внеурочная деятельность по географии в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алешина Асия Фаизовна

Одна из сложностей в обучении пятиклассников - большое количество новых  предметов, по большей части устных: биология, история, география, обществознание Хотя начальная школа включает предмет «Окружающий мир», содержание которое очень широко: история нашей страны, строение человека, жизнь человека в обществе, которые потом разбиваются на ряд отдельных предметов, часто дети не приучены к изучению устных предметов. Для решения данной проблемы была составлена программа по пропедевтики предметов основной школы в начальных классах. По предложению администрации школы, каждый учитель основной школы должен организовать краткосрочный курс по своему предмету.

Работая над поставленной задачей с учетом своего опыта работы в начальной школе, сформулировала  цель данного курса – заинтересовать ребенка, сформировать положительную мотивацию к изучению курса географии. Если они с нетерпением будут ждать перехода в 5 класса, где так много интересных предметов, то и обучение будет качественнее и эффективнее. Результатом может стать и выполнение исследовательских проектов и практических работ с отдельными заинтересованными детьми, формирование банка одаренных детей для продолжения работы с ними в дальнейшем.  Программа апробируется  на базе класса с естественно- научным направлением.

Программа рассчитана на одну четверть, всего 8 занятий. Все занятия проводятся во внеурочное время. Работа ведется в тесном контакте с классным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_detyalnost_po_geografii_v_nachalnoy_shkole.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из сложностей в обучении пятиклассников - большое количество новых  предметов, по большей части устных: биология, история, география, обществознание Хотя начальная школа включает предмет «Окружающий мир», содержание которое очень широко: история нашей страны, строение человека, жизнь человека в обществе, которые потом разбиваются на ряд отдельных предметов, часто дети не приучены к изучению устных предметов. Для решения данной проблемы была составлена программа по пропедевтики предметов основной школы в начальных классах. По предложению администрации школы, каждый учитель основной школы должен организовать краткосрочный курс по своему предмету.

Работая над поставленной задачей с учетом своего опыта работы в начальной школе, сформулировала  цель данного курса – заинтересовать ребенка, сформировать положительную мотивацию к изучению курса географии. Если они с нетерпением будут ждать перехода в 5 класса, где так много интересных предметов, то и обучение будет качественнее и эффективнее. Результатом может стать и выполнение исследовательских проектов и практических работ с отдельными заинтересованными детьми, формирование банка одаренных детей для продолжения работы с ними в дальнейшем.  Программа апробируется  на базе класса с естественно- научным направлением.

Программа рассчитана на одну четверть, всего 8 занятий. Все занятия проводятся во внеурочное время. Работа ведется в тесном контакте с классным руководителем.

Тематическое планирование

1 занятие

Знакомство детей с глобусом. Вращение земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2 занятие

Глобус – модель Земли. Что можно увидеть на глобусе.

3 занятие

Путешествуем по карте. Квест.

4 занятие

Наш друг компас. Практическая работа

5 занятие

Путешествие по материкам. Евразия.

6 занятие

Путешествие по материкам. Австралия

7 занятие

Путешествие по материкам. Америка

8 занятие

Путешествие по материкам. Антарктида.

Думаю, что данное тематическое направление не раскрывает полностью специфики и своеобразия данного курса, поэтому предлагаю сценарий первого занятия.

Тема: «Знакомство детей с глобусом. Вращение земли вокруг Солнца и вокруг своей оси»

Задачи:

  1. Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, который вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
  2. Познакомить детей с глобусом и его назначением.
  3. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  4. Активизировать словарь детей: глобус, ось, вращение, смена дня и ночи, смена времен года, месяцы года, кругосветное путешествие, маршрут, орбита, экспедиция.

Оборудование: глобус  и юла на каждой парте,  видео «Вращение Земли»,  презентация.

                                                 Ход занятия:

- Ребята  скажите, где мы живем? (ответы детей)

-Правильно мы живем в России, город Нижнекамск.

- А где располагается наш город, область, страна?

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Загадка:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Это  дом – большущий шар

Дети: Земля.

Учитель:

 - А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

-  Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

 Учитель:

 - Наша планета – это огромный–преогромный шар (показывает глобус). Раньше люди думали, что Земля плоская как тарелка.  Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

 Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

 И добирались они до края Земли?

Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

И вот однажды, нашелся отважный путешественник, мореплаватель, который первый совершил кругосветное путешествие. Его звали Фернан Магеллан. В конце занятия  и мы виртуально повторим путь его экспедиции.

А вы знаете, что Земля не стоит на месте? Как она движется?

Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как юла, только медленно. (показать юлу)

Физминутка «Юла»

Встанем возле парт. Каждый  из вас- юла. Я вас завожу, на счет три вы начинаете вращаться на месте. А теперь я каждому из вас раздам маленькую юлу. Попробуйте ее завести, чтобы она долго вращалась.

Вот таким образом наша планета Земля вращается вокруг своей оси. А что такое ось, как она выглядит? На каждой парте есть глобус – маленькая модель Земли. Покажите, как она вращается. Где же эта ось? Покажите. Кто сможет сказать, что такое ось. На самом деле, ее не существует, поэтому ось – это воображаемая линия, вокруг которой вращается планета.

Помимо вращения вокруг своей оси, планета вращается вокруг Солнца. Давайте представим, что один из вас – Солнце, а второй – Земля. (у доски несколько пар).

Давайте сделаем вывод: как вращается Земля (Вокруг Солнца и вокруг своей оси.) Мы чувствуем это вращение?

Что же происходит на Земле? Есть ли какие-то изменения?

Да, вращение Земли вокруг своей оси приводит к смене дня и ночи. На той стороне, которая повернута к Солнцу, будет день, на другой половине – ночь. Земля вращается, утро приходит на освещаемую солнышком сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь». Давайте сыграем в игру «день – ночь».

Игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День».  В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь».

В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах,  в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок садится за парту (либо становится водящим). Самым "интересным" было продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.

С вращением Земли вокруг своей оси все ясно – смена дня и ночи. А на что влияет вращение Земли вокруг Солнца?

Да, вращение земли вокруг солнца приводит к смене времен года. Сейчас у нас осень, потом придет зима, весна и лето. Давайте вспомним чередование месяцев. Начинает год – январь (повторение месяцев). А сейчас какой месяц? Сколько дней в этом месяце? Все ли  месяцы одинаковы по количеству дней? Нет. А как запомнить, сколько дней в каждом месяце? Приготовьте кулачки, и я открою вам секрет, как в любой момент точно узнать количество дней  в любом месяце.

А давайте представим, что Земля не вращается вокруг Солнца. Замерло. Что произойдет?  На одной половине всегда будет зима, а на другой  - лето. Давайте пофантазируем, к чему это приведет (предположения детей). Видите, как здорово, что наша планета вращается именно так.

Учитель: давайте посмотрим небольшой фильм  о вращении  нашей планеты. (видео)

А теперь вспомним отважного мореплавателя Фернана Магеллана, который самым первым совершил кругосветное путешествие. Давайте проследим по глобусу его маршрут. (на экране показывается путь экспедиции Магеллана, дети по глобусу пальчиком повторяют)

А теперь давайте подведем итог (синквейн). Что же такое глобус?

Земля

Вращается

Вокруг Солнца вокруг себя

Смена времен года, смена дня и ночи

Глобус – модель Земли

На следующем занятии мы подробно рассмотрим, что же можем увидеть на глобусе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"

Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Программа курса внеурочной деятельности "Создание мультфильмов в начальной школе"

Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предме...

Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"

Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения....

Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"

Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...