Статья на тему: “Развитие творческого воображения на уроках в начальной школе”
статья (1 класс) на тему

Архипова Светлана Петровна

  “Развитие творческого воображения  на уроках в начальной школе.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческий возможностей учащихся важно на   школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_arhipova.odt17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 634

с углубленным изучением английского языка

Приморского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

Развитие творческого воображения  на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов

Архипова Светлана Петровна

Санкт – Петербург 2016

             

  “Развитие творческого воображения  на уроках в начальной школе.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческий возможностей учащихся важно на   школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

             Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные заведения, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых знаний и методов работы без существенных изменений, и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых знаний.

              Проблему развития творческих способностей сегодня пытаются решать различными путями. Психологи изучают структуру и качество творческого мышления и воображения и занимаются с детьми тренингом способностей, предлагая задания типа: «Придумайте, как можно больше различных применений данного предмета» или «Составьте предложения, включающие данный набор слов».

               Такие упражнения безусловно развивают детей, но вряд ли доставляют им удовольствие, а ведь в понимании ребёнка творчество должно давать яркий, привлекательный, новый результат.

         Необходимо найти объект изобретательства для самых маленьких учеников и привела меня к загадкам. Загадка — это настоящее детское творчество, доступное 6-летним ученикам.

                  Как мы играем в загадки:

  1. Одного из учеников — отгадчика — отправляем за дверь, учитель предъявляет классу выбранный предмет и обсуждает с детьми, как составить загадку. Предмет прячут, приглашают отгадчика, и кто-то из класса загадывает загадку.
  2. Отгадчик находится в классе, поворачивается к доске, молча показывает предмет, каждый ученик сам составляет свой вариант загадки.
  3. «Я загадала предмет, он сам о себе говорить ничего не хочет, но, если вы его спросите, то он честно ответит на вопрос.»

«По ответу да и нет, я открою вам секрет?»

             Как мы сочиняем загадки.

       Я изучила книгу Аллы Нестеренко «Страна загадок». И брала загадки оттуда. Когда весь материал был уже исчерпан, то пользуясь схемами- опорами я стала с детьми составлять свои загадки.

                  Вот алгоритм к составлению загадки:

  1. Выбрать «неизвестное», т. е. Тот предмет про который будет составлена загадка, выявить его особенности, признаки, которые следует отразить в загадке.
  2. Выбрать сему к загадке:

а) сообщение

б) сопоставление

в) сравнение или загадки со скрытыми противоречиями.

  1. Выбрать параметры и способы их задания.
  2. Сформировать вопросы к каждому заданию параметра, исходя из выбранной схемы.
  3. Литературно обработать загадку.

                 Вот например как в подсистеме составить загадку про неваляшку.

                                     Кол-во частей           Название частей

                                                  4                   мячика, шарика

                                                  1                    звоночек, колокольчик

              4 шарика и один колокольчик (неваляшка)

               По этой же схеме можно составить загадки: про стул, стол, машинку, 4 колеса, 1 руль, 1 кабина, 1 мотор (машинка)

               Можно не называть части, а сказать про них, на что они похожи и может получиться:

   «Под 1 крышей, одной заводилкой и одной крутилкой, все четыре едут», (машина)

                Загадки с выходом в надсистему:

        Самые простые загадки с выходом в надсистему это загадки про: колесо, про иголку, пружину, шляпку, бантик, перо и т. д.

           В схеме такой загадки всего один вопрос:  

                                                                            куда входит ?

                                                                            где встречается ?

                                                                            у кого или у чего есть ?

           Усложним эти простые загадки, добавив в схему вопрос: на что похоже жилище?

                                                        Где живёт ?       Какое жилище ?

                                                           в небе                 воздушное

                                                           в воде                 мокрое

                                                          ___________________________

                                                            в небе                 чёрный платок

                                                            в воде                  зеркала

         Левый столбик убираем, а из правого столбика составляем загадку.

     « На чёрном платке разбросаны, а в зеркале отражаются » (звёзды)

     « В воздушном доме живут, а в зеркальном отражаются » (звёзды)

         Следующие загадки на сравнение и сопоставление:

                                                          На что похоже ?        Чем отличается ?

                                                              клубок                        влезать нельзя

                                                              кактус                          не зелёный

       « Как клубок, но вязать нельзя, как кактус, но не зелёный.» (ёжик)

    Загадки на выделение признаков:

                                                           Какой ?              Что есть такое же ?

                                                             серый                  мышь

                                                             зубастый              крокодил

                                                             злой                      Бармалей

             Серый, но не мышь, зубастый, но не крокодил, злой, но не Бармалей.» (волк)

                                                           Название частей              На что похоже ?

                                                                голова                              змея

                                                                туловище                         слон

                                                                лапы                                 лягушка

                                                                хвост                                крокодил

       « Голова как у змеи, туловище, как у слона, лапы, как у лягушки, хвост, как у крокодила.» (динозавр)

                                                            Что делает ?           Что такое же ?

                                                               стучит                    молоток

                                                               капает                    кран

                                                               шумит                    гром

       « Шумит, но не гром, стучит, но не молоток, капает, но не кран.» (дождь)

        Или  на пример загадка про чайник.

  • На что похож чайник, что напоминает? (слона, бочонок, паровоз)
  • Назовите части чайника ? (носик, крышка, ручка, корпус)
  • На что похожа крышка ? (берет, шляпка)
  • Для чего служит чайник ? (воду кипятить, чаем нас поить)
  • Что в чайнике ? (вода)
  • Что она делает, когда закипает ? (бурлит, кипит, пар шумит)
  • Где обычно стоит чайник ? (на плите на столе, на огне)

        Составляем загадки из ответов учеников.

                                               « Слон в берете

                                                  На плите стоит

                                                  Воду кипятит

                                                  Пар из дырочки валит.»

                                                « На столе пузатый слон

                                                   Хочет сделать нам поклон

                                                   А внутри водица,

                                                   Как бы нам напиться ?»

                        На уроках развития творческого воображения мы не только составляем загадки, сочиняем стихи, но и рисуем и не только красками, но и ниточками.

           Например нитки, прикладываем на бархатную бумагу и они хорошо прилипают к ворсистой поверхности. Таким образом мы составляем целые картины. Также на уроках я использую монотипию . На стекло нанося краску, отпечатывают на бумагу. Потом отпечаток на бумаге надо дорисовать, додумать как доработать, чтобы получился: натюрморт или сказочный персонаж. Или другой вид монотипии, лист ватмана согнуть пополам, на одну половину листа капнуть краски,  другой половиной листа прикрыть и пригладить рукой. Потом дорисовать симметричное изображение. (бабочка, птица или рыба) Дорисовываем тушью, гуашью, палочкой или кисточкой.

             Также интересный приём рисования ниточкой, ниткогрфия. Нитку обмакнуть в тушь и кончик нитки вытянуть из закрытого пополам листа и дорисовать фломастером или карандашами. Назвать свою картинку и придумать небольшой рассказ. Интересный приём рисования пальчиками. Пальцы обмакивают в тушь и можно рисовать красивые листья, пейзажи (зимний, осенний, весенний)

             Или ещё один приём развития воображения, на лист бумаги наклеивается цветная бумага или кусочек ткани любой формы, а дети дорисовывают красками и гуашью, что они видят в этом предмете.

             Элементы творчества возможны не только на уроках чтения и рисования, но также и на других предметах. На уроках природоведения очень важны для понимания детьми многих вопросов программы представления о частицах из которых состоят вещества. Без этих представлений невозможно понять природу процессов растворения, испарения, круговорота воды в природе, изменения объёмов тел при нагревании и охлаждении.

             В разработке таких занятий по природоведению я использовала один из методов моделирования теории решения изобретательских задач - "Метод маленьких человечков," разработанный М. Н. Шустерманом. Этот метод позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, физическую сущность явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе. И самое главное позволяет детям активно участвовать в процессе моделирования. В чём же суть метода маленьких человечков ? Нужно представить, что все вещества, предметы, объекты, явления и т. д. состоят из множества маленьких человечков, причём живых. Разные человечки по-разному себя ведут, у них разные характеры, они подчиняются разным командам. Те, что образуют твёрдые вещества или предметы, крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то усилие. Их мы называем статики.

              Человечки, образующие жидкие тела, стоят рядом и слегка касаются друг друга локотками. Их связь непрочная и можно легко отделить одного или несколько человечков (отлить немного воды из стакана). Их мы назвали гидратики.

             Газообразное вещество образуют человечки, которые бегают, прыгают, летают независимо друг от друга, лишь изредка сталкиваясь или задевая друг друга. Их мы назвали - газики.

             Разные вещества мы изображали в тетрадях и на доске, рисую на доске маленьких человечков. Затем играли в игру: один строил какую-то модель, а остальные пытались угадать, что это за модель.

            Затем при помощи человечков разбирали процессы, происходящие с веществами, и процессы взаимодействия между веществами. Как объяснить переход из одного агрегатного состояния в другое ? Почему лёд зимой не тает ? Потому что маленьким человечкам холодно и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть и человечки согрелись, им стало тепло и они начали распрямятся и отодвигаться друг от друга, касаясь лишь локотками. Лёд из твёрдого состояния перешёл в жидкое. А солнце греет всё сильнее и человечкам становится жарче, они разбегаются в разные стороны, теряя свои связи. Вода превращается в пар. Этот метод можно использовать и в 3,4 классах, при изучении тем: "Полезные ископаемые", " Природные зоны".

             Таким образом, включение в структуру урока продуктивных заданий является одним из основных условий формирования у маленьких школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, не шаблонный анализ, сравнение, и контроль и оценка, которые играют большую роль в развитии творческого мышления.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".

Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....

Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования.  Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно,  уделять большое внимание различным видам...

Статья по теме «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности»

В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к осмысленному восприятию окружающего мира, умеющая пр...

Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

                                    Статья на тему:«Развитие орфографической зорко...