Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Пронина Любовь Владимировна

Внеурочная деятельность "Занимательная грамматика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

Г. о. Подольск

                                           Утверждаю                    

                                       директор МОУ «СОШ № 31»                                                                                                                                                                  

                                         ______________  Т.В.Беляева    

                             «      »_______________2016 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности:

«Занимательная грамматика»

4 «Б» класс

Составитель: Пронина Любовь Владимировна

                                                               учитель первой квалификационной   категории

2017 год

Пояснительная записка

                Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л.В. Мищенковой. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

          Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

          По авторской   программе на изучение предмета отводиться 36 часов (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на 34 часа (1 час в неделю).

Внесены следующие изменения:

1. Темы: «31 июня» (решение занимательных заданий) и «Игротека» (повторение: паронимы, словарные слова) объединены в одну тему.  

2. Темы: «Повторяем, повторяем...» (рифм, фразеологизм, речевые ошибки) и    

«Повторяем, повторяем, повторяем…» (однородные члены предложения, палиндромы) объединены в одну тему.

Тематическое планирование предмета

Содержание программного материала

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

И снова о русском языке…

1

1

Крылатые слова и афоризмы

1

1

Копилка занимательных заданий

1

1

Игротека

1

1

Об именах

1

1

О русских фамилиях

1

1

В поисках сбежавших головоломок

1

1

Игротека

1

1

Мы играем в логогрифы

1

1

Учимся распознавать речевые ошибки

1

1

Коллекция заморочек

1

1

Игротека

1

1

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

1

Работаем над рифмами

1

1

Словесные забавы

1

1

Игротека

1

1

Продолжаем работу над фразеологизмами

1

1

Русские пословицы и поговорки

1

1

Ассорти для любителей русского языка

1

1

Игротека

1

1

И снова о фразеологизмах

1

1

Однородные члены предложения

1

1

Ошибочка вышла!...

1

1

Игротека

1

1

Про омонимы и их разновидности

1

1

Еще немного фразеологизмов

1

1

В стране Перевертундии

1

1

Игротека

1

1

Что такое «паронимы»

1

1

Запоминаем словарные слова

1

1

31 июня

1

1

Игротека

1

Повторяем…

1

1

Повторяем, повторяем…

1

1

Повторяем, повторяем, повторяем…

1

Готовимся к конкурсу « Русский медвежонок»

1

1

Итого  часов

36

34

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.


Календарно тематическое планирование (34 часа)

№ урока

Учеб

ная неделя

Дата урока

фактическая

Тема урока.

Планируемые  образовательные  результаты

Материаль-но-техническое

обеспечение

Примечание

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

1неделя

И снова о русском языке…

Представление о роли русского языка в жизни общества.

осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Р: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

П: Учиться высказывать своё предположение. (версию) на основе работы с материалом.  

К: Учиться работать по предложенному учителем плану.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

 2

2 неделя

Крылатые слова и афоризмы

Развивать внимание, нестандартное мышление, память, знакомство с крылатыми словами.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

П: Совместной работы класса и учителя.

К: Подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 3

3 неделя

Копилка занимательных заданий

Обогащать словарный запас , развивать внимание, мышление и воображение.

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Р: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация

  1. 4

4 неделя

Игротека

Формировать умения находить значение крылатых слов, повторить признаки афоризмов.

 Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

П: Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

К: Выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 5

5 неделя

Об именах

Расширять представление о разнообразии имен и их форм, возникновение древнерусских и современных имен.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Оформлять свои мысли в письменной форме

П: Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

К:Выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

ПК, мультимедийная доска, презентация

  1. 6

6 неделя

 О русских фамилиях.

Узнать происхождение русских фамилий, русские традиции.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Р: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

П: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

К: Учиться работать по предложенному учителем плану.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 7

7 неделя

В поисках сбежавших головоломок

Развивать внимание, нестандартного мышления, творческого воображения.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

  • Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация

  1. 8

8 неделя

Игротека.

Расширить знания и обобщить о русских именах и фамилиях.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

  • К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты по иллюстрации.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 9

9 неделя

Мы играем в логогрифы.

Расширить понятие о логогрифах, формировать представление о игре логогрифы.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

  • К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 10

10 неделя

Учимся распознавать речевые ошибки.

Умение распознавать  речевые ошибки  в тексте

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

11

11 неделя

Коллекция заморочек.

Развивать внимание, нестандартного мышления, творческого воображения.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 12

12 неделя

Игротека.

Расширить умения играть в логогрифы, находить и устранять ошибки.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 13

13 неделя

Ох уж эти фразеологизмы!..

Определять значение фразеологизмов. Заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 14

14 неделя

Работаем над рифмами.

Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

ПК, мультимедийная доска, презентация

  1. 15

 15 неделя

Словесные забавы.

Расширять представления о различных формах игр со словами.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 16

16 неделя

Игротека.

Формирование умения определять название рифмы в четверостишии, продолжать знакомство с словесными забавами.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 17

17 неделя

Продолжаем работу над фразеологизмами.

История происхождение фразеологизмов. Фразеологические обороты.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 18

18 неделя

Русские пословицы и поговорки.

Уточнить представления учащихся об отличии пословиц от поговорок.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 19

19 неделя

Ассорти для любителей русского языка.

Знакомство с понятием «палиндромы»

 Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К:Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 20

20 неделя

Игротека

Обогащать словарный запас. Развивать внимание, память.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, выразительно читать и пересказывать текст.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 21

21 неделя

И снова о фразеологизмах.

Умение выделять фразеологизмы из текста.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  • Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, учиться работать по предложенному учителем плану .

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 22

22 неделя

Однородные члены предложения

Уточнение знаний о однородных членах предложения.

 Осознавать роль языка и речи в жизни людей

ПК, мультимедийная доска, презентация

  1. 23

23 неделя

Ошибочка вышла

Развивается мышление, память, творческое воображение.

 Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Делать выводы в результате индивидуальной работы.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 24

24 неделя

Игротека

Умение находить в тексте однородные члены.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 25

25 неделя

Про омонимы и их разновидности.

Уточнить представление о омонимах и их разновидности.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 26

26 неделя

Еще немного фразеологизмов.

Фразеологизмы – синонимы, фразеологизмы – антонимы

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К:Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 27

27 неделя

В стране перевертундии.

Развитие внимания и нестандартного мышления

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

ПК, мультимедийная доска, презентация

  1. 28

28 неделя

Игротека.

Развитие внимания и нестандартного мышления. Фразеологизмы – синонимы, фразеологизмы – антонимы

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К:Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 29

29 неделя

Что такое « паронимы»

Знакомство с понятием « паронимы»

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: учиться работать в паре, группе.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 30

30 неделя

Запоминаем словарные слова

Умение грамотно писать словарные слова.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К:Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 31

31 неделя

31 июня. Игротека.

Умение различать пары паронимов по их лексическое значению, запоминать написание словарных слов.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Р: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. Познакомить шарадами, способами их отгадывания. Отгадывание ребусов,

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 32

32 неделя

Повторяем..

Закрепление знаний.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Р: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

К: Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 33

33 неделя

Повторяем, Повторяем…

Повторяем все что прошли и узнали.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Р: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К: Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

ПК, мультимедийная доска, презентация.

  1. 34

34 неделя

Готовимся к конкурсу

 « Русский Медвежонок»

Повторяем все что прошли и узнали.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

ПК, мультимедийная доска, презентация

Итого: 34 часа.


Согласовано

На заседании ШМО

протокол «  № ___»

« ____» _________2016 г.

Согласовано

Зам.  директора по УВР

________Н.А. Крупень

« _____» ________ 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по занимательной грамматике 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная грамматика" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс....

Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика"

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...

Рабочая программа английского языка «Грамматика английского языка» для 4 класса

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и рабочей программы курса английского языка к У...

рабочая программа по занимательной грамматике 4 класс

Рабочая программа составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта НОО;- Примерной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерально...

Рабочая программа курса "Этическая грамматика"

Курс направлен на формирование у школьников этической культуры. Это прежде всего простые нормы нравственности, выработанные опытом всех предшествующих поколений, предполагающие дружелюбие и вежливость...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА» общеинтеллектуального направления

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА кружка « ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА» общеинтеллектуального  направления...