Межличностные компетенции – необходимое условие квалификационных требований к педагогу
материал по теме

Пауль Наталья Александровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межличностные компетенции – необходимое условие квалификационных требований к педагогу

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма; к творческой индивидуальности педагога.

Профессиональную педагогическую компетентность мы предлагаем рассматривать как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста.

Данная категория является предметом исследования множества ученых. Ими выделяются виды педагогической компетентности, которые можно свести к следующему:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета; знание способов решения технических, творческих задач.

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся, включающая  владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения, предполагающая владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

6) информационная компетентность,  которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

7) коммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности. В ее структуру входят следующие  компоненты: знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и др.); коммуникативные и организаторские способности; способность к эмпатии; толерантность; способность к самоконтролю; культура вербального и невербального взаимодействия.  

8) социокультурная компетентность определяется как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

9) культурологическая компетентность обеспечивает конкретное наполнение  содержания образования, придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

Достижение высокого уровня профессиональной педагогической компетентности зависит от уровня сформированности у педагога основных групп компетенций, выделенных в ходе многоуровнего европейского проекта «Настройка образовательных структур», направленного на реализацию целей Болонской декларации.

В ходе этого проекта были отобраны 30 основных компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные.

Инструментальные компетенции включают: когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный набор выглядит следующим образом.

  1. Способности к анализу и синтезу.
  2. Способность к организации и планированию.
  3. Базовые общие знания.
  4. Базовые знания по профессии.
  5. Коммуникативные навыки в родном языке.
  6. Элементарные компьютерные навыки.
  7. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).
  8. Способность решать проблемы.
  9. Способность принимать решения.

Межличностные компетенции — это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Набор межличностных навыков включает следующее.

  1. Способность к критике и самокритике.
  2. Способность работать в команде.
  3. Межличностные навыки.
  4. Способность работать в междисциплинарной команде.
  5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.
  6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.
  7. Способность работать в международном контексте.
  8. Приверженность этическим ценностям.

Системные компетенции — это сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных и базовых как основы. Они включают следующее.

  1. Способность применять знания на практике.
  2. Исследовательские способности.
  3. Способность к обучению.
  4. Способности к адаптации к новым ситуациям.
  5. Способность к генерации новых идей (творчеству).
  6. Способность к лидерству.
  7. Понимание культур и обычаев других стран.
  8. Способность работать автономно.
  9. Способность к разработке проектов и их управлению.
  10. Способность к инициативе и предпринимательству.
  11. Ответственность за качество.
  12. Воля к успеху.

Поскольку темой сегодняшнего педсовета являются межличностные компетенции, остановимся на них поподробнее.

Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, флексибильность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в коллективе. В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят: ценность самих межличностных отношений, генерация нравственного сознания, установка на педагогическое призвание, удовлетворение творческих и духовных  запросов личности, сочетание коллективных и личных целей.

      Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.

      Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.

       Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий:

- если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог;

- если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе;

- если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.

Необходимо отметить, что задачи формирования достаточного уровня культуры межличностных отношений в коллективе не является сегодня некой абстракцией или прихотью администрации учебного заведения. В современных условиях развитие межличностных компетенций каждого члена педагогического коллектива – это обязательное квалификационное требование к учителю.

Подтверждение этому находим в нормативных документах, регламентирующих деятельность современной школы.

в частности, в рамках введения нового федерального государственного образовательного стандарта принят профессиональный стандарт педагогической деятельности, который лег в основу новой системы аттестации педагогических кадров.

Аттестация педагогического работника проводится на основании определения его социально - профессионального статуса и экспертного оценивания эффективности работы, включающей в себя: действие (демонстрируемые профессиональные качества) и результат (профессиональную компетентность).

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает как профессиональные компетенции, так и результаты деятельности (компетентности), обеспечивающие успешное решение профессиональных задач.

Профессиональные компетенции представлены следующими группами (кластерами):  

1. компетенции в области профессионально важных личностных качеств педагога

2. компетенции в постановке целей и задач педагогической деятельности области

3. компетенции в обеспечении информационной основы деятельности педагога

4. компетенции в разработке программ деятельности и принятии педагогических решений

5. компетенции в области мотивации учебной деятельности

6. компетенции в организации учебной деятельности.

Как видим, те самые межличностные компетенции, которые являются предметом обсуждения на сегодняшнем педсовете, стоят на первом месте при оценивании профессиональной компетентности педагога.

Таким образом, задача каждого педагога на сегодняшний день в рамках своей аутопсихологической компетентности осознать уровень развития своих межличностных компетенций, выявить причины, тормозящие их развитие, и перейти от позиции «Я» в профессии к позиции «Мы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования как необходимое условие эффективного формирования его профессиональной компетентности

Сегодня не нужно никого убеждать в важности и необходимости формирования аналитической компетентности у каждого работника образования. Организация образовательного процесса с учетом грамотного педагог...

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...

Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования.

Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования....

Формирование навыков смыслового чтения как необходимое условие развития метапредметных компетенций.

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся началь...

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье раскрываются основные принципы, формы и этапы самообразования....