Совместное собрание для родителей и их детей. «Тайна нашего рисунка»
занимательные факты (1 класс) на тему

Максимова Анастасия Александровна

         Уже многие психологи подтвердили, что наши рисунки могут многое рассказать о нашей личности, характере и настроении. Неслучайно и в психологии, и в психиатрии многие методы диагностики связаны именно с рисунками. Особенное внимание уделяется детским рисункам. При анализе личности взрослого человека, можно использовать рисунки, которые он делает между делом — все мы часто водим карандашом по бумаге во время телефонных разговоров, совещаний, лекций или длительного ожидания. Данное родительское собрание позволит родителям больше узнать о своих детях. узнать их страхи, мечты. переживания или радости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместное собрание для родителей и их детей.

УВ. Родители, дети я рада вас приветствовать в этот день на нашем увлекательном мероприятии которое раскроет вам множество тайн о себе и ваших близких!

Ребята а давайте по отгадываем с вами загадки!!! (Родители помогайте детям). ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ.  Только ребята будьте внимательны слушайте загадки до конца не выкрикивайте раньше времени. Приступим.

1 загадка

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ...  (карандаш) Молодцы!

2 загадка

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький... (Фломастер)

3 загадка

Познакомимся: я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная... (ГУАШЬ )

4 загадка

Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой...(кистью)

5 загадка

Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит... (Акварель)

6 загадка

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится... (ластик)

7 загадка

На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог... (мелок)

8 загадка

Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня –(палитры)

9 загадка

Вдруг на нём в конце урока

Появились волны, море,

Пять медуз, два осьминога,

Лодка в голубом просторе.

А с утра был бел и чист Ваш

"мольберт" - альбомный... (лист)

10 загадка

Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар-птицы.

А всё вместе я –(альбом)

11 загадка

Брата я изображу,

Хоть ему пять лет.

С акварелью я дружу,

Делаю... (портрет)

12 загадка

Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт.

Это будет..(натюрморт)

13 загадка

Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем…(Пейзаж)

14 загадка

Нарисую панораму.

Натяну его на раму,

Он матерчат, плотен, толст.

Для картины нужен…(Холст)

-Все это мы сегодня используем в нашей работе. И  так сегодня я вам расскажу какие тайны хранят наши рисунки на которые мы часто не обращаем должного внимания.  Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Обратите внимание на экран. Вот по каким критериям ведется анализ рисунка

Общая модель анализа рисунка 16 слайд.

Особенности рисунка

Особенности личности

-Общий вид-пропорции-цвет-размеры
-Расположение на странице
-Состав линий
-Построение композиции
-Способ прорисовки
-Наличие штриховки
-Сила нажима
-Содержание изображения
-Степень его осмысленности

-Самооценка и общая направленность личности
-Степень интеллектуального развития
-Особенности темперамента
-Эмоциональное состояние
-Развитие воображения и фантазии
-Особенности мотивации
-Особенности межличностных отношений

Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или тест «Несуществующее животное», которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

Также анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию. Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают наши рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики  для взрослых «Автопортрет». 17 слайд. Профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Родителям предлагается написать свой автопортрет (на партах краски, кисточки листы бумаги)

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите краски и кисти, лист бумаги и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение». (Родители могут приступать к выполнению задания). Ребята а вам я предлогаю взять кисточки и нарисовать свою семью. Слайд 18

На рисунок дается 10-15 мин.

Пока дети дорисовывают давайте посмотрим на наши рисунки  и проанализируем их.

Интерпретация по элементам рисунка: Слайд 19

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении. Слайд 20

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности. Слайд 21

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента. Слайд 22

Интерпретация по типу изображения: Слайд 23

  • Схематическое изображение.Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора. Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице. Слайд 24
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою индивидуальность. Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

        

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков Слайд 25

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение Слайд 26

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно! Слайд 27

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Спасибо за внимание! Слайд 28


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тайна нашего рисунка» Составитель: учитель начальных классов. Хоцевич Анастасия Александровна

Слайд 2

Он бывает очень острым И рисует ярко, пестро. Грифелёк со всех сторон Древесиной окружен. Это друг надежный ваш И художник - ... КАРАНДАШ

Слайд 3

Нарисует он картину И раскрасит Буратино, Он напишет объявленье И открытку-поздравленье. Рисовать плакаты мастер Яркий тоненький... ФЛОМАСТЕР

Слайд 4

Познакомимся: я - краска, В круглой баночке сижу. Вам раскрашу я раскраску, А еще - картинки к сказке Нарисую малышу. Ярче я, чем карандаш, Очень сочная... ГУАШЬ

Слайд 5

Волоски пушистой белки Окуну слегка в гуашь я. Все картинки и поделки Очень ярко я раскрашу. Нарисую солнце, листья Мягкой шелковистой... КИСТЬЮ

Слайд 6

Нанесет она узор Очень трепетный и нежный Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит... АКВАРЕЛЬ

Слайд 7

Вы простым карандашом Нарисуйте школу, дом, А цветным карандашом Свой листок раскрасьте. Чтоб подправить всё потом, Пригодится... ЛАСТИК

Слайд 8

На асфальте детвора Нарисует нам с утра Солнце, облако, машину, Птичку, рыбку, Буратино, Домик, бабочку, цветок. Рисовать помог... МЕЛОК

Слайд 9

Создаю я новый цвет, На дощечку я похожа. Краску, что в коробке нет, Сделать сам художник может. Он смешает краски хитро С помощью меня - ... ПАЛИТРЫ

Слайд 10

Вдруг на нём в конце урока Появились волны, море, Пять медуз, два осьминога, Лодка в голубом просторе. А с утра был бел и чист Ваш "мольберт" - альбомный... ЛИСТ

Слайд 11

Вы меня перелистали - Как в музее побывали. Космос на одной странице, На другой странице - дом, На последней - хвост жар-птицы. А всё вместе я - ... АЛЬБОМ

Слайд 12

Брата я изображу, Хоть ему пять лет. С акварелью я дружу, Делаю... ПОРТРЕТ

Слайд 13

Нарисую для ребят Вазу, фрукты, шоколад, А еще букет и торт. Это будет... НАТЮРМОРТ

Слайд 14

Если на картине поле и река, Или горы, лес и облака, Или домик деревянный наш, Мы картину назовем… ПЕЙЗАЖ

Слайд 15

Нарисую панораму. Натяну его на раму, Он матерчат , плотен, толст. Для картины нужен... ХОЛСТ

Слайд 16

Общая модель анализа рисунка Особенности рисунка Особенности личности -Общий вид-пропорции-цвет-размеры -Расположение на странице -Состав линий -Построение композиции -Способ прорисовки -Наличие штриховки -Сила нажима -Содержание изображения -Степень его осмысленности -Самооценка и общая направленность личности -Степень интеллектуального развития -Особенности темперамента -Эмоциональное состояние -Развитие воображения и фантазии -Особенности мотивации -Особенности межличностных

Слайд 17

«Автопортрет» Р. Бернс

Слайд 18

Нарисуй свою семью

Слайд 19

Интерпретация по элементам рисунка: Голова Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей. Глаза Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Слайд 20

Уши и нос Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит о бытовых проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии. Рот Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Слайд 21

Руки Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности . Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Слайд 22

Ноги Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.

Слайд 23

Интерпретация по типу изображения Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях. Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям. Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности , художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора. Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.

Слайд 24

Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии . Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице. Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою индивидуальность . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо. Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Слайд 25

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем. Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу. Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой. Зеленый – передает ощущение принятия, надежности. Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность. Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность. Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Слайд 26

Психология детского рисунка: детали имеют значение Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора. Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной. Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Слайд 27

Важно! Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое собрание для родителей на тему: "Наши ошибки в воспитании детей"

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают м...

Совместное собрание родителей и детей "Прощание с 1 классом"

Совместное собрание родителей, посвящённое окончанию 1-го класса...

Разработка родительского собрания для родителей первоклассников "Безопасность детей на дороге"

Родительское собрание разработано для родителей первоклассников. Задача родительского собрания побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья и...

Родительское собрание совместно с учащимися начальных классов на тему «Профессии наших родителей»

Цель: Познакомиться с профессиями родителей .УУД:- расширение знаний детей о мире профессий;- формирование интереса к профессиям,- развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, пони...

Родительское собрание совместно с учащимися начальных классов на тему «Профессии наших родителей»

Цель: Познакомиться с профессиями родителей .УУД:- расширение знаний детей о мире профессий;- формирование интереса к профессиям,- развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, пони...