Программа кружка « Юный натуралист»
материал (1 класс) на тему

Манзенкова Светлана Игоревна

Программа кружка « Юный натуралист»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_naturalist_1_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка « Юный натуралист»

(1 класс)

Автор: учителя начальных классов

Манзенкова С.И.

г. Ставрополь 2008г.


Пояснительная записка

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к  трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни  утверждению в ней.

Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является работа, имеющая общественно - полезную значимость. Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.

Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и желание охранять и преумножать ее красоту. Учащиеся должны осознать необходимость и целесообразность своего труда. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Труд детей должен быть разнообразен как по характеру, так и по объему, посильным для данной возрастной группы.

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства окружающего мира. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции).

Контакт с родителями осуществляется в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, участие в экологических акциях.

Программа разработана для детей 6-7 лет, рассчитана на 1 год обучения.

Программа  включает разделы: осенний период (12 часов), зимний период (11 часов), весенний период (11 часов). Программа рассчитана  на  34 часа с проведением занятий 1 раз в неделю (продолжительность занятий 30 минут).

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей.

Оборудование, инструменты и материалы: садовый инвентарь (грабли, носилки), опорные колышки, лейки, лопатка для посадки комнатных растений, семена цветочно-декоративных растений, грунт, кисточки для удаления пыли, черенки комнатных растений.

Цель курса - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание трудиться.

Основные задачи курса:

-формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека - «один для всех и большинство работают для одного»;

-расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;

-воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

-формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;

-воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой;

-развитие    любознательности    через    развитие    внимания, наблюдательности, памяти - как образной, эмоциональной, двигательной, так и словесно логической; развитие фантазии, воображения, творческого, технического    и    художественного    мышления,    конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений. В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений; влиянием различных способов подготовки семян на их прорастания, сроков посева. В программе содержание направлено на более   раннее   знакомство   детей   с   элементами   агротехники, сельскохозяйственной  техники,   профессиями   сельского   хозяйства; значительное время отводится занятиям сельскохозяйственного труда, где школьники знакомятся с правилами выращивания цветочно-декоративных растений.

 

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Экскурсии.

7

7

2.Работа на учебно-

опытном участке.

10

2

8

3. Гигиена труда.

3

1

2

4.Жизнь

замечательных людей.

1

1

5.Мир профессий.

2

1

1

6.Комнатные растения

и уход за ними.

5

1

4

7.Цветочно-

декоративные

растения.

6

2

4

Итого

34

8

26

1.Экскурсия в парк. «Зеленый наряд нашей планеты». Наблюдение за живой и      

   неживой природой.

2.Знакомство с учебно-опытном участком и осенними работами на нем: правилами

  безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки),

  приемами работы с ним.

3.Практическая работа на учебно-опытном участке: удаление мусора, сгребание

   граблями опавших листьев, веток.

4.Экскурсия в Ботанический сад. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни

   растений, сравнение и сбор осенних листьев.

5.Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина.

6.Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с

   профессиями «Человек-природа».

7.3накомство с видами комнатных растений. Практическая работа: ухода за

   комнатными растениями: полив, удаление пыли сухих листьев, рыхление почвы.

8.Экскурсия в Ботанический сад. Знакомство с новыми сортами цветочно-

   декоративных растений.

9. Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений. Практическая работа:

   посев семян садовых цветов.

10.Составление эскизов цветочных клумб. Знакомство с оранжеровкой цветов.

11.3накомство с весенними работами на участке. Подготовка и посев семян в грунт,

     уход за посевами.

12.Практическая работа на участке: распознавание всходов культурных растений,

     полив, прополка, установка опорных колышков.

13.Экскурсия в Горзеленстрой. Озеленение города Ставрополя.

14.Экскурсия. «Лес - наше богатство, его надо беречь». Значение воздуха, воды для

растений, животных, человека.

В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материла

проводится тестирование на итоговом занятии.

Ожидаемый результат:

-        Сформированное представление о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться.

-        Приобретение практического опыта детей, знании о производственной деятельности детей, техники, технологии.

-        Уважительное отношение к людям труда и их трудовой деятельности.

-        Точное выполнение правил трудовой и экологической культуры.

-        Творчество, активность, интерес к художественному творчеству, желание трудиться.

Список учебной литературы:

1.        Журнал «Начальная школа» № 10, №12 1995г.

2.        Молодова Д.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996г.

3.        Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. Москва,               Просвещение, 1998.

 Список методической литературы:

4.  Кудрявцев Д.В., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. Москва,  

     Просвещение, 1993г.

5.   Петров В.П. Растительный мир нашей Родины. Москва, Просвещение, 1996г.

Список литературы для родителей и учащихся:

1.         Танасийчук В. Экология в картинках. Москва «Детская литература» 1989.год.

2.        Алексин. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.

3.        Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  

             и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

4.        Смирнов А. Мир растений.- М.:Молодая гвардия, 1988.

5.        Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Культура. – Издательство

              ACT -ЛТД, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.

Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Программа занятий кружка "Юный натуралист"

Перед вами план работы кружка юных любителей комнатных растений....

Программа кружка "Юный натуралист"

Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и желаний охранять и ...

проект программы лагеря"Юный натуралист"

Программа предназначена для школьного лагеря ....

Занятие кружка «Юный натуралист»

Занятие кружка «Юный натуралист»  Тема занятия«Знакомство с комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями»...