Рабочая программа курса "Этическая грамматика"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Лыткина Светлана Владимировна

Курс направлен на формирование у школьников этической культуры. Это прежде всего простые нормы нравственности, выработанные опытом всех предшествующих поколений, предполагающие дружелюбие и вежливость, сострадание и помощь слабому. Курс расчитан на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_eticheskaya_grammatika.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область   Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1

сл. БольшаяМартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл. БольшаяМартыновка

_____________ И.В.Реуцкова

Приказ от  29 .08.2016 г.

                               № 198

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Этическая грамматика»

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 1  класс

Количество часов в неделю:  1 час.

Количество часов в год:  33 часа.

Учитель: Лыткина Светлана  Владимировна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы  курса «Этическая грамматика» для начальной школы (автор А.И. Шемшурина), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

Рабочая программа курса  «Этическая грамматика».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы курса   «Этическая грамматика»  для начальной школы (авт. А.И.Шемшурина), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

Данная программа реализуется для обучающихся1 класса.В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ - СОШ № 1 сл. БольшаяМартыновка в 2016-2017 уч. году  количество часов в неделю: 1час, за год: 33 часа.

Цели:

-сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

Задачи курса:

-познакомить детей с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, познакомить  с  формами проявления  внимание младших к старшим, мальчиков к девочкам;

-познакомить детей с нормами этики в отношениях с окружающими — в семье, с соседями;

- ушкольников укрепить эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства.

-овладение детьми нормами этической культуры; пробуждать у школьников интерес к своей внутренней жизни; вызвать потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

-воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям;

-учить  анализировать различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.

II.Планируемые результаты освоения программы.

В детском коллективе постепенно формируется привычка моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу. Накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, формируютсязадатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера взаимоотношений.

Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является портфолио.

III. Содержание курса

I.ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 7ч.

  1. Доброе слово, что ясный день.
  2. Ежели вы вежливы.
  3. Да здравствует мыло душистое.
  4. Когда идешь по улице.
  5. Узнай себя.
  6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
  7. Подарок коллективу.

II.        ЭТИКЕТ 7ч.

  1. Простые правила этикета.    ,
  2. Повседневный этикет.        
  3. Веселые правила хорошего тона.
  4. Сказка об этикете.
  5. Продолжение сказки об этикете.
  6. Путешествие в страну этикета.
  7. Просим к столу.

III.        ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ 9ч.

  1. Путешествие в волшебную сказку.
  2. Я могу быть волшебником.
  3. Маленькое дело лучше большого безделья.
  4. Любимый уголок родной Отчизны.
  5. У каждого народа свои герои.
  6. Мы соберем большой хоровод.
  7. Я люблю маму милую мою.
  8. Поздравляем наших мам.
  9. Люби все живое.

IV.        ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 10ч.

  1. Если радость на всех одна.
  2. Мой класс — мои друзья.
  3. Самолюб никому не люб.
  4. Поиграем и подумаем.
  5. О дружбе мальчиков и девочек.
  6. Путешествие в мир мудрых мыслей.
  7. Доброта что солнце (итоговое занятие).

IV. Программно-методическое обеспечение:

1.Книгопечатная продукция.

1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г

2)А.И.Шемшурина. Этическая грамматика в начальных классах.  Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.

Методические пособия:

1) А.И. Шемшурина. Этическая грамматика в начальных классах: Методические разработки уроков для учителей начальных классов. 1класс.

2.Информационно – техническое обеспечение:

  • Персональный компьютер;
  • Интерактивная доска.

V КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

дата

Тема занятия

Содержание

Деятельность обучающихся

Результат

план

факт

Этика общения – 7ч.

1.

6.09

Доброе слово- что ясный день.

Беседа о любимых сказках.

Чтение или просмотр отрывков из сказки «Гуси – лебеди».

Беседа о значении пословицы «Доброе слово – что ясный день». Игра  Песня «Улыбка».

Вспоминают содержания любимых сказок. Объясняют значение пословицы. Рассуждают о значении в речи вежливых слов, применяют их в конкретных жизненных ситуациях. Исполняют песню «Улыбка», принимают участие в игре «Волшебный цветик – семицветик».

Игра «Волшебный цветик – семицветик»

2.

13.09

Ежели вы вежливы.

Игра «Вежливо – невежливо». Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Толстого «Белка и волк». Примеры жизненных ситуаций о вежливости для обсуждения.

Беседа по содержанию сказок: Понравилась ли сказка и чем? Чему она нас учит? Принимают участие в обсуждении предложенных ситуаций: с позиции вежливого человека определяют правильность поступков школьников.

Правила вежливости.

3.

20.09

Да здравствует мыло душистое.

Игра «В стране будильника Тик-так». Беседа о режиме дня. Пословицы о чистоте и опрятности. Конкурс Мойдодыра.

Участвуют в игре – хороводе и чтение четверостишия «Тик – так…». Разъясняют значение выражения «Кто опрятен, тот приятен». Отгадывают загадки  Мойдодыра». Выполняют рисунки.

Выставка рисунков на тему «Да здравствует мыло душистое.»

4.

27.09

Когда идёшь по улице.

Беседа о правилах поведения культурного вежливого человека на улице. Мини сценки для разыгрывания.

Анализируют нравственную сторону поведения пешеходов. Формулируют правило, которое помогает вести себя согласно нормам культурного поведения.

Правило поведения культурного человека на улице.

5.

4.10

Узнай себя.

Презентация «Дорога в сказку».

Формулируют пожелания, встретившимся сказочным зверятам.

Вывод о том как интересно познавать себя и окружающих.

6.

11.10

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?»  Беседа по прочитанному.

Игра «Цветик – семицветик».

Слушают рассказ, отвечают на вопросы учителя. Разъясняют значение слов «Нам счастья не сулит обида чья-то».

Игра «Цветик – семицветик».

7.

18.10

Подарок коллективу.

Игра  «Волшебный цветик – семицветик». Песня «Улыбка».

Готовят друг другу сюрпризы :песню, танец, рисунок, поделку. Играют в изученные игры, исполняют песню.

Мини-праздник.

Этикет – 7ч.

8(1).

25.10

Простые правила этикета.

Беседа. Задачи для обсуждения по культуре поведения. Изречения «Слушай больше – меньше говори» и др. Рассказ учителя о появлении традиций.

Называют простые правила поведения, которым уже следуют дома, в школе, на улице.  Участвуют в обсуждении поведения героев коротких рассказов. Выводят правила этикета.

Игра «Как ты это понимаешь?»

9(2).

8.11

Повседневный этикет.

Стихотворения С.Маршака «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Игра «Можно-нельзя».

Участвуют в беседе по прочитанным стихотворениям. Принимают участия в игре, давая короткие ответы можно-нельзя.

Игра «Можно-нельзя».

10(3).

15.11

Весёлые правила хорошего тона.

Правила этикета. Книга А. Гольдниковой«Хорошие правила в рисунках и примерах».  Игра «Верно-неверно».

Называют изученные правила этикета. Делают вывод о том, что это должна быть основа поведения. Объясняют по картинкам правило. Находят «ошибки» в картинках и верно формулируют правило.

Игра «Верно-неверно».

11(4).

22.11

Сказка об этикете.

Текст сказки.  Творческая работа детей ( построение свободных высказываний, рисунки).

Слушают сказку. Сочиняют продолжение, с опорой на свой опыт. Строят высказывание на тему : «Благодаря чему складывается мнение о воспитанности детей, о быте в их семье», на основе прослушанной сказки. Выполняют рисунки.

Продолжение сказки.

12(5).

29.11

Продолжение сказки об этикете.

Выставка рисунков или презентация, иллюстрирующая правила поведения за столом. «Сказка об Этикете».

По мере слушания сказки дети обыгрывают сюжет(показывают как правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами). Озвучивают правила этикета за столом.

Правила этикета за столом.

13(6).

6.12

Путешествие в страну этикета.

Правила поведения за столом. Игра «Продолжи предложение».

Выделяют наиболее существенные пробелы в этике. Каждый для себя обозначает те пробелы в этике, которые надо восполнить.

Игра «Продолжи предложение».

14(7).

13.12

Просим к столу.

Практическое занятие. Правила этикета.

Дети в игровой форме для кукольного героя сервируют стол, разыгрывают ситуации за столом.

Игра «Пригласи сказочного героя в гости».

Этика отношений к окружающему – 9ч.

15(1)

20.12

Путешествие в волшебную сказку.

Сказки «Золушка», «Волшебник Изумрудного города». Понятие доброта. Пословицы о доброте.

Разъясняют что такое доброта, как понимают пословицы. Формулируют правило.

Правило «Поступай так, как бы ты хотел чтобы поступали по отношению к тебе.»

16(2)

27.12

Я могу быть волшебником.

Беседа о доброте. Рисунки на тему добра. Игра «Цветик-Семицветик». Песня «Просто я работаю волшебником».

Представляют себя в роли волшебников. Записывают на «свитке»  своё «чудо».

Выставка рисунков.

17(3)

10.01

Маленькое дело лучше большого безделья.

Практическая работа по созданию «живой» картины поляны, леса, луга.

Создают газету из рисунков, размещают небольшие тексты, редактируют.

Создание стенгазеты.

18(4)

17.01

Любимый уголок родной Отчизны.

Беседа о летнем отдыхе. Рассказ учителя о Родине. Песня «С чего начинается Родина?»

Подбирают синонимы к слову Родина. Делятся впечатлениями об отдыхе летом. Выполняют рисунки на тему «Любимый уголок родной Отчизны»

Выставка рисунков.

19(5)

24.01

У каждого народа свои герои.

Рассказ учителя о том, как в литературном творчестве люди выражают любовь к Отчизне. Пословицы и поговорки разных народов о Родине.

Слушают рассказ учителя, дополняют его. Разъясняют смысл пословиц. Рисуют народного героя России по представлению.

Выставка рисунков.

20(6)

31.01

Мы соберём большой хоровод.

Игры разных народов, песни, обычаи.

Представляют в форме рассказа какой – то народ (рассказ об обычаях, традициях), вовлекают в игру весь коллектив.

Презентация народов.

21(7)

7.02

Я люблю маму милую свою.

Беседа о мамах. Стихотворения Лифшица «Разговор», Е. Благининой «Посидим в тишине».

Отвечают на вопросы по текстам стихотворений. Записывают ответ на вопрос «Что я больше всего люблю в своей маме».

Собирательный образ мамы (озвучивает учитель, согласно ответам детей).

22(8)

14.02

Поздравляем наших мам.

Стихотворения о мамах, песни, поделки для мам.

Выполняют поделку для мамы. Читают стихи, слушают, исполняют песню про маму.

Поделка для мамы.

23(9)

28.02

Люби всё живое.

Репродукции картин о весне, беседа. Игра «На лужайке». Народные изречения о том как важно беречь всё живое.

Мысленно «входят» в весенний лес, рассказывают что там видят. Разъясняют поговорки о природе.

Правила отношения к живой природе.

Этика отношений в коллективе – 10 ч.

24(1).

7.03

Если радость на всех одна.

Ситуации классной жизни, которые могут служить нравственным примером решения конфликта. Правила поведения в классном коллективе. Пословицы о дружбе.

Вспоминают ситуации из классной жизни. Формулируют правила поведения в классном коллективе. Разъясняют смысл пословиц.

Правила поведения в классном коллективе (обобщение).

25(2)

26(3).

14.03

21.03

Мой класс – мои друзья.

Стихотворения В. Высотской «Ёжик», В.Осеевой  «Ни за то и ни за это». Песня «Дружба». Беседа о важности доброжелательных отношений в коллективе, о помощи и взаимовыручке.

Читают стихи и отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в беседе, приводят пример из жизни о взаимопомощи. Исполняют песню.

Песня «Дружба».

27(4).

4.04

Самолюб никому не люб.

Работа в паре по установлению соответствий качеств личности своих и товарища. Рассказ В.Осеевой «Долг».

Называют качества, которые ценят в своём товарище. Отвечают на вопросы учителя по тексту рассказа. Рассуждают о дружбе, долге.

Высказывают своё понимание о том, какими качествами должен  обладать  человек, чтобы с ним было приятно общаться..

28(5)

29(6).

11.04

18.04

Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет».

Игра «Сочиняем песню».

Сочиняют слова песни по цепочке. Читают слова песни. Исполняют (ранее изученные песни).

Исполнение песни.

30(7)

31(8)

.

25.04

2.05

О дружбе мальчиков и девочек.

Рассказ Е.Пермяка «Надёжный человек».

Читают рассказ по очереди. Делают выводы о том, как надо строить отношения в классном коллективе между мальчиками и девочками, так чтобы всем было комфортно и интересно друг с другом.

Вывод о дружбе мальчиков и девочек.

32(9).

16.05

Путешествие в мир мудрых мыслей.

Беседа о гуманном отношении к природе, о доброте. Пословицы о доброте. Заполнение «свитка добра».

Поясняют смысл пословиц. Делают записи в «свитке» о добрых людях нашего класса.

Запись на «свитке добра».

33(10).

23.05

Доброта что солнце.

Песня «Дружба крепкая…».

Итоговая беседа по всему курсу.

Исполняют песню.

Делятся своими впечатлениями о проделанной работе. Намечают дальнейшую совместную деятельность.

Исполнение песни «Дружба крепкая…»

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                        ____________________ /Безверхова В.И./

сл.БольшаяМартыновка

             от 25.08.  2016 г.   № 1                                                                                                                                                            26 .08.2016г.

Председатель методического совета__________             /Басюк/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...

Рабочая программа "Занимательная грамматика".

Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....

Рабочая программа по грамматике , правописанию и развитию речи адаптированная для учащихся с ОВЗ 3 класс

Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого п...

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

рабочая программа "Занимательная грамматика"...

Рабочая программа Веселая грамматика

             Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе...

Рабочая программа. Весёлая грамматика. 4 класс.

Рабочая программа факультатива "Весёлая грамматика" для 4-го класса....

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Внеурочная деятельность в начальной школе...