"Шоколад"исследовательский проект.
проект (2 класс) на тему

Митина Людмила Валерьевна

Цель исследования:

Проследить путь шоколада от какао-боба до плитки;

Выяснить каким должен быть настоящий шоколад.

Задачи проекта:

Познакомится с историей происхождения шоколада;

Изучить все этапы производства шоколада;

Провести исследования состава и свойств шоколада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

имени Н.З. Поповичевой г.Липецка

Шоколад

исследовательский проект

Выполнила: Шевцова Дарья

ученица 2В класса

                                                                                     

                                                        Руководитель проекта:

                                                                  Митина Л.В., учитель

                                                             начальных классов

Липецк  2018

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………...........стр.3

2. Основная часть………………………………………..………………стр.4

2.1. История происхождения шоколада………………………………. стр.4

2.2. Виды шоколада…………………………………………..…............ стр.6

2.3.Путь шоколада от какао-боба до плитки………………….............. стр.7

3. Практическая часть……………………………………………………стр.9

3.1. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде... стр.10

3.2. Определение содержания в шоколаде какао-масла……………... стр.10

3.3. Определение наличия сахарозы в шоколаде………………………стр.10

4. Заключение………………………………………………………...… стр.11

5. Библиографический список……………………………………….…стр.12

Введение

В прошлом году я с ребятами из нашего класса побывала на фабрике, где производят шоколадные конфеты. Эта поездка очень запомнилась. Мне стало интересно, ведь шоколад — это любимое лакомство детей, да и большинства взрослых. Он производится из какао-бобов. И как оказалось изначально шоколад растет на дереве и как же он становится тем, чем мы его привыкли видеть в магазинах: в виде плиток, конфет и разнообразных фигурок. Я начала свое исследование.        

Цель исследования:

Проследить путь шоколада от какао-боба до плитки;

Выяснить каким должен быть настоящий шоколад.

Задачи проекта:

Познакомится с историей происхождения шоколада;

Изучить все этапы производства шоколада;

Провести исследования состава и свойств шоколада.

Методы исследования:

Информационный поиск (статьи из изданий, интернет);

Историческая справка;

Посещение мастерской шоколада Шоколадная фея;

Опыты и исследования свойств и состава шоколада.

История происхождения шоколада

Люди узнали вкус шоколада 4000 лет назад. За это большое время с шоколадом произошло немало удивительных историй.

В первые шоколад попробовали древние индейцы ольмеки в 2000 году до нашей эры. Ты бы не узнал его вкус. Индейцы варили напиток из измельченных плодов какао. Его могли пить только самые знатные люди. И еще шоколад использовался в священных ритуалах. Рецепт изготовления шоколада хранился в строжайшем секрете столетиями. Он перешел к индейцам майя, а затем к ацтекам. Сначала майя использовали какао-бобы для счета и как денежный эквивалент и хранили какао бобы вместе с золотом.

В 600 году до нашей эры майя мигрировали в Северную часть Америки и разбили там первые плантации какао. Ацтеки называли шоколад Чоколайт, что означало горькая вода. Шоколад тогда был горьким и холодным. И только в начале 16-го века вкус шоколада узнала Европа. Первооткрывателем стал испанский завоеватель Кортес. Возвращаясь из своего похода на Мексику он до отказа забил шоколадом трюмы своих кораблей и в истории шоколада открылась новая глава   - покорение Европы.

 Шоколад мгновенно полюбили в Испании. Испанцы первыми приготовили основу, на которую похож современный шоколад. Они стали добавлять в шоколад тростниковый сахар и подавать его горячим.

Шоколад до 16 века по-прежнему оставался мало доступным удовольствием. Ведь привозить какао-бобы из Америки было так дорого. И можно представить, что ни какие особенные условия выращивания шоколада в средние века не соблюдались. Почти сто лет испанские монахи хранили рецепт индейского шоколада в секрете, но в начале 17-го века путешественник Антонио Караленте привез какао-бобы в Италию, а испанская принцесса Анна Австрийская дарит шоколад своему возлюбленному Людовику 13 и шоколад становится достоянием королевских дворов Европы.

 Известно, что принцессам вручили рецепт шоколада в приданное, неудивительно, ведь настоящий шоколад способен вызывать состояние счастье. Даже в 17 веке какао-бобы заменяли деньги во многих странах. К примеру, в Никарагуа за 10 какао-бобов можно было купить целого кролика.

 В 1674 года шоколад впервые появился в форме батончиком и рулетов. До 19 века шоколад оставался жидким. Технологам не удавалось получить какао масло благодаря которому шоколад в виде плитки может сохранять свою форму. Выделить масло удалось швейцарцу Француа Луи Кайе  в 1819 году. Значит твердому шоколаду почти 200 лет.

А в 1828 году в Голландии был изобретен гидравлический пресс для получения какао масла. И шоколад стал доступный - ведь над созданием лакомства стали трудиться целый фабрики. В середине 19 века первый шоколадные фабрики появились и в Москве.

Виды шоколада

В зависимости от состава шоколад делят на Чёрный (горький) шоколад делают из тёртого какао, сахарной пудры и масла какао. Молочный шоколад с добавлениями изготавливают из тёртого какао, масла какао, сахарной пудры и сухого молока. Чаще всего используют плёночное сухое молоко жирностью 2,5 % или сухие сливки. Белый шоколад готовят из масла какао, сахара, сухого молока и ванилина без добавления какао-порошка, поэтому он имеет кремовый цвет (белый).

Путь шоколада от какао-боба до плитки.

Что бы детально изучить и исследовать как все же делается настоящий шоколад, мы отправились на маленькую шоколадную фабрику, где мне удалось очень близко рассмотреть все этапы производства шоколада от какао-боба до плитки, принять в этом участие и главное все попробовать.

Основным сырьём для производства шоколада являются какао-бобы — семена какао-дерева, произрастающего в тропических районах земного шара.

Какао-бобы находятся в мякоти плода какао-дерева по 30—50 шт., имеют миндалевидную форму, длину около 2,5 см.

Какао-бобы свежесобранных плодов не обладают вкусовыми и ароматическими свойствами, характерными для шоколада имеют горько-терпкий привкус и бледную окраску. Для улучшения вкуса и аромата их подвергают на плантациях ферментации и сушке.

В процессе обработки бобы очищают, сортируют и обжаривают, дробят в крупку, которую размалывают в жидкую массу. Жир составляет 52—56 % сухих веществ какао-боба - он называется масло какао.

В процессе технологической обработки из какао-бобов получают полуфабрикат — какао тёртое. Какао тёртое и масло какао с сахарной пудрой используют для приготовления шоколада. Шоколадная масса изготавливается из смеси сахара (как правило, сахарной пудры), тёртого какао и масла какао, с добавлением вкусовых и ароматических ингредиентов. Смесь измельчается с помощью меланжера.

А вот здесь остановимся по подробнее.

Основатель кондитерского дома Рудольф Линд когда был молодым любил гулять и развлекаться. Он засыпал какао бобы с сахаром в  аппарат и уехал на охоту, и там он провел 3 дня. Меланджер все это время крутился и он про него просто забыл, потом приехал -вылил шоколадную массу -она застыла -он ее попробовал и она оказалась очень и очень мягкой. Процесс который происходит в меланджере можно сравнить как обтачивает камешки вода в море. Если посмотреть под микроскопом, то получается, что растопленное какао-масло — это водичка, а кусочки какао-порошка и кусочки сахара - это как раз вот эти самые камешки. И во время перемешивания они трутся друг об друга и становятся мягкими и гладкими и вот только так делается качественный шоколад. При чем даже на больших фабриках, где уже научились быстро размалывать какао-бобы до самых мизерных частиц и все автоматизировано – всегда хороший, качественный шоколад подвергается перемешиванию -этот процесс называется конширование и чем он длительнее, тем мягче шоколад и нижнее. Самый хороший шоколад коншируется 3 дня.

После этого шоколад раскладывается в формы, охлаждается, его поверхность становится ровной и гладкой. После шоколад опять растапливается и можно делать плитки, конфеты и другие шоколадные лакомства.

Практическая часть.

Узнав много о том, как делается шоколад, я решила изучить свойства и составы самого распространенного шоколада, который мы покупаем в магазине.

Гипотеза:

Предположим, что в основной состав шоколада, купленного в магазине, входит какао-масло, какао тертое, сахар, сухое молоко.

Что бы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, я решила провести опыты. В магазине мы купили разные плитки шоколада и начали эксперименты.

Опыт 1. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде

Мы взяли три вида шоколада: молочный, белый, темный. Каждый вид шоколада растопили - а затем добавили спиртовой раствор йода. Изменение цвета и появление комочков укажет нам на наличие посторонних примесей в шоколаде.

Вывод: у нас получилось -  меньше всего примесей в горьком шоколаде, затем идет молочный и больше всего примесей в белом шоколаде.

Опыт 2. Определение содержания в шоколаде масло какао

От каждой плитки я отломила кусочек и обернула каждый фильтровальной бумагой и с силой надавила пальцем. У меня на бумаге остались жирные пятна. Теперь добавим немного раствора марганцовки на наши пятна.

Я увидела, что пятна начали окрашиваться в другой цвет. Это получилось, потому что растительный жир вступил в реакцию и образовалось новое вещество.  

Вывод: такая реакция может быть только с растительным жиром. Значит шоколад действительно содержит масло-какао.

Опыт 3. Определение наличия сахарозы в шоколаде

Настоящий шоколад очень капризный - его надо хранить при температуре 18 градусов по Цельсию. А что же произойдет с шоколадом, если его хранить при низкой температуре.

Для опыта я взяла плитку темного шоколада, воду для ускорения процесса и фольгу.  Промазала шоколад водой, завернула в фольгу и положила плитку в холодильник.

Через 2 недели шоколад покрылся белым налетом. Это выделилось вещество, благодаря которому шоколад такой сладкий - сахароза. Когда я смазала шоколад водой, молекулы воды вступили в взаимодействие с шоколадом, но вода растворить масло не может - а вот сахар, который содержится в плитке растворился. А при низкой температуре вода сначала сконденсировалась, а потом испарилась - а сахароза в виде белого налета осталась на поверхности шоколада.

Вывод: действительно в шоколаде содержится сахар.

Заключение

Заканчивая такую интересную и вкусную работу, я сделала следующие выводы:

Шоколад очень интересный продукт с тысячелетней историей.

Производство шоколада — это занимательный и творческий процесс.

От какао-боба до плитки он проходит сложный путь, чтобы стать тем лакомством, которое все так любят.

Настоящий шоколад должен содержать какао-масло, какао тертое и сахар.

Шоколад, купленный в магазине, содержит и другие добавки.

После проведенных опытов с шоколадом, я получила подтверждение выдвинутой гипотезы, так как действительно в популярном шоколаде, который был куплен в магазине, содержатся масло какао и сахар, но также там содержатся различные добавки – больше всего в белом шоколаде. Поэтому не всегда можно такой шоколад назвать настоящим.

Библиографический список

  1. Коннашкова И.П.Шоколад: вред или польза?- М.:Крук,2007
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения, М.АСТ-ЛТД, 1997
  3. Яковшин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Научно-методический журнал «Химия в школе». – 2006. - № 8.
  4. www.ru.wikpedia.org
  5.  http://beta.russia.tv/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Исследовательский проект Польза лекарственных растений, произрастающих на моём приусадебном участке. Выполнила: ученица 4 А класса Гардт Дарья Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна, учитель нача

Давай пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем, каждому цветку!Ты должен над цветками наклониться,Не для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показат...

Исследовательский проект по теме «Шоколад вред или польза?»

Формирование первоначального представления о полезных и вредных продуктах  питания на примере шоколада.Для учащихся 3-4 классов....

Исследовательский проект " Страсти по шоколаду"

Изучение влияния шоколада на организм человека и его роль в жизни человека....

Зефир.Лизун своими руками.Вся правда о шоколаде. Детские проекты.

Детские проектыzefir.polza_i_vred.docxkristally.docxlizun.docxproekt_nosova_polina.pptx...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...