Классный час "Нравственность в современном мире"
классный час (3 класс) по теме

Комышева Ирина Васильевна

Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого поступков; способствует формированию нравственной жизненной позиции  учащихся и развивает у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx97.14 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Учитель начальных классов:

Комышева Ирина Васильевна

Тема: Нравственность в современном мире.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:

  • сравнить значение нравственности в разные времена;
  • развивать стремление к нравственному совершенствованию;
  • разграничить понятия хорошего и плохого поступков;
  • воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;
  • способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I. Орг. момент.

II. Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
                        к отцу пришел,
                            и спросила кроха:
                                   - Что такое
                                                
хорошо
                                                     и что такое
                                                                
плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II. Обсуждение определения нравственности.

        - Как одним словом ответить на этот вопрос?    (нравственность)

        - Как вы понимаете слово «нравственность»?

        - Как бы вы его определили?

        В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

        Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

        Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

        Нравственность - внутренняя установка человека.

        - Так что же такое – нравственность?

IV. Дискуссия.

- Актуальна ли нравственность в современном мире?

- Почему?

- Какого человека вы бы назвали нравственным?

- Как определить нравственный человек или нет?

- Как стать нравственным человеком?

Учитель. В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью.         Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

        - Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.

        – Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

        – Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

        – И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

        - Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

        - Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?     (Обсуждение)

V. Обсуждение высказываний про нравственность.

        - Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

        «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?         Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

- Ж.Ж.Руссо  (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго — добро,
От злого — зло родится.

- Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

        - Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

        - Аристотель (древнегреческий философ): «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми    

        Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире. 

VI. Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

        - Какие поступки описаны в данном произведении.

        Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

“Наказание или преступление?”

        Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

“Уличная мораль”

        В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

        Что вы сделаете дальше?

“Находка”

        Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII. Определение уровня нравственной самореализации.

        Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

        Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

        Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

        - Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

        - Какой уровень у вас преобладает?

        - Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII. Анкетирование.

        - А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

        Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX. Рефлексия.

        На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X. Домашнее задание.

        Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI. Итог классного часа.

Мальчик
       радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
     делать
хорошо,
и не буду -
          
плохо".

        - Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

        «Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно:         

        И пусть вас сопровождают по жизни следующие слова:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба в современном мире"

План - конспект классного часа с обучающимися 6 класса...

Классный час " Безопасность в современном мире"

Безопасное движение для ребенка....

Классный час « Семья и семейные ценности в современном мире» 2 класс

Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.осознание значемости семьи....

«Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» на тему: Интернет в современном социокультурном пространстве.

На современном этапе развития российского социума все более характерным является внедрение в жизнедеятельность широких слоев населения научно-технических достижений информационных ресурсов глобальных ...

Классный час на тему "Ценности современного мира" (4 класс)

Цель деятельности учителя: дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, само...