Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития  (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy2_klass.rar1.06 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

2 класс

  Разработчик:  Якушевская Наталья Васильевна

г. Екатеринбург

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

2 КЛАСС

Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития  (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

Цель реализации рабочих программ по учебным предметам: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Рабочие  программы направлены на решение следующих задач образования обучающихся с ЗПР:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  •  охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм получения образования обучающимися с ЗПР с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом  общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Содержание рабочих программ базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Все рабочие программы учитывают не только общие, но и специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР и конкретизируют их в соответствующих разделах пояснительных записок, в определении содержания образования, в календарно-тематическом планировании и планируемых результатах.

Придание результатам образования социально и личностно значимого характера определяется вниманием к формированию жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Все программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области соотнесены с критериальными показателями развития сферы жизненной компетенции.

Прочность усвоения обучающимися  с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности.

Повышение мотивации и интереса к учению достигается за счет обеспечения обучающимся с ЗПР необходимой им ситуации успешности. В пояснительных записках приведены конкретные рекомендации по работе с обучающимися с ЗПР, реализующие пошаговый и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых знаний в другой контекст.

Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере соотносится с формированием жизненных компетенций.

Основные ценности  содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования.

Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными  национальностями;

 3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.    

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Основными задачами предметов и курсов коррекционно-развивающей

области являются:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся с ЗПР;
  • повышение уровня их умственного развития;
  • нормализация учебной деятельности;
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
  • социально-трудовая адаптация.

У обучающихся с задержкой психического развития, как правило, в процессе обучения выявляются следующие проблемы и трудности:

Проблема

Пути решения

Замедление процесса усвоения и запоминания учебного материала

Применение разнообразных методов объяснения материала (предпочтительно игровых), использование различных мнемотехник

Нарушение (иногда отсутствие) ассоциативного, абстрактного мышления

Расширение общего кругозора, наглядная демонстрация связей между различными предметами окружающего мира, между буквой и звуком, словом и его значением

Малый словарный запас, однообразие и предельная простота грамматических конструкций, употребляемых в речи

Приобщение к чтению, работа над художественным словом, а также текстами различных стилей речи

Нарушение процесса концентрации внимания

Чередование форм работы, активное включение в учебный процесс элементов игры, соревнования, самостоятельного поиска информации

Низкая мотивация к обучению

Преобладание в обучении поощрительных методов над методами порицания, создание ситуации успеха, всемерная поддержка чувства собственного достоинства ученика

Особенности использования педагогических технологий

Психологические особенности обучающихся с задержкой психического развития:

  • замедленный темп формирования обобщённых знаний,
  • интеллектуальная пассивность детей,
  • повышенная утомляемость  в процессе интеллектуальной деятельности.

С учётом этих особенностей педагогам  рекомендуется:

  • обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала),
  • обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений,

  • обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения постепенное сокращение помощи со стороны,
  • постепенное повышение трудности заданий,
  • постоянно уделять  внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.

При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся с ЗПР. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики обучающегося с ЗПР, а принцип активного воздействия на их умственное  развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.

В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:

1) сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися с ЗПР на уроке и коррекционном занятии, с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи обучающимся с ЗПР;

2) информационно - коммуникационная технология в целях развития коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.

3) из предметных технологий используются игровая технология, метод проектов и  т.д. для развития познавательных интересов обучающихся с ЗПР в соответствии с возрастными особенностями.

 Формы контроля:

  • текущее оценивание;
  • тематическое оценивание;
  • индивидуальные задания;
  • учет личных достижений обучающихся с ЗПР.  

С целью  достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР используются:

  • формы организации   учебного процесса: работа в группах и  в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация  процесса.
  • Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
  • Формы  определения уровня развития УУД  обучающихся с ЗПР: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.

В разработанный комплект включено 12 рабочих программ:

  • 9 по учебным предметам:

Русский язык (170 часов)

Литературное чтение (134 часа)

Математика (134 часа)

Окружающий мир (68 часов)

Изобразительное искусство (34 часа)

Технология (68 часов)

Музыка (34 часа)

Физкультура (102часа)

Английский язык (58часов)

  • 3 курса коррекционно-развивающей области:

Ритмика (34 часа)

Психокоррекционные занятия (34 часов)

Логопедические занятия (68 часов)

Структура примерной рабочей программы

учебного предмета

  1. Планируемые результатыосвоения учебного предмета с описанием процедур итоговой и промежуточной аттестации (включая примеры контрольно-оценочных материалов и критерии оценки).
  2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке.

Пояснительная записка содержит раздел планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), отражающие формирование жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Предметные результаты соответствуют задачам на каждый год обучения.

Далее в разделе пояснительной записки включены: критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с ЗПР разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР, а так же даныпримеры контрольно-оценочных материалов.

В следующем разделе пояснительной записки приводится основное содержание предмета (курса).

Важнейшим разделом всех рабочих программ является календарно-тематическое планирование (КТП). Оно приведено с выделением часов на четверть и на раздел. Учебный материал в КТП соотнесен с соответствующими учебниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

электронный вариант .Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2

Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по 8 учебным предметам, относящимся к 6 предметным областям и 3 курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обуч...

Примерная рабочая программа обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), вариант 7.1, 1 класс, УМК "Школа России". Календарно - тематическое планировани. Русский язык.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной ...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"

М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»

А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....