проставить эмоции на лицах людей. Учитель называла эмоцию, а ученики ее рисовали.

А еще я показала героев мультфильма «Головоломка», которых мы с тетей сделали, и ребята без ошибок угадали, какую эмоцию они обозначают.

Заключение

Эмоции - одна из тех тем, которая интересна каждому от ребенка до взрослого человека. Каждый из нас в течение дня переживает большой спектр эмоций: мы радуемся и грустим, боимся и удивляемся, злимся и испытываем отвращение, либо остаемся равнодушными к происходящему. Кто-то очень эмоционален, а кто-то сдержан, и все же переживание эмоций - обязательное свойство любого человека.

В процессе работы над этой темой, я стала больше размышлять и наблюдать  за эмоциями своими и других людей.

Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.

Я узнала о влиянии современных гаджетов на эмоциональность моих сверстников. И что общение с человеком гораздо важнее и бесценнее, чем через социальные сети. Конечно, все эти современные и удобные способы общения никто не отменит и все ими уже привыкли пользоваться, но не забывать о существовании «живого» общения между людьми очень важно.

Теперь я точно понимаю, что эмоции влияют на деятельность младших школьников. Этот период очень важен для формирования эмоциональности. И не всегда отрицательные эмоции могут играть плохую роль в учебной деятельности, как показали результаты моего исследования. Моя гипотеза не подтвердилась. Но все-таки хочется, чтобы положительных эмоций было больше. И именно они помогали школьникам добиваться лучших успехов в учебе. Важно каждому человеку научиться управлять своими эмоциями, это важно как для общения людей друг с другом, так и  для желающих достичь в жизни успеха.

Мир эмоций очень велик и разнообразен. И я с этим полностью согласна. Раньше я даже не задумывалась как много упускает человек, который не понимает свои эмоции и эмоции людей которые его окружают. А мы же все разные, и это здорово!

Список литературы:

  1. Е. П. Ильин, Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011. – 784 с.
  2. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В.К. Котырло. - Киев: Высшая школа, 2010. - 198 с.
  1. Изарт К.Е. Эмоции человека. — М., 2001.
  2. Дружинин В.Е. Психологическое здоровье детей. - М.: Сфера, 2013.
  3. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников Вопросы психологии. 2012. №3.
  4. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребёнку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2005.
  5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2006.
  6. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2015. - 217 с.
  7. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Просвещение, 2005. - 277 с.
  8. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 2008. - №3. - С.34-39.
  9. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 2004
  10. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных Хрестоматия по психологии Д.: Феникс, 2002.

Интернет-источники:

1 . https://www.proza.ru/2014/07/25/1647 - Способы передачи эмоций в письменной речи

  1. http://vedamagazine.livejournal.com/2594.html - про базовые эмоции
  2. http://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/18-kakie-chuvstva-byvayut-i-chto-oni-oznachayut - про эмоции
  3. http://tsuslik.ru/emotions - чувства и эмоции
  4. http://www.biografia.ru/about/psihologia133.html - Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста
  5. http://philology.snauka.ru/2016/01/1841 - эмоции  в интеренте
  6. http://www.vitamarg.com/article/samorazvitie/5322-kak-upravlyat-emotsiyami - управление эмоциями
  7. http://whatisgood.ru/tv/cartoons/vliyanie-multfilmov-na-psixicheskoe-razvitie-detej/ - влияние мультфильмов
  8. http://www.lookatme.ru/mag/live/industry-research/215131-pixar-emotions - про мультфильм Головоломка
  9. http://www.7ya.ru/article/Multfilmy-vred-ili-polza/ - врем или польза мультфильмов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья в современном мире

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ отмечал, что во все времена семья, благословенный Богом союз мужчины и женщины, играла важную общественную роль, служила основой развития и благополучия государ...

« Роль учителя начальных классов в современном мире»

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлени...

Урок- проект « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций»  по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст...

Педагог в современном мире

Педагог в современном мире...

Роль автомобиля в современном мире

Технология проектной деятельности. Исследовательская  работа ученика 3 класса с презентацией и описанием....

Классный час "Нравственность в современном мире"

Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого посту...

«Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» на тему: Интернет в современном социокультурном пространстве.

На современном этапе развития российского социума все более характерным является внедрение в жизнедеятельность широких слоев населения научно-технических достижений информационных ресурсов глобальных ...