Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: "Коррекционные занятия с первоклассниками по преодолению дезадаптации"
    статья на тему

    Обобщение опыта работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Коррекционные занятия с первоклассниками по преодолению дезадаптации»

    В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации.    

         Адаптация - формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных факторов, но и при действии обычных, не экстремальных факторов.

         В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей к школе. В процессе обучения в школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые контакты, принципиально меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.

         Начало обучения в школе оказывает влияние на поведение ребенка. Дети могут проявлять повышенную возбудимость, эмоциональность, неустойчивость внимания, быструю утомляемость. Эти затруднения чаще всего являются реакцией на новую обстановку.

         К психологическому напряжению добавляется напряжение физическое: длительные статические нагрузки, изменение режима дня, подчинение школьному распорядку. В результате этого у детей может нарушаться сон и аппетит, ослабляться иммунитет.

    Обычно стабилизация состояния ребенка наступает через полтора-два месяца (к концу октября). В ряде других случаев процесс адаптации затягивается. Трудности адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, а могут проявиться позднее.

         В ряде случаев адаптация к школе не происходит. У ребенка ухудшается физическое и психологическое здоровье, возникают трудности в обучении письму, чтению, счету, обнаруживаются проблемы социально-психологической адаптации) – это дезадаптация.

         Одной из причин дезадаптации ребенка в школе может быть низкий уровень развития познавательных процессов, что затрудняет освоение им учебной программы.

    При переходе ребенка в школу психологом проводится диагностика уровня развития познавательных процессов. По итогам диагностики формируется группа, с которой проводятся занятия на коррекцию и развитие воображения, памяти, внимания и мышления.

    Упражнение «Карусели»

    Цель – создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста.

    Дети встают в круг.

    Учитель говорит: “Сейчас мы с вами будем кататься на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно, чтобы карусель не сломалась”.

    Еле – еле – еле – еле. 
    Завертелись карусели. (
    Карусель медленно движется в правую сторону
    А потом, потом, потом 
    Всё бегом, бегом, бегом! 
    Побежали, побежали… (
    Темп речи и движений постепенно ускоряется, направление движения меняется). 
    Тише, тише, не спешите, 
    Карусель ос-та-но-ви-те… (
    Темп движений постепенно замедляется, на слова “раз – два” все дети останавливаются и кланяются друг другу). 
    Раз – два, раз – два, 
    Вот и кончилась игра.

    Упражнение «Загадки»

    Цель - развитие образного и логического мышления, умения выделять существенные признаки и сравнивать; тренировка быстроты и гибкости ума, сообразительности

    Упражнение «Что можно сделать за перемену?»

    Цель – развитие образного и логического мышления, сообразительности, умения излагать свои мысли.

    Детям предлагается подумать и ответить на вопрос “Что можно успеть сделать за перемену?”. После того, как дети ответят, им предлагается определить, какие названные ими действия запрещено делать в школе и почему?

    Упражнение «Улитка»

    Цель – снятие эмоционального напряжения, агрессии. Снижение импульсивности детей.

    У детей спрашивают: “Как вы думаете, почему улитка боится лягушки? Что улитка делает, когда ей угрожает опасность?”

    Затем дети встают за взрослым “паровозиком” – каждый обнимает впереди стоящего за талию. “Теперь мы с вами одна большая улитка”.

    По команде “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится.

    По команде “Лягушка ускакала” дети, не расцепляя рук, прохаживаются по классу и хором говорят:

    Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет.

    Упражнение «Слушаем тишину»

    Цель – развитие самоконтроля, слухового внимания, снятие эмоционального напряжения, снижение двигательной активности.

    Детям предлагается 15 секунд помолчать и послушать тишину. После этого каждый сообщает о том, что он смог услышать.

    Упражнение «Заметь и запомни»

    Цель - развитие зрительной памяти, наблюдательности.

    На столе (доске) выкладывают 7 - 10 различных предметов и закрывают их.

    Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают детям их перечислить.

    Можно заменить один предмет другим и предложить детям найти, что же изменилось или поменять порядок.

    Упражнение «Добрый бегемотик»

    Цель – снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

    Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик.

    Каждый ребенок обнимает за талию впередистоящего. Затем детей просят погладить своего соседа по плечику, по головке, по спине, по ручке…

    После этого взрослый предлагает “бегемотику” походить по классу, присесть и т.д.

    Упражнение «Лакомство для друга»

    Цель – развитие внимания, памяти, мышления детей.

    Детям раздаются картинки с изображением известных им животных. Каждый ребенок должен ответить, чем же питается, что кушает его животное.

    Упражнение «Покажи нос»

    Цель – развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

    Все играющие стоят напротив взрослого, который называет им одну часть тела, а показывает другую.

    Дети должны заметить это и не повторить неверное движение.

    Упражнение «Незаконченные фигуры»

    Цель – развитие воображения и творческих способностей ребенка.

    Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.).

    Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.

    Упражнение «Способы применения предмета»

    Цель – развитие концентрации мышления на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи; развитие воображения.

    Называется какой-либо хорошо известный предмет, например “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения.

    Запрещается называть варварские способы использования предмета.

    Упражнение «Я люблю…»

    Цель – развитие эмпатии, умения выражать свои мысли.

    “Для того чтобы мы смогли узнать друг друга лучше, я предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю…”.

    Тот, у кого окажется мячик, должен бросить его любому участнику, но при этом сказать, что он любит.

    Например, я бросаю мячик Оле и говорю: “Я люблю кататься на велосипеде”.

    Упражнение «Это я. Узнай меня»

    Цель - снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального фона в группе.

    Выбирается один водящий, который поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Водящий должен угадать, кто до него дотронулся. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

    Упражнение «Самолет летит по небу»

    Цель – развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

    Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:

    Самолет летит по небу,
    В самолете я лечу. 
    (Дети изображают руками крылья самолета, гудят).

    Взрослый говорит:

    На машине я поеду,
    Если только захочу. 
    (Дети изображают, как они едут на машине, держатся за руль, рычат, подражая мотору). Можно усложнить задание и сознательно путать слова и движения.

    Упражнение «Живая картинка»

    Цель – развитие восприятия, воображения, мышления детей; умения выделять главное в предмете.

    Детям выдаются картинки с изображением животных. Каждый ребенок, посмотрев на свою картинку, “оживляет” ее, показывая какое-то движение или позу. Остальные дети отгадывают.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

    Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

    Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

    Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

    Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

    Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

    Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

    Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

    Обобщение опыта работы по теме: "Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"

    Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования " Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"...

    Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

    Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...