САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
статья
В статье раскрываются основные принципы, формы и этапы самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Объедкова С.В.
МБОУ «Гимназия № 32», г.Новокузнецк
Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя.
Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, постоянство перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
На практике используются разнообразные формы организации самообразования:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, методических объединениях;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами
следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации самообразования педагогов предполагает ряд этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины изучения и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования могут быть:
- одна из задач образовательного учреждения;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Источниками самообразования могут являться:
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- Интернет;
- видео, аудио информация на различных носителях;
- семинары и конференции;
- мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;
- курсы повышения квалификации и др.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования предполагают:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработку методических пособий, дидактического материала, тестов, программ, статей и др.;
- внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- выработку методических рекомендаций по применению новых технологий;
- разработку и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта;
Таким образом, показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Литература
1. Белозерцев Е.П.Педагогика профессионального образования [Текст] / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев , А.Г. Пашков и др. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
2. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] / Л.М.Митина, Г.В.Митин, О.А.Анисимова. - М.: Academia, 2005. - 352 с.
3. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта [Текст] / Р.Ш. Мошнина // Начальная школа. - 2009. - № 17.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Н.Ю. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/10/picture-90059-1349879607.jpg)
Межличностные компетенции – необходимое условие квалификационных требований к педагогу
Выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681246-1444149163.jpg)
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,
Доклад на августовском совещании...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....
Развитие и повышение профессиональных компетенций педагога
Данная разработка содержит материалы методического объединения учителей начальных классов по теме "Развиитие и повышение профессиональных компетенций педагога"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/16/picture-1137944-1602831268.jpg)
Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования.
Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования....
Публикация по теме:«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
Введение..Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/26/picture-1374429-1640533888.jpg)
доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....