Исследовательская работа на тему "Всяк человек своё имя знает"
творческая работа учащихся (2 класс) по теме

Сойко Татьяна Анатольевна

В данном материале представлены этапы работы над исследованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inna_gotovo.docx77.77 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Имена, имена, имена

в нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

                                    Всем знакомы  Аня, Даша, Саша, Дима. Это распространённые имена. А вот в нашем классе кроме них есть Алиса, Эмилия, Арсений, Викентий. Данила, Матвей, Савелий. Правда, необычные имена? Мне стало интересно узнать, почему у людей разные имена, что они означают?

Мне захотелось узнать больше об именах  ребят нашего класса.

Так предметом исследования стали имена учащихся  нашего класса.

 Объект исследования – имя.

             Задачи  исследования:

  • Узнать, какая наука изучает имена;
  • Узнать о значении и  роли имени в жизни человека;
  • Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения;
  • Выяснить происхождение редких  имен учащихся нашего класса;
  •  Составить памятку для родителей.

  Для решения поставленных задач я использовала следующие методы исследования: 

1. Изучение литературы.

2. Беседа с учениками и родителями.

3. Поиск информации в Интернете.

4. Собственные наблюдения.

5. Анкетирование, обобщение.

  Гипотеза исследования: имя является неотъемлемой частью человека, истории, культуры и является естественной  формой  общения  между людьми.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1.  ИЗ ИСТОРИИ ИМЁН

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. В древние времена имена скрывали от врагов.

 «Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность». Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Имена в Древней Руси давали необычно -

- по внешним признакам:  Светлана, Чернава, Кудряш.

- по черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок.

- по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой.

- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка.

- по христианским праздникам: Постник, Мясоед.

- по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога.

- по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка.

  Самые необычные имена:  Некрас, Немил, Ненаш.

Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить его значение.

1.2. РОЛЬ ИМЕНИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т.е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством.

Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.

Когда я  начала работу, много прочитала об именах. Узнала, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Я очень удивилась тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

 Вот примеры наиболее популярных имён 20 столетия:

•    Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция.

•    Ворс - ВОРошиловский Стрелок.

•    Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА.

 Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена. В России скоро может появиться закон об именах. Богатая фантазия родителей новорождённых малышей и попытки дать детям имена, заставили депутатов задуматься о написании закона, запрещающего использовать в именах цифры и символы. Подобные законы уже существуют в разных странах.

1.3. ЗНАЧЕНИЕ ИМЁН УЧЕНИКОВ КЛАССА

Занимаясь проектом, я познакомилась с книгами, в которых узнала о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.  Мне пришлось перечитать несколько словарей, чтобы узнать значения редких  имён учеников в нашем классе. Вот что я узнала:

АЛИСА-благородная.

ЭМИЛИЯ- В переводе с латинского языка оно принимает значение «сильная», «старательная», «крепкая». Некоторые исследователи считают его вариантом греческого имени Эмилиос,  - «ласковая».

ИННА - имя имеет латинское происхождение и в переводе означает  «энергичная».

АРСЕНИЙ - в настоящее время считается малораспространённым и даже старомодным. Значение имени в переводе с греческого означает «решительный», «отважный», «мужественный».

ВИКЕНТИЙ - в переводе с латинского - "побеждающий".

САВЕЛИЙ - имя Савелий в переводе с латинского означает либо "простой", либо "неприхотливый".

МАТВЕЙ- долгожданный, желанный, «Божий дар». Оно считается древнейшим славянским именем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работая над проектом, я провела анкетирование среди ребят своего класса по таким вопросам:

1. Как тебя зовут?
2. Кто из родителей тебя так назвал?
3. Почему именно это имя тебе дали?
4. Знаешь ли ты значение своего имени?

Результаты показали, что чаще всего имя новорождённому ребёнку даёт мама (14 чел. так ответили),  папа – 7чел., папа и мама – 6 чел., бабушка и старшая сестра – по 6 человек. А вот о том, что означает имя, взрослые не задумываются. Беседуя на эту тему с родителями своих одноклассников, я в этом убедилась ещё раз.     Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

     Результаты анкетирования ещё больше укрепили желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Имя - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное мною исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть  у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.А. Петровский «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2008 г.

2. Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

3. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2011 г.

4. http://www.imena.org

ПРИЛОЖЕНИЕ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЫБОРЕ ИМЕНИ РЕБЁНКУ

  • имя не должно быть слишком длинным и трудным;
  • имя обязано звучать красиво, быть изящным по форме и должно хорошо сочетаться с отчеством и фамилией;
  • имя не должно затруднять образования ласкательных форм;
  • имя не должно вызывать неприятных ассоциаций;
  • выбирая имя, нельзя считаться только с собственным вкусом, ведь носить имя будете не вы, а судить о нём – не только вы;
  • при выборе имени необходимо помнить о дне святого, память которого приходится на день рождения ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"

История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересным...

Исследовательская работа "Понимают ли растения человека"

исследовательская работа о растениях...

Исследовательская работа «Собака - друг человека»

Исследовательская работа с презентацией....

2.5 Проектно - исследовательская работа "Собака- друг человека"

Проектно - исследовательская работа Собака- друг человека""...

Презентация к исследовательской работе "Всяк человек своё имя знает"

В презентации представлены этапы работы над исследование имён учащихся класса....

Научно - исследовательская работа на тему "Человек в мире звуков"

Автор научной работы: Татаринова Алиса, учащаяся 2 класса Б МБОУ "СШ№7"Руководитель: Пестерева Людмила Леонидовна, учитель начальныхклассов МБОУ "СШ№7"Человек всегда жил в мире зву...