статья "Формирующее оценивание "
статья на тему

Самуэль Анастасия Анатольевна

Статья о способах осуществления контроля учебных достижений школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samuel_.formiruyushchee_obuchenie.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №332 Невского района Санкт-Петербурга

Тема:

«Формирующее оценивание»

подготовила

учитель Изобразительного искусства и черчения

Самуэль Анастасия Анатольевна.

2018 г.

Формирующее оценивание.

В отечественной практике оценивание в классе традиционно рассматривается как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьника. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов

ученика.  Для большинства учителей основной целью оценивания в классе является собственно выставление отметок и информирование родителей об успехах ученика. Значительно реже эта информация используется учителем для корректировки преподавания или определения индивидуальных потребностей учеников, организации учебных групп и разделения учебных задач.

        С новой инициативой реформирования системы оценивания в

классе выступила Российская академия образования и эксперты, разработавшие Федеральный государственный образовательный

стандарт (ФГОС).Принятый стандарт для начальной школы предполагает расширение задач и инструментов оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Оцениваться должны не

только предметные, но и метапредметные результаты обучения.

При этом должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны являться содержательной и критериальной основой для системы оценки учебных результатов, в том числе, проводящейся в классе.

Близкие требования к системе оценивания сформулированы и в Проекте ФГОС для основной школы. Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

        На данный момент выделяются два подхода к оцениванию образовательных результатов учащихся: итоговое и формирующее. В данной статье мы подробнее остановимся на втором подходе.

        Формирующее (мотивирующее, стимулирующее) оценивание – это

процесс формирования результата обучения, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи, совершенствование учебных достижений в условиях системно-деятельностного подхода в обучении на основе алгоритмизации и эргономизации учебного процесса и предметного содержания, критериально-ориентированного и критериально-

уровневого обучения и оценивания.

Ключевые характеристики формирующего оценивания:

  • встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагает обсуждение учебных целей с учениками;
  • вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское
    оценивание;
  • обеспечивает обратную связь: помогает ученикам наметить
    следующие шаги в учении;
  • укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может
    добиться улучшений;
  • стимулирует рефлексию и коммуникацию на уроке.

Формирующее оценивание – существенный элемент образовательных реформ, направленных на повышение учебных достижение учащихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образования, цель которого «научить учиться». Она определяет стимулирующее оценивание как интерактивное оценивание состояния и прогресса учащихся, нацеленное на выявление учебных потребностей и формирование отвечающего им преподавания. Формирующее оценивание собирает информацию, на основании которой осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса. Это принципиально отличает его от итогового оценивания, цель которого определить и представить итоговые показатели достижений учеников.

Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и – если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения. Его цель состоит в совершенствовании качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения. Оно нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает сравнения результатов разных учащихся или административных выводов.

Инструменты для проведения формирующего оценивания:

  • Недельный отчет, календарь учебных событий, летопись в продвижении в науках, книги тайн и открытий, книги связей и отношений, книги таблиц и графиков, книги рабочих определений и рабочего словаря понятий и пр.
  • Критериальное оценивание результатов учебного занятия, выполнения учебной задачи.
  •  Шкалы самооценивания, взамооценивания.
  • Оценочные рубрики.
  • Карта понятий (кластеры, схемы, модели).
  • «Уроки года».

Технология формирующего оценивания позволяет делать выводы о продвижении ученика по личной учебной траектории; обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях, стимулируя самооценку ребенка; формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению обучающегося в субъект оценивания; оценивать ученика не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок он исправил».

Библиографический список:

  1. Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова.–Донецк: ДОУ, 2002. –503 с
  2. Михайлова Е.К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения / «Magister Dixit» - научно - педагогический журнал Восточной Сибири №1 (03). Март 2012
  3. Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода / [Электронный ресурс]
  4. Рогозина Т.В.Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС / [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание устных ответов и письменных контрольных работ учащихся начальной школы

Оценивание устных ответов и контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе....

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

«Оценивание ученика и какова важность оценивания для обучения».

Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. ...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....