Использование приемов альтернативной коммуникации с обучающимся с РАС и ТМНР
статья на тему

Распорастранение опыта работы  с детьми с ОВЗ (приемы альтернативной коммуникации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_priemov_alternativnoy_kommunikatsii.docx162.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов альтернативной коммуникации

с обучающимся с РАС и ТМНР

Педагогическая техника - это совокупность приёмов. Её средства - это речь и невербальное общение.

У обучающегося данного образовательного учреждения Ярослава Б. имеющего РАС и ТМНР на момент поступления было присуще следующее:

  • активный словарь отсутствует;
  •  пассивный словарь развит частично;
  • обращённую речь понимает частично;
  •  связное высказывание недоступно;
  • не понимает и не воспринимает простейшие инструкции;
  • сложность в развитии отношений и общений в отношении со сверстниками и взрослыми;
  • явно выраженное обязательное придерживание специфическим не функциональным распорядку и ритуалам;
  • не использование попыток компенсации через средства альтернативной коммуникации.

Поэтому необходимо было включить для данного обучающегося определённые условия сопровождения, приёмы и методы обучения и общения для формирование коммуникативных навыков:

  • создание специальных образовательных условий, щадящего педагогического режима;
  • установление эмоционального и визуального контакта с ребёнком;
  • предоставление учебного материала с использованием наглядности;
  • оказание помощи в виде показа, разъяснений, дополнительных словесных и жестовых инструкций;
  • включение вариативности повторения учебного материала небольшими логически законченными частями;
  • развитие понимания речи и простых бытовых инструкций;
  • развитие речи на основе подражательной деятельности;
  • развитие предпосылок речевого общения через уроки и внеклассные занятия, общение в семье.

Успех общения зависит от правильного осуществления речевого воздействия через владения учителем экспрессивных возможностями невербального общения.

 C:\Users\Школа 60\Desktop\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Хохолева пед.совет 30.10.17\таблица.png

Данные средства общения  используются, по ситуации,  учителем и обучающимся для взаимодействия.

В результате на данный момент времени мы можем видеть определённую динамику развития коммуникативных навыков у обучающегося Ярослава Б.:

Таблица динамики развития коммуникативных навыков

      ученик : Ярослав  Б.

      учитель: Марина Геннадьевна

Критерии

Баллы

Начало

года 1 класс

Конец года

Начало

года 2

класс

Конец

года

Начало

года

3 класс

Конец

года

Овладение навыками адаптации / к изменениям/

0

1

1

2

2

2

Реакция на вербальную установку

1

2

2

3

3

3

Использование  средств альтернативной коммуникации

0

1

1

2

2

2

Сотрудничество со взрослыми и детьми

0

1

1

2

2

2

КРИТЕРИИ:

  Овладение навыками адаптации / к изменениям/

 4 - легко адаптируется к изменениям в классе, школе  / порядок уроков, замена кабинета или учителя, место в классе и т.д./;

 3 - демонстрирует негативные реакции на конкретные  единичные изменения /н-р : смена порядка в классе  легко успокаивается/;

 2 - иногда демонстрирует негативные реакции  на серьезные  изменения в ритуалах и распорядке дня; с трудом  успокаивается;

 1 - бурно реагирует даже на незначительные изменения в классе,  школе;

 0 - ярко  выражено  придерживается  специфическим распорядку дня и ритуалам  / крик, плач, отказ от деятельности , успокоить невозможно/.

    Реакция на вербальную установку

        4-постоянно понимает и воспринимает обращенную речь и выполняет простые бытовые инструкции от любого человека в любой ситуации;

        3 - может понимать и воспринимать обращенную к нему речь. выполнять простые бытовые инструкции / по ситуации/;

         2-часто понимает и воспринимает обращенную к нему речь, выполняет  простые бытовые инструкции  от знакомых ему людей;

         1-иногда понимает и воспринимает обращенную речь .выполняет простые  бытовые инструкции/ по ситуации /;

          0- не понимает и не воспринимает обращенную речь, не выполняет простые  бытовые  инструкции;

  Использование средств альтернативной коммуникации

          4-постоянно выражает просьбу. отказ, согласие  при помощи  средств альтернативной  коммуникации в любой ситуации и с любым человеком;

          3-способен выразить просьбу. отказ, согласие при помощи средств

невербального общения- в привычной ситуации с незнакомыми людьми

/дети, педагоги и т.д. /;

            2 - эпизодически  может выразить просьбу, отказ. согласие при помощи средств невербального общения- в непривычной ситуации со знакомыми людьми;

             1- иногда может выразить просьбу , отказ .согласие при помощи средств альтернативной коммуникации- в привычной ситуации со знакомыми людьми;

             0 - не пользуется средствами невербального  общения для коммуникации;

    Сотрудничество со взрослыми и детьми

             4 - может  участвовать  в совместных мероприятиях / игры, соревнования и др.совместная деятельность/ на уровне сверстников с типичным развитием;

              3 - часто соглашается на предложение к совместной деятельности,

но может отказаться от ее выполнения / не доводит игру, занятие до завершения/;

               2 -  в совместной деятельности  настаивает на " на своих правилах", может  избежать совместной деятельности;

               1 - эпизодически включается в совместную деятельность, но быстро

теряет интерес  к ней;

               0 -  избегает включения в совместную деятельность; может бурно реагировать при попытках включения его в нее /кричит, плачет, падает на пол/.

Вывод:

  • активный словарь отсутствует;
  •  пассивный словарь развит частично;
  • может понимать и воспринимать обращенную к нему речь, выполнять простые бытовые инструкции / по ситуации/;
  • иногда демонстрирует негативные реакции  на серьезные  изменения в ритуалах и распорядке дня; с трудом  успокаивается;
  • эпизодически  может выразить просьбу, отказ. согласие при помощи средств невербального общения и звукомплексов в непривычной ситуации со знакомыми людьми;
  • использование попыток компенсации через средства альтернативной коммуникации;
  • в совместной деятельности  настаивает на  "на своих правилах", может  избежать совместной деятельности.

Использование приёмов невербального и вербального общения способствует не только пониманию учебного материала, активизации внимания обучающегося, но и формированию начальных коммуникативных навыков у детей с РАС и ТМНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лис...

План самообразовательной деятельности по теме: «Использование приемов, повышающих мотивацию обучающихся к изучению английского языка в начальной школе »

План самообразовательной деятельности обучающихсяпо т еме "Использование приемов, повышающих мотивацию обучающихся к изучению английского языка в начальной школе"...

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Использование визуальной поддержки в работе с обучающимися с РАС и ТМНР

Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Очень важно понять, что визуальная поддержка может быть использована для ...

Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР "Соотнесение слов с предметными картинками"

Цель данного конспекта: формирование умения соотносить слова с предметными картинками. На занятии ребенок не только учиться соотносить слова с картинками, но и упражняется в использовании средств...