Мастер-класс "Парная работа на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты на тему

Ивушкина Ольга Ивановна

Знакомство  с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_parnaya_rabota.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Тема: «Парная работа на уроках в начальной школе»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».

                               И.Г.Песталоцци

Цель:  Познакомить с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе.

           В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

             К моменту поступления в школу у многих детей уже сформировались коммуникативные способности. На уроке необходимо поддержать и развить их. Как же на уроке создать условия для естественного общения? Здесь и помогает работа в парах.   Что же такое пара? Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в все возможности личностного, познавательного и социального развития.

При освоении работы в парах выделяют три этапа:

1 – организация специальной деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.

2 – демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие учащихся при руководящей роли педагога.

3 – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Выделяют три вида пар (по системе А.С. Границкой):

-  статистическая (пара постоянного состава),

-  динамическая (пара сменного состава),

 -  вариационная ( пара сменного состава с разными заданиями)

В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".

В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".

В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

Работа в парах начинается с первого класса , как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе  урока. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Поэтому задания для индивидуальной работы  даю  дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала). После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик».                                            1. Формирование пары

Самый простой способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой. Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.

Пары сменного состава образуются  в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей в назывном порядке или  ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»)

2.Состав пар

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).

3. Развитие навыка работы в условиях шума

 Учу  детей работать в условиях шума. Каждому  ученику  даю карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости к девочкам, здороваются и читают свою скороговорку, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

Регулировать уровень шума договорились с детьми таким образом:   если во время работы учитель два раза хлопает в ладоши – говорят так, чтобы слышал только партнер,

на три хлопка – все молчат.

 4. Установление контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

«Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

 «Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)

и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

5.  Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым. Полезные упражнения:

- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей или  правилом, Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

6.Этикет, или правила работы в паре

.Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:

- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»

- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»

- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»

Правила работы в паре:

1. Говорим шепотом.

2. Работаем вместе.

3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6. Оцениваем работу, благодарим  друг друга.

Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10–15 мин, во 2 классе – более половины урока.

Результат работы в паре:

-  повышается учебная и познавательная мотивация учащихся;

-  снижается уровень тревожности;

- в паре происходит взаимообучение;

- развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

 - улучшается психологический климат в классе;

- развивается умение правильно оценивать и одноклассников и себя, анализировать процесс работы.         

Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в моём мастер - классе. Но сначала давайте разделимся на пары. Настроимся на работу друг с другом «Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).  А теперь задание получает каждая пара.

1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

         Дорогой друг!

Поздравляем тебя с ……!                            солнце

Будь, как    …,     красивым!                               праздником

Будь       ...,              милым!                               счастливым

Будь всегда             …!                                       прелестным

                     Твои друзья.

  Проверка. Оцените себя и работу в паре.

Какие слова вы вставили? Исследуйте эти слова. Подчеркните согласные в середине слова, определите, какие из них являются непроизносимыми?

Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется «стечением согласных».

Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется?  (в слове «праздник» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется)

Произнесите второе слово. Что заметили? (в слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется)

Найдите несоответствие в третьем слове. (в слове «прелестным» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется)

Найдите несоответствие в четвёртом слове. (в слове «счастливым» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется)

Сделайте вывод.

Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу  три согласных. Один звук из них может не произноситься. (-лнц-  -здн-, -стн- -стл-, ).  Буквы согласных   Д Т Л называются непроизносимыми.

 Иногда согласные  играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

2 . Прочитайте текст. Замените некоторые слова из текста словами-синонимами. Зачеркните слова из текста  и вверху напишите другие. Прочитайте получившийся текст,  назовите в нём слова с непроизносимыми согласными.

Позади весёлое лето. Прошли дождливые дни  поздней осени. Порывистый ветер сорвал последние листья. Привет, зима! Низкое светило хочет удержать тепло.  Начались заморозки.

Слова для справок: ненастные, яростный, радостное, солнце, здравствуй

Проверка. Оцените себя и работу в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Парная работа на уроках в начальной школе

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.Работа в парах на уроках привлекает младших ...

Групповая работа на уроках в начальной школе.

С 1 класса я начала вводить на уроках групповую работу . Эта работа сближает учащихся, помогает детям работать как команда .Чаще применяю эту работу на уроках чтения, окружающем мире,технологии, ...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...