Шахматы в школе
статья (1 класс) по теме

НуриахметоваВенераАнасовна

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено 5 направлений, остановлюсь на двух -спортивно – оздоровительное направление, общеинтеллектуальное  направление. Именно в этих направлениях и работают Шахматы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Одно колесо часовой машины спросило другое:

 - Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»

                                                                (Притча)

    Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели -обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться.

    В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

    Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено 5 направлений, остановлюсь на двух -спортивно – оздоровительное направление, общеинтеллектуальное  направление. Именно в этих направлениях и работают Шахматы в школе.

   Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

  Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

    Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
  Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни”.

   Шахматы способствуют развитию способности к сотрудничеству в рамках совместной деятельности, коммуникативных навыков, навыков эффективного общения в команде в процессе соревнований, навыкам эффективного контакта с противником за шахматной доской. Ребята тесно и результативно общаются между собой независимо от возраста, так как в этой игре «сильный» тот, кто лучше играет. Поэтому на занятиях можно часто увидеть картину, когда вместе за шахматной доской сидят ребята 7 и 14 лет. Шахматы учат уважительно относится к партнеру, так как есть строгие правила поведения за доской (необходимо пожимать друг другу руки перед партией, нельзя говорить с соперником во время партии, нельзя ему мешать и т.д.) Во время командных соревнований ребята болеют друг за друга, сплачиваются во время соревнований.

    Шахматы подталкивают к самоанализу, так как, только поняв свои слабости и искоренив их, можно добиться результата. Для развития учащимся необходимо уметь анализировать свои партии и находить в них ошибки, чтобы не совершать их в будущем. Таким образом, занятия шахматами развивают регулятивную компетентность как способность к самоанализу собственных достижений в области освоения программы, самооценке и анализу своей интеллектуальной деятельности в шахматной партии, способность к критическому анализу неудач, способность к постановке целей саморазвития в области шахматной игры и спорта.

    Шахматное обучение интегрирует со многими школьными предметами, в частности с курсом математики, информатики и т.д.

     В начальной школе ученики, занимающиеся шахматами, смогут лучше усвоить геометрические фигуры. В шахматной игре есть «правило квадрата», которое явно показывает, сможет ли король догнать и остановить проходную пешку. Для того чтобы применять это правило, ученики должны понимать, что в квадрате все стороны равны. Считая поле от поля, на котором стоит пешка, до поля превращения мы находим одну сторону квадрата и с ее помощью можем представить весь квадрат. Условие выигрыша зависит от того, находится ли король в данный момент в квадрате или нет.

  Аналогичным образом можно продемонстрировать дидактические возможности «правило треугольника». В шахматной игре оно применяется для передачи очереди хода другому игроку и является распространенным способом достижения победы. Для его применения необходимо определить поля соответствия и применить правило треугольника для передачи хода. Соблюдение и нарушение оппозиции королей может привести к ничьей или победе. По самой шахматной доске обучающиеся смогут научиться определять признаки равенства треугольников, признаки подобия треугольников,

 находить среднюю линию и измерять углы, если будут заданы конкретными значения.

    Четность и нечетность, система координат, правило Пифагора, осевая и центральная

симметрия — все эти математические термины можно продемонстрировать на шахматной доске.

   Ученики смогут не только овладеть данными математическими понятиями, но и наглядно продемонстрировать полученные знания на шахматной доске.

Шахматная игра тесно взаимосвязана с достаточно новым разделом школьной математики, таким как элементы комбинаторик, теории вероятностей и математической статистики. В настоящее время этим задачам уделяется пристальное внимание. Эти задачи используют учителя  и во время подготовки к олимпиадам и в период подготовки к ВПР.       

Ученики на занятиях по шахматам  смогут также подружиться с русским языком (с помощью шахматноязыковых головоломок); осознать значимость чтения для личного развития и сформировать потребность в систематическом чтении (с помощью шахматных сказок, литературно-шахматных викторин); овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями (с помощью шахматно-математических головоломок);  развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; сформировать эстетическое отношение к миру, понимание красоты как ценности (за счет решения изящных шахматных головоломок).

    Но есть и определенные сложности во данном нововведении.

 Первая трудность, с которой сталкиваются сторонники введения курса шахмат в дополнительное образование— цель обучения. Есть родители и педагоги, которые  выступают против  шахматного обучения прежде всего из-за непонимания самой идеи.

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы помочь воспитанникам в общем интеллектуальном развитии, в изучении точных ( алгебры, геометрии, физики, программирования) и естественных наук (географии, биологии). Шахматное образование

никак не должно служить только цели освоения шахматной игры, знакомства с фигурами, историей шахмат и биографиями шахматистов. Основная цель шахматного обучения состоит в том, чтобы развить в учениках внимательность, память, объективность, желание учиться.

   Второй вопрос состоит в том, какой контингент преподавателей должен вести шахматный обучение и сколько лет оно должно продолжаться. Открытым остается вопрос возраста учеников.

Период обучения в начальной школе составляет четыре года, а обучение шахматным основам занимает на практике всего 1, два или три года с учетом практического применения. Тогда возникает вопрос, с какого класса целесообразно вводить шахматы. Однозначного ответа нет, поэтому школы вводят шахматы с первого класса.

   Выбор специалистов в преподавании шахмат тоже является актуальным. С одной стороны, обучением учеников должен заниматься человек, понимающий и знающий шахматную игру. С другой стороны, он должен иметь знания по педагогике и возрастной психологии.

На данный момент этим вопросом занимаются университеты, открывая специальные курсы переподготовки для учителей начальных классов.

   Учителя начальных классов – это творческие личности. Хотелось бы  отметить опыт работы наших учителей- Гизитдиновой Р.С.,Егоровой Л.В.,Бунчеевой А.М. Они активно выступали  на городских и республиканских семинарах- практикумах, где успешно делились своими наработками: показывали замечательные уроки и внеклассные мероприятия, проводили круглые столы, публикуют материалы по шахматной тематике в периодической печати, проводят мастер-классы для учителей, устраивают совместные с детьми и родителями товарищеские игры. А их ученики уже не раз выступали на различных турнирах и показывали неплохие результаты.

   В заключении, мне бы хотелось вернуться к тому ролику "Нужны ли шахматы в школе". Думаю коллеги, ответ напрашивается сам собою. Поэтому нам, учителям ничего не остается как пробовать, творить, интегрировать, что мы и делаем все последние годы. А самым главным признанием будут горящие глаза детей, их радость от тех маленьких открытий, которые они совершают на ваших увлекательных интегрированных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе"

Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе", первый год обучения в школе....

Шахматы в школе.

Изучение шахмат как предмета в школе....

Урок курса "Шахматы в школе" по теме "Начальное положение". (внеурочная деятельность)

Конспект урока "открытия" нового знания на основе практических умений....

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»

Программа  внеурочной деятельности «Шахматы в школе»....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы...