Анализ требований Сан Пин
статья на тему

Абилова Светлана Николаевна

Анализ требований СанПин 2.4.2.3286-15к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_2.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2.

Анализ требований СанПин 2.4.2.3286-15 к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

Задание 1.

Изучите Положение об учебном кабинете начальных классов для совместного обучения детей с нормой развития и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которое разработано в соответствии с СанПин 2.4.2.3286-15 (Материалы для выполнения задания).

Определите, какие специальные условия необходимо создать в обычном классе общеобразовательного учреждения, в котором обучается  ребёнок, с ВЫБРАННОЙ ВАМИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ спецификой нарушения ОВЗ.

Результаты своего понимания данного материала зафиксируйте в таблице 2.

Материалы для выполнения задания:

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к заданию 1.3.)

Критерии качества выполнения задания

1. В полном объёме выявлены и зафиксированы специальные условия для совместного обучения детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья.

2. Форма фиксации проста и понятна для восприятия.

Ответ: (представляется для одной выбранной специфики нарушения (нозологии) обучающихся с ОВЗ

Таб 2. Специальные условия СанПин 2.4.2.3286-15 к различными нозологиями

Специфика нарушения ОВЗ

Специальные условия

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

. Учебный кабинет  рекомендуется размещать в пределах одного этажа. Учебный кабинет должен обеспечивать особую пространственную организацию образовательной среды. Площадь учебного кабинета должна соответствовать нормативным требованиям и составлять не менее 2,5 квадратных метров на одного обучающегося. Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса при 1 слабослышащим и позднооглохшим обучающемся – не более 25 человек, при 2 слабослышащих и позднооглохших обучающихся – не более 20 человек. Для глухих и слабослышащих обучающихся необходима подсветка  лица говорящего и фона за ним, позволяющая лучше видеть происходящее на расстоянии.

. Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду, в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока.

Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На парте ребенка должно быть предусмотрено размещение планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя. Для обучающихся с нарушениями слуха необходимы удобно расположенные и доступные стенды с представленной на них наглядной информацией (правила поведения, правила безопасности, расписании уроков и т.п.).

Для обучения глухих и слабослышащих детей необходимы специальные средства коррекции слуха. К современным средствам коррекции слуха могут быть отнесены:

FM-система - вид беспроводной связи, применение которых в классе обеспечивает  хорошую слышимость во всех звуковых ситуациях (шум, эхо в помещении, расстояние и др.) и передачу чистого, без искажений сигнала непосредственно в ухо ребенка;

- миниатюрные многочастотные FM-приемники и передатчики;

- звукоусиливающие системыDigiMaster и др.;

- специальные тренажеры для развития слухового восприятия (например, «Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор» и др.), совершенствования артикуляции, навыков чтения с губ(например, индикатор звучания ИНЗ, программы HeartheWorld, SpeechW и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др).

Слабовидящие обучающиеся

Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР)  

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА)

Обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР)

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС)

Задание 2

Изучите предлагаемые материалы 1 СанПина 2.4.2.3286-15 (для обучающихся с ОВЗ)

Определите условия, которые необходимо создать для организации учебного процесса в обычном классе общеобразовательного учреждения, в котором обучается ребёнок с разными группами нарушения ОВЗ.

Сравните выявленные условия с условиями организации учебного процесса для обучающихся без ограничений здоровья, прописанными в СанПиН 2.4.2.2821-10  (материалы 2).

Результаты выполненной работы зафиксируйте  в предлагаемой таблице.

Материалы для выполнения задания 1-2

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2  к заданию 1.3.)

Критерии качества выполнения задания

  1. Представление общего результата анализа от группы
  2. Полнота анализа материала.

Ответ:

Основания для изучения

Особенности для обучающихся с нормой

Особенности для обучающихся с ОВЗ

Организация образовательной деятельности

Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной образовательной организации или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.

Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов. В организации для обучающихся с ОВЗ может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при условии создания условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и прогулок, а для детей первого года обучения дополнительную организацию дневного сна.

При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Основная образовательная программа

. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований.

Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

Внеурочная деятельность

Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.  До 10ч. в неделю.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Особенности расписания

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начальному общему образованию основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основному общему образованию и среднему общему образованию предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

. Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг.

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за исключением первого класса.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития), обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации.

Обучение в первом классе

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Недельная нагрузка

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков;

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

Урочная деятельность (аудиторная недельная нагрузка)

Внеурочная деятельность <***>

Начальное общее образование

1 (1 дополнительный)

21

до 10

2 - 4

23

до 10

. Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг.

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за исключением первого класса.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития), обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации. . Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся первых классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков;

 Для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут; для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования, - не более 15 минут.

Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2-х раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.

Трудовое обучение и физическое воспитание

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

 Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70 %.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

 На занятиях трудом, предусмотренными образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

 Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и коррекционным задачам. Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов.

Организация режима дня

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

1. Успешность обучения, реабилитации и социальной адаптации обучающихся в организациях для обучающихся с ОВЗ зависит от правильной организации режима дня и соответствия возрасту основных компонентов режима (продолжительности и качества сна, прогулки, организации физического воспитания и питания).

2. Продолжительность ночного сна для обучающихся 7 - 10 лет должна составлять не менее 10 часов, для обучающихся 11 - 14 лет - не менее 9 часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 8,5 часов.

Для обучающихся начального общего образования, перенесших заболевание, а также в период адаптации к обучению показан дневной сон длительностью в 1 - 2 часа. Дневной сон может быть рекомендован по медицинским показаниям и более старшим обучающимся. Между ужином и сном рекомендуется организовывать прогулки на воздухе или тихие игры в помещении, а также режим проветривания спальных помещений.

3. Продолжительность прогулки должна составлять в течение дня для обучающихся 7 - 10 лет не менее 3,5 ч, для обучающихся 11 - 14 лет - не менее 3 часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 2,5 часов. Время прогулки рекомендуется распределять в течение дня следующим образом: до начала занятий - 20 - 30 минут; после учебных занятий - 1 - 1,5 ч; перед приготовлением домашних заданий - 1 ч; после ужина - 1 ч.

Для поддержания необходимого уровня умственной работоспособности в течение учебного дня для обучающихся 1 - 9 классов в середине учебных занятий рекомендуется проводить динамическую паузу на свежем воздухе продолжительностью 45 минут.

4. Основной формой физического воспитания являются уроки физкультуры, которые проводят по специальным программам, учитывающим категорию и состояние здоровья обучающихся.

Наряду с уроками физкультуры в режиме дня должны предусматриваться: утренняя гимнастика, физкультурные паузы на уроках и при самоподготовке, подвижные игры на переменах и во время прогулки, занятия в спортивных секциях и кружках, лечебная физкультура и система закаливающих процедур.

Дозирование физической нагрузки, корригирующей и лечебной гимнастики для обучающихся с ОВЗ осуществляется посредством проведения в каждом классе (группе) занятий по программам, соответствующим особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья обучающихся с ОВЗ.

Групповые и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре целесообразно проводить во второй половине дня.

Вывод:Таким образом, анализируя нормы условий организации учебного процесса для обучающихся без ограничений здоровья и с ОВЗ, можно прийти к выводу, что условия организации образовательного процесса похожи, но есть и отличия. В обоих случаях основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности, схожий режим дня. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по3. минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока в день по3. минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по4. минут каждый) наблюдается как среди условий организации учебного процесса для обучающихся без ограничений здоровья, так и детей с ОВЗ. Отличаются условия распределения физической нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО  основывается на источник: Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкн...

Критический анализ УМК «Начальная школа 21 века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО

Демонстрация возможностей УМК «Начальная школа XXI века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО. Одной из трёх приоритетных целей проекта «Начальная школа 21 век», програм...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Выступление на семинаре МО. Типы и виды анализа урока....

Методический анализ урока с точки требований ФГОС для начальной школы

Методический анализ урока поможет учителям при разборе открытых  уроков ....

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Анализ требований к результатам освоения программ по ФГОС НОО и универсальному кодификатору.

Анализ требований к результатам освоения программ по ФГОС НОО и универсальному кодификатору....