Проект: «Издание газеты «Непоседы», как один из способов повышения информированности родителей»
проект на тему

Коваленко Марина Вячеславовна

Газета, как форма  взаимодействия с семьей,  хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно он отталкивает родителей, мешает восприятию даже  интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, можно просто ее не взять, а можно прочитать  и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

В газету можно написать заметку о своем малыше, о «секретах» семейного воспитания,  принять участие  в разнообразных творческих конкурсах и все это на добровольной основе.

Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы и детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gazeta.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 поселка Кубанский

муниципального образования Новопокровский район

Социальный  проект

Тема: «Издание газеты «Непоседы», как один из  способов  повышения информированности родителей»

Автор: старший воспитатель МАДОУ № 38

М.В. Коваленко

Пояснительная записка.

Десятилетиями педагогическое сообщество стремилось изменить родительскую культуру, научить родителей  премудростям  воспитания, привить свое понимание  развития детей, приобщить, а точнее – приспособить  их к жизни детского сада. Но семьи так разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу, что стало очевидным – пытаться переделать всем единую, пусть даже очень хорошую, систему воспитательных задач и ценностей, найти единственно верный  способ для того, чтобы стать союзником невозможно. Да и не нужно. Правильнее не изменять семью, не исправлять, а поддерживать то лучшее, что уже делает, или готова делать каждая семья для своего ребенка.

Мысль о том, что родителей необходимо поддерживать, направлять, зародилась в глубокой древности. Пример тому – Библия. Позже к этой мысли возвращались  Платон и  Сократ, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и                      И.Г. Пестолоцци.  Современное видение этой проблемы опубликовано в трудах таких ученых: О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер,                     Н.В.Воронина , Т.А. Куликова, В.А., Важнина .,  Е.С.Евдокимова, О.Л. Зверева, Л.В. Свирская, Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая., Т.Н. Доронова, И.О. Пастухова ,  А.Д. Кошелева,  М.Ю. Медведева, Т.В. Антонова и другие.

 Наш педагогический коллектив ведет поиск новых, эффективных форм взаимодействия с родителями, накоплен интересный опыт, сложилась определенная система взаимодействия  с семьей, основным условием  которой является активное участие родителей в педагогическом процессе.

На современном этапе продолжается поиск действенных форм включения  родителей (законных представителей) воспитанников  в сотрудничество, в том числе и в сфере изменения информационной политики.

Повышению уровня информированности  родителей о деятельности  детского сада способствует использование в практике работы учреждения  газеты  для родителей.

Родительская газета - новая форма взаимодействия  детского сада и семьи. Она появилась к концу XX века, когда стали доступными средства оргтехники.  Своими  истоками родительские газеты уходят в стенды для родителей, имеющиеся в каждой группе. Т.Н. Доронова относит эту форму работы к ежедневной и считает, что обеспечивает систематическую информированность родителей (законных представителей) о жизни ребенка в детском саду.

Опыт практической работы показывает, что  большая часть родителей, которые приводят ребенка в детский сад, хотели бы получить помощь  от педагогов по вопросам воспитания своих детей, так как общественной системы «педагогического просвещения» родителей не существует, явно недостаточно компетентных теле- и радиопередач, которые бы ориентировались на воспитательные проблемы и педагогические потребности родителей.

Газета для родителей  не главный, но один из самых важных компонентов при взаимодействии с родителями воспитанников. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и одно из средств развития педагогической компетентности, креативности  и   творческого мышления воспитателей.

Газета, как форма  взаимодействия с семьей,  хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно он отталкивает родителей, мешает восприятию даже  интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, можно просто ее не взять, а можно прочитать  и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

В газету можно написать заметку о своем малыше, о «секретах» семейного воспитания,  принять участие  в разнообразных творческих конкурсах и все это на добровольной основе.

Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы и детского сада.

Выпуск газеты – дело не простое, оно требует определенных журналистских умений от педагогов. Важно отобрать  такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в воспитании их детей; следует преподносить факты в такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком.

Для этого необходимо было выработать определенный алгоритм деятельности, распределить обязанности, привлечь участников к его выполнению. Для эффективного внедрения  данного направления в работе как нельзя лучше подходит технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашенной   дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально- политических. Участие в проектировании ставит взрослых    в позицию, когда человек разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства изменяет  самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально  иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни группы и ДОУ.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

 Использование данного  проекта способствует  творческому саморазвитию всех  его участников.

   В ходе реализации проекта: необходимо сформировать нормативно - правовую базу в работе над проектом (Положение о газете, в котором отражены общие положения, организационно - педагогические требования к газете, права и обязанности издателей, издан приказ по учреждению). Сформировать редколлегию, творческую группу педагогов. Также необходимо определить структурную составляющую газеты. Разработать алгоритм по подготовке к каждому  выпуску  газеты «Непоседы», он включает в себя:

1) Воспитатели отбирают возможные для публикации материалы, описание, возникших в группе или ДОУ педагогических ситуаций, достижения детей, могут представить  свой опыт работы по новым технологиям , значимые  для обсуждения в номере темы.

2) Все специалисты в учреждении периодически готовят  материалы, в соответствии с темой номера.

3) Родители (законные представители) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят интересную информацию, по возможности тиражируют готовый номер газеты.

4) Редакционная коллегия  редактирует газету, осуществляет компьютерную верстку, форматирует, корректирует, выпускает каждый номер газеты.

Таким образом, можно констатировать, что в орбиту взаимодействия вовлечены все участники педагогического процесса: администрация, педагоги, специалисты, родители (законные представители), а это и есть одно из главных условий использования метода проекта.

Авторами материалов выступают родители, педагоги, специалисты. Материалы включают фотографии, педагогические примеры и ситуации, вопросы к родителям, советы и рекомендации, детские  рассуждения и высказывания интервью, объявления,  итоги конкурсов, благодарности и другое.

      Каждый выпуск газеты (периодичностью 1 раз в месяц) посвящается одной теме. Традиционно первая страница посвящается  содержанию номера. Рубрика «Страничка специалиста» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны  воспитания и развития детей. Страничка «Для Вас, родители» информирует о  значимых  или интересных событиях в жизни нашего учреждения: праздники, проекты, конкурсы и др.

В каждом номере газеты публикуются благодарности родителям. Рубрики  называются по - разному  «Благодарим Вас, родители», «Большое спасибо!» , а суть одна и та же:   поблагодарить родителей, показать им свою признательность за доброе дело, убедить всех, что участие пап и мам  в делах группы  и детского сада в целом помогает в воспитании детей.

Газета распространяется внутри учреждения, в каждую возрастную группу путем ксерокопирования, что обеспечивает свободный доступ, возможность взять номер  с собой домой.

На завершающем этапе  реализации данного проекта  творческая группа  педагогов собирает информацию об эффективности газеты для родителей (законных представителей) с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов ее улучшения.

В качестве  методов изучения мнения родителей (законных представителей) по поводу газеты, используются анкеты , индивидуальные беседы с родителями (законными представителями) и другое.

Подтверждая вышесказанное можно сделать вывод, что:

-газета для родителей интересная форма взаимодействия педагогов и родителей, она обеспечивает  информирование родителей (законных представителей) о деятельности дошкольного учреждения, позволяет обмениваться опытом семейного воспитания;

-газета для родителей способствует установлению сотрудничества, взаимопонимания между субъектами целостного педагогического процесса.

Данный опыт работы может быть использован  руководителями, старшими воспитателями, педагогами дошкольных образовательных учреждений по  вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.

         

Актуальность.

Cемья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие.

На современном этапе в учреждении продолжается поиск действенных форм включения  родителей (законных представителей) воспитанников  в сотрудничество с ДОУ, в том числе и в сфере изменения информационной политики.

Необходимость пересмотра информационной работы приводит к необходимости коррекции реального взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей). В ситуации дефицита времени на повседневное  общение педагогов и родителей (законных представителей) по поводу детей часто возникают разногласия по рабочим и текущим моментам воспитания и развития ребенка. Преодолеть указанные разногласия призван  социальный  проект «Издание газеты «Непоседы» в детском саду, как способ повышения информированности родителей»

Цель проекта предполагает усиление взаимодействия детского сада и семьи, интенсификацию информационной работы  с  родителями (законными представителями). Представленная ниже матрица информационного воздействия МАДОУ  № 38 через использовании  газеты «Непоседы» позволяет варьировать:

-частоту информационного воздействия (периодичность информации);

-субъектов информации (педагогов, родителей, детей) персонально, подгруппой, коллективом;

-  адресность (объекты информации) – фигурантов информационных сообщений (педагогов, родителей, детей).

Соблюдение требований к информации, ее форме и содержанию, представленная в газете, должны позволить активизировать семьи воспитанников, пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, оказывать консультативную помощь и расширять зону реализации субъектности  семьи:

-оперативность подачи и системность охвата;

-периодичность, обновляемость и систематичность;

-эмоциональность и привлекательность;

-смысловая нагрузка и педагогическая ценность;

-эстетическая оформленность и этическая подача.

Цель: повышение уровня  информированности родителей (законных представителей) о деятельности учреждения

Задачи:

-разработать и реализовать действенные стимулы организации полисубъектного взаимодействия в системе детский сад - семья через реализацию  социального проекта;

-информировать родителей (законных представителей) о деятельности учреждения, вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста, индивидуальных достижений детей, оказание необходимой консультативной помощи через малотиражную газету;

-активация творческого и информационного потенциала педагогов в просветительской работе с семьей, внедрение мотивационных стимулов;

-повышение уровня педагогической компетентности участников проекта, развитие элементов журналистики;

-формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи;

-обеспечить систематическую  реализацию, разработанных проектов в повседневной жизни детского сада в процессе взаимодействия с семьей.

                  Содержание и реализация проекта:

I этап

-анализ и обобщение, имеющегося в учреждении опыта работы по заявленной теме;

-изучение опыта работы других учреждений по использованию малотиражной газеты в детском саду;

-формирование мотивационной готовности родителей (законных представителей) к участию в проектной деятельности через публикацию материалов с опытом семейного воспитания;

-подготовка нормативно - правовой базы по реализации работы по данному направлению;

-создание творческой группы по реализации проекта.

II  этап

-подготовка к выпуску первого номера  газеты;

-творческие отчеты педагогов по проделанной работе;

III этап

-обобщение и структурирование материалов по результатам работы;

-разработка  методических рекомендаций по внедрению  газеты в практику работы МАДОУ № 38 «Непоседы»;

-трансляция опыта работы по заявленной теме на РМО ст.воспитателей ;

-публикация  каждого номера  газеты «Непоседы»  на сайте образовательного  учреждения;

-подготовка  публикаций  с описанием опыта работы по данной теме в отраслевых изданиях.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-ежемесячный выпуск газеты «Непоседы»;

-повышение уровня информированности родителей (законных представителей) о деятельности учреждения;

-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями, развитие их креативности, элементарных журналистских способностей и общей культуры;

-трансляция опыта работы на муниципальном уровне.

Рабочий план реализации проекта.                                          

п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Итоговые и промежуточные результаты, проделанной работы

1.

Аналитическая деятельность:

-изучение, имеющегося опыта работы в учреждении по данной теме;

-изучению опыта работы других  ДОУ по использованию в работе информационных газет для родителей;

-анализ методических материалов по данной теме;

Сентябрь-октябрь

Ст. воспитатель

Подготовка банка данных о методических материалах

2.

Подготовка нормативно- правовой базы по реализации  проектной деятельности:

-подготовка Положения                       «О  газете в детском саду»;

-подготовка приказа;

Октябрь

Ст.воспитатель  

Нормативно-правовая база

3.

Совещание при руководителе

«Газета в ДОУ»

(корректировка положения, определение участников редакционной коллегии  и др.)

Октябрь

Заведующая

4.

Консультация для педагогов

«Использование журналистики, как способа повышения профессиональной компетентности педагогов»

Ноябрь

Ст. воспитатель

Повышение уровня  педагогической компетентности педагогов по заявленной теме

5.

Работа  редакционной коллегии, педагогов, по подготовке к выпуску  газеты «Непоседы»   (определение постоянных рубрик газеты, ее логотипа, создание редакционной коллегии)

Ноябрь

Редакционная коллегия, творческая группа, родители

Подготовка к выпуску первого номера газеты

6.

Работа творческой группы по подготовке к выпуску второго номера (уточнение темы, основных рубрик газеты).

Декабрь

Редакционная коллегия,  творческая группа, родители

Номер 2 за декабрь

7.

Работа творческой группы по подготовке к выпуску третьего номера (уточнение темы, основных рубрик газеты).

Январь

Редакционная коллегия,  творческая группа, родители

Номер 3 за январь

8.

Разработка методических материалов  по использованию  газеты в практике  работы МАДОУ

Январь

Ст. воспитатель

Методические материалы

9.

Работа творческой группы по подготовке к выпуску четвёртого номера (уточнение темы, основных рубрик газеты).

Февраль

Редакционная коллегия,  творческая группа, родители

Номер 4 за февраль

12.

Изучение мнения родителей об эффективности использования  газеты в практике работы учреждения.

Оформление результатов опроса родителей.

Март

Редакционная коллегия, творческая группа, родители

Подготовка анкет,

материалов к родительскому собранию.

14.

Работа творческой группы по подготовке к выпуску пятого  номера (уточнение темы, основных рубрик газеты).

Апрель

Редакционная коллегия, творческая группа, родители

Номер 6 за апрель

15.

Описание проделанной работы.

Подготовка материалов к трансляции в педагогическом сообществе.

Май

Творческая

группа

Список литературы.

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей.[Текст]/                                Е.П. Арнаутова. М: Линка-Пресс,2004.-205 с.
  2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. [Текст]/  К.Ю. Белая. М: АСТ, 1998.-245с.
  3. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практическое  пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. [Текст]/ С.В.Глебова. Воронеж:  Логос, 2007.— 111 с.
  4. Евдокимова Е.С.Педагогическая поддержка семьи в воспитании  дошкольника. [Текст]/ Е.С. Евдокимова. М: Линка- Пресс, 2008.-112 с.
  5. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. [Текст]/ А.А. Майер. М: Творческий Центр, 2011.-119 с.
  6. Метенова Н.М. Родителям о детях. [Текст]/ Н.М. Метенова. Ярославль: Индиго, 2009.-47 с.
  7. Метенова Н.М. Взрослым о детях. [Текст]/ Н.М. Метенова. Ярославль: Индиго, 2009.-47 с.
  8. Прохорова С.Ю., Нигмантулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. [Текст]/ С.Ю. Прохорова. М: Скрипторий-2003, 2011.-101 с.
  9. Пастухова И.О.Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. [Текст]/ И.О. Пастухова. М: Логос.,                       2007.-98 с.
  10. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции. [Текст]/                   Л.В. Свирская. М: Линка- Пресс, 2007.-172с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Издание ежемесячной классной газеты "Классный вестник""

Рассказ через газету  друзьям, родителям о нашей интересной классной жизни....

Проект "Классная газета "3 Горошины"

Цель Проекта: создать  живую, активно работающую информационную среду через издание классной газеты.Задачи:Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты классной и школьной жи...

Презентация проекта "Классная газета"

Выступление группы учащихся на школьной  конференции...

Проект «Издание газеты «Жизнь нашего класса» - как один из способов повышения информированности учащихся и родителей»

Десятилетиями педагогическое сообщество стремилось изменить родительскую культуру, научить родителей  премудростям  воспитания, привить свое понимание  развития детей, приобщить, а точн...

Информированность родителей

Информирование  родителей о введении ФГОС и результатах реализации основной образовательной программы НОО....

Творческий проект: Детская газета «Υнγгэс».

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, жу...

Проект "Школьная газета"

Работа представляет проект - школьную классную газету. Проект реализовывался в течении года учащимися четвероклассниками. Способствует развитию коммуникативных уменийучщихся....