проектная деятельность
статья на тему

Полукеева Елена Николаевна

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

                              Проектная деятельность в 1 классе

                                                                                                          Учитель Полукеева ЕН

В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Проектная деятельность учащихся становится всё более актуальной в современной практике. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  •  создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
  • формирование чувства ответственности;

По  доминирующей  деятельности различают следующие виды проектов:

  1. Исследовательские проекты 
  2. Творческие проекты 
  3.  Приключенческо-игровые проекты 
  4. Информационные проекты  
  5. Практико-ориентированные проекты 

Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини – проекты.
  • Краткосрочные проекты.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

 Главными целями введения проектной технологии в первом классе являются:

- развитие интереса к предмету;

- приобретение исследовательского опыта;

- развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

- получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи (по заданным образцу)

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

1. Исходи из ребёнка - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

2.Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

3.Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

- низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;

- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в другую;

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. В своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

По программа «Школа России» в 1 классе выполняются следующие проекты:

1.Русский язык.

1).  «Скороговорки».

2).  «Сказочная страничка».

  1. Литературное чтение.

1).  «Составляем сборник загадок».

2).  «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

  1. Математика.

1).  «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)

2).  «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

  1. Окружающий мир.

1).  «Моя малая Родина».

2).  «Моя семья».

3).  «Мой класс и моя школа».

4).  «Мои домашние питомцы».

  1. Изобразительное искусство.
  2. Технология.

1).  «Осенний урожай».

     Изделие: «Овощи из пластилина».

2).  «Дикие животные».

     Изделие: «Коллаж».                                                                            

3).  «Чайный сервиз».

     Изделие: «Чашка»,  «Чайник»,   «Сахарница».

4).  «Речной флот».

     Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот».

(красный цвет – проект выполнен)

 Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей.

Учитывая  психологические возрастные особенности    первоклассников, я стала использовать проекты  на уроках математики , окружающего мира, ИЗО, технологии, т.к.  именно на этих уроках можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную любознательность, интерес к окружающему миру. Первый мини-проект был по предмету «Окружающий мир» - «Моя малая Родина». В ходе работы над проектом дети приобрели первичные навыки работы над проектом и познакомились с понятием «проект».

Следующий проект по математике «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках» был рассчитан на 2 недели. Учащиеся подбирали стихи, пословицы и поговорки о числах, составляли сказки.

Результатом работы над проектом стало создание книжек.

 Проект  был  по курсу окружающего мира - «Моя семья», «Мой класс и моя школа». К сожалению, у обучающихся этот проект не прошёл интересно, потому что очень мало фотографий.

Был осуществлен проект по технологии «Дикие животные». Работая над этим проектом, учащиеся подбирали загадки, иллюстрации о диких животных нашего края, дети начали учиться работать в парах.

Результатом работы над проектом стало создание коллажа «Дикие животные».

Проект по технологии «Осенний урожай». Результатом работы над проектом стало создание изделия «Овощи из пластилина».

Проектов выполнено ещё не много, все обучающие и их родители принимают участие в их выполнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...