Самообразование педагога в условиях информационного избытка
статья на тему

Падерина Алиса Андреевна

Статья с рассуждениями на тему о самообразовании педагога в соврмененном мире и условиях стремительного развития информационной среды, в которой предлагаются способы эффективного распределения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование педагога в условиях информационного избытка

Падерина Алиса Андреевна,

 учитель изобразительного искусства

МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»

Самообразование любого человека, не только учителя или преподавателя, это важный и необходимый выбор. В эпоху информационного общества, высшая форма которого − знания, просто необходимо успевать за темпами развития способов передачи информации, регулировать ее нужность и достоверность. Нам доподлинно известно, что увеличение роли информации и знаний растет с каждым днем, информатизация происходит посредством интернета, телевидения, радио и других СМИ, возрастает число людей, занятых в этой сфере и число людей, у которых появляется доступ к мировым информационным ресурсам. [1]

И как же в таком многообразии и изобилии найти ту самую, нужную информацию, нужные знания? Опыт старших коллег иногда может быть недостаточен, или же вовсе неоправдан. Использование других ресурсов, например, интернета, должно подразумевать под собой четкую и ясную цель, поскольку самообразование - процесс сознательной деятельности.

Прежде всего, педагог должен задать вопрос себе: «Зачем я учусь?». Вопрос это нелегкий, как может показаться. Принято считать, что самообразование
педагога − это необходимое условия для осуществления профессиональной деятельности, так как любой педагог это не только учитель, но также психолог и эксперт в своей научной области. Эти ответы могут быть правильными, но они проходят мимо главной цели учебы и никак не исчерпывают возможностей, которое дает человеку образование. Мотивы и цели учебы многогранны, и в этом стоит разобраться основательно, чтобы не потратить времени зря.

Педагог учится, чтобы вырасти в отличного специалиста. Даже при наличии успешной работы, жесткая конкуренция никуда не уходит, каждый работодатель мечтает видеть высококлассных специалистов, знающих сферу своей деятельности. Любое образование − это инвестиции в самого себя. Педагог за годы учебы накапливает капитал, который составляют знания, умения и интеллектуальный потенциал, и именно от этого зависит, как человек будет добывать новую информацию. [3]

К групповой форме самообразования педагог может относиться без особого энтузиазма. Чаще всего это какие-то событийные мероприятия, курсы, семинары или практикумы, которые организовываются руководством учебного заведения и являются обязательными. С одной стороны это кажется полезным, так как существует немало педагогов, у которых отсутствует стимул и стремление получить новые знания, но с другой эффективность полученных знаний может быть крайне мала.

Если в деятельность учителя входит посещение или проведение открытых уроков, мастер-классов или курсов, это не всегда означает, что групповая форма образования работает с успехом. Это означает, что педагог ответственен в своей работе и следует указаниям вышестоящего руководства.

Спорить о важности некоторых мероприятий нет смысла, да, безусловно, есть курсы повышения квалификации, от которых будет зависеть дальнейшее продвижение в карьерном плане, или же научные конференции, где педагоги-энтузиасты могут поделиться своими научными трудами с остальным коллективом. Однако эти процессы также обусловлены нечто большим, чем обязательство, они обусловлены личной мотивацией.

Как известно, мотивация − это побуждение к действию ради достижения результата. А кто, как ни сам человек может определить для себя необходимый результат и возможности быстрого и успешного его достижения. [4]

Из этого следует, что групповая форма процесса самообразования может быть как эффективной, так и нет. Результат полностью будет зависеть от личного желания педагога, и не следует заявлять, что в рабочем коллективе только такая форма может быть использована продуктивно и результативно. Таким образом, становится ясно, что индивидуальная форма самообразования при правильном применении, может быть гораздо продуктивнее.

Профессиональное саморазвитие педагога рассматривается как процесс интеграции профессиональной подготовки и личностного становления человека. Внешняя подготовка задает содержание и формы, а личностное становление задает  смысл и энергию для реализации проекта. При индивидуальной форме самообразования педагоги могут удовлетворить свои потребности в самореализации не только в плане профессиональной деятельности, но и в личном плане. Так или иначе, педагог сам решает для чего, и какими способами ему добыть информацию для удовлетворения личностных задач. [3]

Для более удобного и быстрого планирования индивидуальной самостоятельной работы педагогу следует проработать сценарий тактических действий. В первую очередь такой план поможет сориентироваться в дальнейших действиях, поможет ясно определить для себя первостепенные задачи и дать положительный настрой на работу.

Сценарий действий может включать в себя основные этапы:

1 этап  − «Мотивация»

Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу. Педагог достигает осознания истинных целей самообразования и выявляет для себя ключевые задачи, расставляет приоритеты. Также этап включает выбор эффективных, надежных ресурсов и источников информации.

2 этап  − «Обучение»

Этап непосредственно касается знакомства педагога с педагогической и методической литературой. Этап включает изучение новоявленной информации, ее отбор, анализ и проверка, выявление новых современных знаний, с которыми педагог может в дальнейшем работать.

3 этап  − «Практика»

Этап, на котором педагог осмысляет, обобщает накопленные знания и факты, и в следствии практикует в виде экспериментов. Эксперимент помогает определить эффективность полученных знаний и их действенность. На этом этапе окончательно формируется информационная база.

4 этап − «Итоги»

Этап, на котором педагог подводит итог своей самостоятельной работы и оформляет окончательные результаты. Именно на этом этапе происходит полное применение полученных навыков, определяются дальнейшие перспективы и новые задачи самообразования.

Как только сценарий проработан, возникает вопрос: «Где и каким способом педагогу получить прогрессивные истинные знания в условиях изобилия информации?», поскольку в большом разобщенном информационном поле, и тем более при реализации современной программы ФГОС, крайне сложно найти самую нужную, новейшую и проверенную информацию.


К источникам получения информации можно отнести:

  • Книги.

Обратиться к книге − самый популярный, распространенный и проверенный способ получения сведений, отличающийся точным и гарантированным результатом. К минусам данного источника можно отнести тот факт, что поиск нужной информации в книге может быть затруднителен в связи с большим количеством дополнительной информации. Также к минусам можно отнести редкость и дороговизну определенной литературы.

  • Научные журналы.

Журналы − важный элемент в самообразовании каждого педагога, но менее распространенный, чем книги. Буквально необходимо получать опыт от коллег, которые достигли высоких результатов на своем поприще.

  • Индивидуальные курсы.

Курсы предполагают получение знаний через непосредственный контакт с преподающим. Причем преподающим более высокой квалификации, чем сам педагог. При должном усердии педагог может добиться большого успеха и перенять опыт своего учителя.

  • Интернет.

Этот пункт не зря находится на последнем месте, так как он обобщает и дополняет все предыдущие пункты. В интернете в свободном доступе можно найти не только различные научные труды, онлайн-курсы, но также педагогические форумы и сайты, где педагоги делятся своим опытом на безвозмездной основе. Социальные сети в повседневной жизни стали постоянным источником общения и новых знаний. К минусам стоит отнести избыток непроверенной информации. Обязательно стоит проверять правдивость информации, поскольку многое не имеет под собой достоверную и надежную информацию, имеющую под собой утвержденную основу. Также стоит обратить внимание на плагиат, особенно при написании  собственных научных трудов, статей и книг.

Так или иначе, педагог сам выбирает свой путь самореализации, выбирает, что он будет изучать. Помимо своей специализации, учитель познает дополнительные навыки, которые косвенно влияют на рабочий процесс и, в общем, развивают интеллект. К таким навыкам относятся всевозможное изучение компьютерных программ (Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, программы Microsoft, macOS и др.), иностранных языков, культурологи, истории, психологии, физическое развитие и др.

Как выявить нужную и полезную информацию?

Для упрощенного понимания следует обращаться к незамысловатому алгоритму:

1. Выбор ресурса.

Ресурс должен соответствовать нынешнему времени. Прогресс не стоит на месте и, следовательно, опираться на источники, которые не соответствуют современным стандартам, крайне не рационально.

2. Проверка информации.

Необходимость определения авторитетности печатного издания и автора, нуждаемости использования выбранного источника.

3. Определение отзывов.

Проверять отзывы других учащихся, особенно, если это онлайн-курс с обучением, обязательный шаг. Отзывы, комментарии и обратная связь помогают убедиться в эффективности курса без дополнительных трат и без потери времени.


В современном мире информационный избыток является, скорее, плюсом, чем минусом. Информация как таковая − необходимый инструмент для образования, работы и в целом нормальной адекватной жизнедеятельности. Без пополнения знаний человек уйдет в регресс, перестанет быть на волне новейших тенденций и утратит  возможность быстро улавливать суть происходящего. Так или иначе, технологии не стоят на месте, информационное общество переходит в постинформационное, при котором усвоения знаний и сведений будет происходить мгновенно, и важно уже сейчас научиться ориентироваться в поиске материалов.

Литература:

1. Буряк В. В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011.

2. Мейдер В.А., статья //Личность педагога в образовательном пространстве» // «Здравый смысл». – 2007. – № 3 (44).

3. Силинг М. И. Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя.         Новая студенческая библиотека  − М: Логос, 2006.

4. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. – https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...

«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».

О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....

План по самообразованию по теме: «Применение информационных технологий на занятиях в специальных (коррекционных) классах VIII вида»

План по самообразованию по  теме: "Применение информационных технологий на занятиях в специальных (коррекционных) классах VIII вида"...

Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС

Тема метод. обьединения "Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС"...

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье раскрываются основные принципы, формы и этапы самообразования....

Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности....