статья
статья (2 класс) на тему

Волонтерское движение в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_ot_prokofevoy_i.v._blgu.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

     РАЗВИТИЕ  ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В    ПРОЦЕССЕ  ВОЛОНТЕРСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                            Прокофьева  И.В., Шеховцова  Л.Д.       Аннотация.    В статье рассматриваются вопросы формирования чувства патриотизма детей младшего школьного возраст через приобщение к волонтер- ской  деятельности. Одним из проявлений чувства патриотизма является актив- ная жизненная позиция, то есть социальная активность, которая и есть показа- телем того, что человек является патриотом своей страны.                                                                                          

 Ключевые слова: патриотизм, социальная активность, волонтерство.                   

      Развитие патриотизма учащихся является одной из важнейших задач совре- менного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирова- ния чувства патриотизма  учащихся связана с формированием гражданина социально-активной личности, способной полноценно жить в обществе и гордиться своей страной. А.В. Петровский [1] определяет социальную актив- ность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идей- ной принципиальности, последовательности в отставании своих взглядов, единства слова и дела.   И.Ф. Харламов  [2]  определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Период обучения учащихся в начальной школе  является наиболее благоприят- ным для формирования у них активной социальной позиции. Дети проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения, но у них нет достаточного опыта, не хватает настой- чивости, упорства. Поэтому необходима поддержка учителя в развитии общест- венной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов учащихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу. Необходимым  условием  формирования  социальной активности детей млад- шего школьного возраста является развитие самостоятельности, стимулирова- нию активности школьников. Одним из действенных инструментов развития гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции и созидатель- ных дел у младших школьников является волонтерская деятельность – одна из самых распространенных форм социальной активности. Она влияет на нравст- венное становление детей, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует  познательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как эмпатия, доброжелательность и толерантность –основные качества нравственно развитой личности. Волонтерство  формирует готовность детей к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, то есть способствуют успешному развитию патриотизма, гражданственности, духовно-нравствен- ному становлению детей. Общеобразовательная программа социально-педаго- гического направления «Волонтеры» реализуется и в нашей школе. Программа  предполагает  включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует развитию их лидерских позиций, инициативы, общественной активности, развитию чувства патриотизма. Дети участвуют в социальных акциях, конкурсах, пишут проекты. Вот некоторые из них: благоустройство школьного двора; «Белый цветок»; «шефство» над ветеранами; «Гордимся и помним»; «Любимый город»; «Ежики должны жить»; «Сделано с заботой». У учащихся возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки. Помогая другим, они помогают себе!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Таким образом, деятельность волонтерского движения способствует личностному развитию детей. Ребенок не только приобретает сумму знаний, но и обучается соответствующим навыкам поведения. У него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему использовать свои знания и навыки в среде сверстников, позволяет раскрыть лучшие человеческие качества, демонстрируют зрелость личности и приносит пользу обществу  [3].

                                    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Петровский  А.В.  Проблемы  развития  личности  с  позиций социальной психологии // Вопросы психологии. -1984. -No4. -С. 15-30                              

  2. Харламов И.Ф.  Педагогика: Учебник.–5-е изд., перераб. и доп.Мн.,1998  

3. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью /  М.И.Рожков. – М.:ВЛАДОС, 2008. – 264 с.

                                Заявка для участия в конференции

Фамилия , имя, отчество автора

1. Прокофьева  Инна   Викторовна

2. Шеховцова  Людмила  Дмитриевна

Почтовый адрес

1. 309516   Белгородская обл., г. Старый Оскол,          м-н «Ольминского»,  д.6, кв. 143.  Прокофьева И.В.

2. 309516   Белгородская обл., г. Старый Оскол,           м-н «Макаренко»,  д.1, кв.187.    Шеховцова Л.Д.

Электронный адрес

  1. innaprokof@mail.ru   -    Прокофьева И.В.
  2. shexovczova1960@mail.ru    -   Шеховцова Л.Д.

Место  работы

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение  «Средняя политехническая школа №33»

Должность

Учителя начальных классов

Контактные  телефоны

  1. 8-915-526-00-87 -  Прокофьева И.В.
  2. 8-910-321-89-08  -   Шеховцова Л.Д.

Воспитание  гражданской активности.

                                                    Молчанова Е.А., Маркова Р.И.

                                                                   г. Старый Оскол

           Аннотация.  Накопление данных о волонтерском движении может способствовать  вовлечению в него  большего числа людей. Особую значимость это могло бы иметь для молодых людей – с целью не только развития у них особых личностных качеств, но и подготовки к профессиональной жизни.

          Ключевыые слова: духовно-нравственное воспитание, семья,  волонтёрство.

            Среди многих проблем современного образования наиболее актуальной является духовно-нравственное воспитание. Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном потенциале подрастающего поколения. Приоритетными направлениями на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры. Мы должны с самого раннего возраста прививать детям традиции своей культуры, уважение к другим людям интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории,  почитании старших, оказании помощи  нуждающимся. Семья и дети  остаются главными ценностями. Но существует и так называемая обратная сторона медали: мы по-прежнему видим в современном обществе массу отрицательных факторов, в числе которых следует упомянуть плохие жилищные условия, угрожающее состояние экологии страны, неуверенность  в завтрашнем дне, демографический кризис. Особую тревогу вызывает постоянно возрастающее количество неполных семей, в которых ребенок испытывает недостаток не только в материальных благах, но и в любви, заботе, участии.

        Становится очевидным, что государство не в состоянии решить все эти и другие проблемы, поэтому в их преодолении необходимо привлекать к активному участию не только граждан, но и все общество. Огромное значение в этом процессе отводится волонтерам  и общественным благотворительным организациям. Необходимость в работе волонтеров в России сейчас гораздо больше, чем когда-либо, особенно в решении таких социальных проблем как рост детской безнадзорности и детского сиротства, увеличение доли пожилых, рост преступности среди молодежи, злоупотребление наркотиками, малообеспеченность.

          Для сегодняшнего волонтера доступны многие направления деятельности, в которых можно себя попробовать. Экология, помощь животным, уход за больными, помощь в решении детских проблем, строительство новых и реконструкция уже имеющихся объектов, работа с людьми, отстаивание чьих – то интересов и т.д. бескорыстная помощь нуждающимся и проявление доброты к ним, самопожертвование во имя ближнего, на благо человечества, мира, а главное – самого себя. Ведь когда каждый будет жить хорошо, то и все будут счастливы.  Таким образом, в основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги  другому.

Список литературы

  1. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / Сост. А.И. Сухомлинская. – М., 1988.
  2. Понятие  волонтерства.  Главное  —  желание?  //  Информационно-методический  журнал    2011  г.

                                Заявка для участия в конференции

Фамилия , имя, отчество автора

1. Маркова Раиса Ивановна

2. Молчанова Елена Анатольевна

Почтовый адрес

1. 309530  Белгородская обл., г . Старый Оскол,              м-н «Заречье»,  д.14,  кв. 21.  Маркова Р.И.

2. 309516   Белгородская обл., г. Старый Оскол,          м-н «Юбилейный»,  д.9, кв.154.    Молчанова Е.А.

Электронный адрес

  1. raisa0965.markovq@yandex/ru  - Маркова Р.И.
  2. mea65@mail.ru – Молчанова Е.А.

Место  работы

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение  «Средняя политехническая школа №33»

Должность

Учителя начальных классов

Контактные  телефоны

  1. 8-951-154-09-65   -   Маркова Р.И.
  2. 8-910-321-89-08   -   Молчанова Е.А.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...