Рабочая программа по проектной работе (москвоведение). 4 класс.
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Диогенова Анастасия Викторовна
Рабочая программа по проектной работе (москвоведение). 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_proektnoy_rabote_moskvovedenie.doc42.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по москвоведению; программы курса  внеурочной деятельности  «Москвоведение»  для начальных классов общеобразовательных учреждений  под редакцией Н.М. Поникаровой и Н.А.Гореловой  и обеспечивает целевую подготовку  по курсу  внеурочной деятельности «Москвоведение».

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ.:

  • гуманистический характер образования, приоритет прав и свобод личности, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, трудолюбия;
  • единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Цель программы:

  1. обеспечить социокультурное развитие школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.
  2. сформировать у школьников представление о Москве;
  3. пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
  4. приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
  5. воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;  
  6. обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания предмета окружающий мир  и москвоведения.

Задачи программы:

  1. знакомить с историческим прошлым и настоящим Москвы;
  2. знакомить с историческим прошлым и настоящим района Марьино;
  3. воспитывать гордость за свой город, район, за высокое звание – москвич;
  4. воспитывать патриотические чувства, любовь к своему району и городу;
  5. повышать общую культуру и эрудицию школьников.

Курс «Москвоведение»  изучается интегративно в курсе предмета «Проектная работа» и преподается по комплекту одноименных учебников  Н.А. Гореловой и Н.М. Поникаровой для начальной школы.   На изучение курса «Москвоведение» отведено 72 часа (в 1-м классе - 33 часа, во 2-м классе - 34 часа, в 3-м классе - 34 часа, в 4-м классе –34часа).

Планируемые результаты

             Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу окружающий мир;
  2. сформированный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
  3. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию;
  4. ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  5.  формирование основ российской и гражданской идентичности.

Метапредметныерезультаты - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться.

1.  Регулятивные УУД:

  • понимать и сохранять учебные действия;

2.  Коммуникативные УУД:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

 3.  Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации;
  • высказываться в  устной речи;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • формировать умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
  • подбирать  необходимую  информацию  из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных задач; осуществлять поиск нужной информации;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.

Предметные результаты

  1. узнать историю своего  города;
  2. познакомиться с достопримечательностями Москвы;
  3. использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  4. научиться находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  5. работать  с  учебным текстом; отвечать на вопросы по  его содержанию ; выделять  главную мысль текста;
  6.  уметь  подготавливать  устные сообщения (на 2-3 минуты) на заданную тему;
  7. способность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Общая характеристика курса

           Одним из путей развития страны является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

          Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить введение в программы начальной школы интегрированного историко-экологического курса "Москвоведение".        

           Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности средствами курса «Москвоведение». Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских, человек, обладающий набором ключевых компетенций. 

          В основе реализации рабочей программы курса «Москвоведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 

  1. ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
  2. развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; 
  3. опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
  • технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), 
  • проблемно-диалогическую технологию;
  • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  1. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.

         Важна роль предмета в формировании универсальных учебных действий, ключевых компетенций.

           Результатом обучения по курсу «Москововедение» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностью.
Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание. Эти компетентности влияют на учебную успешность.

          Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями.

            Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

           Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Развитию данных компетентностей помогает курс «Москвоведение».

          При   реализации программы больше внимания уделяется практическим работам и системе работы по формированию и развитию у учащихся общеучебных умений и навыков через освоение содержания образования курса «Москвоведение». Система этой работы заключается в следующем:

  • изучение районов Москвы (сбор информативного материала, составление схем улиц и расположения памятников, подбор фотоматериалов);
  • умение делать вывод, обобщая полученные данные;
  • развитие мышления, умения логически мыслить, анализировать, синтезировать знания, находить нестандартные решения, выявлять закономерности, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • развитие внимания, памяти, воображения, творческой фантазии и др.

            Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он, может быть, даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом. Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать Москву и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет поступать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. У него при этом постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения, объяснения и осмысления своего опыта. 
           Также решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции, в конечном счете, поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество».    

             Практической реализацией программ по москвоведению являются также экскурсионные дни.

Содержание курса «Москвоведение»

            В данном курсе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.

            Содержание курса «Москвоведение» предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка, позволяет учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Москвы.
           Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («символика») объясняют лишь небольшую часть: герб, флаг, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм. 
         Планирование курса построено по тематическому принципу, делится на блоки по классам, внутри которых содержание дается в исторической последовательности в соответствии с топографией города.

Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы,

её отличие от других в общегородской истории и культуре, дает возможность развивать у детей ассоциативное мышление.

           Темы каждого года обучения объединяются определенной рубрикой.

Требования к усвоению содержания курса.

После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • историю и архитектуру родного города и района Сокол;
  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  • «адреса» известных жителей города;
  • «литературную и театральную» Москву;
  • «военную историю» Москвы;
  • правила поведения и безопасности в городе;

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в городе;
  • работать с картой Москвы;
  • выбирать наиболее оптимальный вариант;
  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • логически и правильно излагать усвоенный материал;
  • использовать навыки исследовательской работы;
  • работать с цифрами и датами;
  • делать сжатые деловые записи;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу, району Сокол;
  • пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:
  • давать словесное описание объектов;
  • наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;
  • уметь составлять зрительный ряд;
  • работать в коллективе;

Минимальный объем аудиторных занятий – 34 часа в год. В 1-ом классе – 33часа в год.

Наличие тематических блоков позволяет варьировать содержание образования по данному курсу, не нарушая логики изложения материала.

           Темы каждого года обучения объединяются определенной рубрикой.

Планирование курса «Путешествие в прошлое Москвы»

4 класс

Как выглядели москвичи в старину.

Как жили москвичи в древности.

Как принимали гостей на Руси.

Как жили русские цари-государи.

Обряды домашней жизни.

Праздники, забавы, игры и игрушки москвичей в далёком прошлом.

 «Ученье–свет, а не ученье–тьма».        

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

План Москвы.

План моего микрорайона.

Московские кольца.

Как появились московские улицы.        

Город мастеров.

Иноземные жители Москвы.

Природа Москвы на плане города.

Дела давно минувших дней.

Недаром помнит вся Россия.

В грозные годы.

Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы.

Что рассказал план Москвы о районе, в котором ты живешь?

        

Материально-техническое обеспечение.

Базовый учебники

Комплект: Н.А. Горелова и Н.М. Поникарова. Москвоведение. 1-4. АНО ИЦ «Москвоведение».  ОАО «Московские учебники». Москва:

  1. Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;
  2. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.
  3. Горелова Н.А. Москвоведение. О чём рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

Методическое обеспечение

1.  Программа интегративного курса «Москвоведение».

  1. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007;
  2. Козленко С.И., Святославский А.В. Московский региональный компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004;

Дидактическое обеспечение

  1. Цифровой ресурс «Телешкола»
  2. Медиатека   мультимедийных образовательных ресурсов, соответствующие тематике программы по москвоведению
  3. Самостоятельно изготовленные мультимедийные пособия.
  4. Медиатека «Уроки Кирилла и Мефодия»
  5. Географические карты, таблицы

ТСО

Проектор, интерактивная доска, компьютер, индивидуальные макбуки для учащихся,

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц

Планирование курса «Путешествие в прошлое Москвы»

4 класс

Тема занятия

Форма проведения

Направление деятельности

1

Путешествие в прошлое Москвы

Урок-беседа

Нравственно-эстетическое

2-3

Как выглядели москвичи в старину.

Урок-беседа

Нравственно-эстетическое

4-5

Как жили москвичи в древности.

Как принимали гостей на Руси. Проектный урок «Какими рецептами народной медицины, основанных на полезных свойствах растений, пользуются в твоей семье?»

Урок-беседа.

Проектный урок

Нравственно-эстетическое

6-7

Как жили русские цари-государи.

Проектный урок «Один день из жизни русского царя»

Урок-беседа.

Проектный урок

Нравственно-эстетическое

8-9

Обряды домашней жизни. Рождение ребенка и крестины. Какие имена носили.

Проектный урок «Что означает ваше имя и в какой день отмечаются ваши именины»

Урок-беседа.

Проектный урок

Нравственно-эстетическое

10-11

Обряды домашней жизни. Свадьба. Новоселье.

Проектный урок «Старинные обряды, которые сохранились до наших дней»

Урок-беседа.

Проектный урок

Нравственно-эстетическое

12-13

Праздники, забавы, игры и игрушки москвичей в далёком прошлом.

Проектный урок

Урок-игра. Проектный урок

Нравственно-эстетическое

14-15

«Ученье–свет, а не ученье–тьма».

Урок-беседа

Нравственно-эстетическое

16

Экскурсия «Чему и как учили на Руси»

Урок-экскурсия

17-18

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Проектный урок

Урок-беседа

Нравственно-эстетическое

 «О чём рассказали названия московских улиц»

Тема занятия

Форма проведения

Направление деятельности

19

План Москвы.

Урок-беседа

Нравственно-эстетическое

20

План моего микрорайона. Проектный урок.

Проектный урок.

Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое

21-22

Московские кольца.

Урок-беседа

Нравственно-эстетическое

23-24

Как появились московские улицы.

Урок-беседа

Нравственно-эстетическое

25

Проектный урок

Проектный урок

Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое

26-27

Город мастеров.

Виртуальная экскурсия.

Нравственно-эстетическое

28

Иноземные жители Москвы.

Урок-беседа.

Нравственно-эстетическое

29-30

Природа Москвы на плане города.

Проектный урок

Урок-беседа. Проектный урок

Нравственно-эстетическое,

экологическое

31

Дела давно минувших дней.

Урок-беседа

Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое

32

Недаром помнит вся Россия.

Урок-беседа

Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое

33

В грозные годы.

Урок-беседа

Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое

34

Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы.

Проектный урок

Обобщающий урок по курсу «О чём рассказали названия московских улиц».

Урок-беседа. Проектный урок

Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по проектной деятельности  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образо...

Рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предназначена для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Цеь: теоретическое обоснование, практическая разработк...

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Программа разработана с требованиями ФГОС. Расщитана на 34 часа (1 раз в неделю)....

Рабочая программа культурно-досуговая работа 3 класс

Рабочая программа культурно-досуговая работа 3 класс...

Рабочая программа + КТП "Проектная деятельность" 2 класс

Курс « Проектная деятельность» для начальной школы – это инновационный курс, который помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразовани...