« Роль учителя начальных классов в современном мире»
статья по теме

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudchenko.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования
Изменившаяся образовательная парадигма требует определенного переосмысления всего положительного опыта, накопленного русской, советской и современной педагогической школой, его применения с учетом коренных преобразований. Соответственно необходимы исследования, посвященные проблеме совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя и рассматриваемые в контексте формирования педагогического творчества как основы, определяющей профессиональную компетентность специалиста.
Особенностью деятельности учителя является тот факт, что он участвует в творческом акте – сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее существенная сторона деятельности педагога.
Важнейшей задачей школы, по мнению А.А. Леонтьева, является создание у учащихся установки на творчество, на свободный, но ответственный и обоснованный выбор или создание новых возможностей. Но может ли педагог, сам творчески не развитый, развить творческие способности у своих учеников? Очевидно, нет. Именно поэтому учителю должно быть присуще профессиональное творчество.
Справедливо замечание Л.М. Денякиной о том, что «не каждый педагог может подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения. Но к творчеству, к поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может (и, добавим, должен!) приобщиться каждый».
Работа учителя начальных классов – это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий на своих уроках, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. Педагогическая концепция  направлена на то, что учитель обязан работать во благо развития ребенка. Естественно, что такое отношение к своему труду, к своему творчеству приносит свои плоды, что показано в увеличении качества образования, росте успеваемости и желании детей учиться и самореализовываться. Система работы современного учителя начальных классов ориентирована на овладение передовыми педагогическими технологиями, на использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания личности, на освоение компьютерной техники, формирование целостной научной картины мира, способности к жизненному самоопределению учащихся.
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

 В основе современного обучения лежит личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование, рассчитанное на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
Поэтому задачи современного учителя  следующие:
дать каждому ученику возможность реализовать свои способности – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
создать комфортные условия для каждого ученика – защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций;
формировать ситуацию успеха – адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
использовать на каждом уроке личностно-ориентированные педтехнологии – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Социально-экономические изменения в обществе приводят к новому пониманию качества образования, изменению его структуры и содержания. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся.
Личность рождается с природной способностью к саморазвитию, самосовершенствованию. Педагоги начальной школы, должны помнить об этом и понимать, что создание условий для развития творческой личности – это главный стратегический императив I ступени обучения.
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач начального образования может выступать развивающая система . В ней развитие личности понимается не как развитие отдельных сторон – внимания, воображения, памяти и т.п., а как общее развитие личности. И в этом актуальность данного подхода.
Что же такое развивающее обучение? Чем оно отличается от «традиционного»?- вот круг вопросов, на которые, прежде всего, ищут ответы учителя.
Развивающее обучение по системе направлено на общее развитие школьников и поэтому базируется на частично-поисковом методе, способствует решению следующих задач:
 Как можно учить детей без «2» и без принуждения;
 Как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
 Как сделать учение радостным?
Добиться максимального развития каждого ученика – цель работы учителя по данной системе.
Самое трудное и необходимое при развивающем обучении – разговорить детей, научить думать и мыслить, слушать и слышать. Для этого учитель должен обладать высоким профессиональным мастерством, педагогическим тактом и терпением.
Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание, умело подвести при помощи противоречий и ответов других учащихся к правильному выводу.
И так из урока в урок…
Ученик привыкает контролировать себя, самостоятельно думать и принимать решения, высказывать свои критические суждения и не перекладывать свою работу на другого.
Помимо этого большое внимание уделяется регуляции внутриколлективных, групповых и индивидуальных взаимоотношений.
Анализ всего вышеперечисленного приводит к постановке следующего вопроса:
- А развивается ли личность?
- Да, действительно, эта система развивает ученика. Интересно учить и интересно учиться, потому что интересно вместе находить истину, когда ученик видит себя соучастником деятельности учителя.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного обучения является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
Сейчас существует острая социальная потребность в творчестве и в творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления, стремление реализовать себя, проявить свои возможности – одна из важнейших задач сегодняшней школы.
Но обратимся вновь к стратегическому социальному заказу. Как создать условия для формирования творческой личности, личности, способной творчески мыслить? На все ли запросы развития личности отвечает развивающая система ? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем возрасте, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет того, что разовьем у наших воспитанников критическое мышление – это школе по силам.
- Что же такое творческое, критическое мышление?
- Может ли школа научить творческому мышлению?
- Что делать с детьми, которые «выпадают» из поисковой деятельности в классе?
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Поэтому учителем так строится учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами идет процесс развития творческих способностей личности.
Педагоги, которые сейчас работают в школе, ответственные люди, увлечённые своей работой, они постоянно находятся в творческом поиске и поэтому нам нужно просто хорошо вникнуть в суть нововведений и работать на благо ученика. Сегодня стране нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами, имеют основательную психолого – педагогическую подготовку. Но и этого мало. Нужна эрудиция, культура, жажда знаний, стремление к творчеству. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам. Ведь настоящий учитель – это личность, яркая личность. И без учителей, отдающих знание и своё сердце нашим детям, всё это может остаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями, не дойти до живого дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя начальных классов в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты меняется роль учителя начальной школы. И здесь важно понять, в чём. Сегодня его роль заключается в том, чтобы учить учитьСЯ.«Развивающемуся...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"

Представленный материал содержит эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"....

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе на тему: Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика младших классов

В данном эссе раскрыта тема сохранения здоровья учащихся, с помощью различных видов деятельности. Здоровье детей прежде всего должно быть на высшем уровне....

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»

В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...