Урок-репортаж "Гатчина-открытый музей"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Мирзаянова Ирина Викторовна

Интересное внеклассное мероприятие, на котором ученики готовят репортаж о родном городе, используя карточки-помощницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-reportazh_18-19.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ОУ «Школа имени императора Александра III»

Конспект внеклассного занятия

4 класс 1 четверть

Тема: Гатчина  - открытый музей

Форма занятия: урок – репортаж

Технологии: игровая, личностно-ориентированная, ИКТ, проблемное обучение

подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

                                                                                               

   Мирзаянова Ирина Викторовна

г. Гатчина 2018 г.

Цели:

  1. Обобщить изученный материал курса краеведения.
  2. Развивать умение выступать в роли экскурсоводов.
  3. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Оборудование: плакат «Цветик-семицветик», карточки с текстами, мультимедиа проектор, календарики с изображением Гатчины.

                                                       

Ход занятия:

I.Организация класса.

II.Сообщение цели.

-Сегодня наш урок будет необычным. Его цель – подготовить короткий репортаж для детской телекомпании «Радуга».

 Для этого нам придется обобщить те знания, которые вы получили в курсе посещения экскурсионной программы во 2 и 3 классах в Гатчинском дворце-музее.

III. Вступительная беседа. Актуализация знаний.

- Какую годовщину со дня рождения города мы празднуем  в ноябре 2018 г? (222 года).

- В последние годы в стране возник большой интерес к нашему городу. Привлечение  туристов способствует развитию и процветанию города. Многие школьники и взрослые хотят побывать в Гатчине на экскурсии. Но гостей нужно суметь пригласить.                                                           

Наш гатчинский композитор - песенник Н.Терентьев по–своему выполнил эту задачу.

 Звучит песня «Маленькая Родина» (слова и музыка Н.Терентьева) в исполнении группы девочек 4 класса.

- Как художники создают картины о Гатчине красками, поэты пишут стихи, музыканты сочиняют музыку, фотографы – фотографируют,  так и  мы сегодня создадим свою картину с помощью слова.

-У каждого из вас есть сегодня возможность выразить свое отношение к Гатчине, рассказать, чем дорог и близок наш город каждому.

Вопросы:

  • Кто из вас родился в Гатчине?
  • Какая улица на ваш взгляд самая красивая?
  • Какой уголок города наиболее дорог вам?

 - Город наш старинный. Он имеет много архитектурных символов – памятников культуры, которые отличают наш город от других городов России.   

- Какой архитектурный памятник производит на вас набольшее впечатление? (Ответы детей)

Вывод: 

- Среди пригородов Петербурга Гатчина занимает особое место. Увидев Гатчину однажды,  уже не забудешь ее никогда и  не спутаешь ни с каким другим городом? Она имеет свое удивительное, неповторимое лицо и характер.

IV.Определение темы репортажа.

- Прослушайте отрывок из стихотворения Л.Куликова, и с помощью этих слов мы определим тему нашего репортажа.

С годами, как с горки высокой,

Я прошлое вижу ясней,

Что Гатчина город особый,

Огромный, открытый музей…    

                 

Проблемный вопрос:

- Как вы это понимаете?

Постановка проблемного задания:

- Наша задача раскрыть образ города  через тему «Гатчина – открытый музей» (учитель открывает тему, написанную в сердцевине лепестка).

V.Подготовка к репортажу.

- К репортажу надо хорошо подготовиться, т.к. он пойдет в прямом эфире.

- Какова должна быть речь экскурсовода? (четкой, яркой, выразительной)

- Говорить надо с улыбкой, радостно, чтобы всем, кто увидит репортаж, захотелось посетить наш город. 

- Как должен держаться экскурсовод? (уверенно, показывать на объекты указкой или рукой, но не пальцем)

- В помощь вам – цветик – семицветик  и карточки–помощники.

Каждый лепесток – одна из сторон архитектурного убранства города. Стоит оборвать  у живого цветка хоть один из лепестков, он потеряет красоту и завянет, так и Гатчина потеряет свою неповторимость и привлекательность.

 Определение темы лепестков (фронтально).

1. Гатчинский дворец.

2. Дворцово–парковый ансамбль.

3. Приоратский дворец.                                                    

4. Главный проспект города.

5. Храмы города.

6. Старинные постройки.

Рекомендации к работе с карточками.

- Каждой парте достается карточка с текстом, в который надо добавить слова по смыслу, соответственно теме вашего лепестка.

В своем рассказе используйте слова – помощники: когда вы увидите, советуем вам побывать, обратите внимание, вашему взору откроются, приглашаем вас.

VI. Подготовка по партам.

VII.Репортаж.

Заходят дети с камерой и микрофоном (учащиеся 8 класса)

Учитель:         

- Уважаемые телезрители! Мои ученики очень любят наш город, гордятся его историей и эту любовь хотят передать вам.

Рассказы учащихся.

                                                            

                                                                Гатчинский  дворец.          

Одним из главных символов нашего города является Гатчинский дворец. Во многих городах есть дворцы, но такого - нет больше нигде!

 Дворец облицован плитами пудостского известняка. Этот камень имеет удивительное свойство:  менять тон в зависимости от освещения. В ярком солнечном свете стены дворца кажутся золотистыми, а в пасмурные дни приобретают цвет серого Петербургского неба.

Построил дворец архитектор Антонио Ринальди в 1783 г.

Восхищают своей красотой  парадные залы, такие как Тронная Павла 1, Малиновая гостиная и Парадна я опочивальня Марии Федоровны.

Дворец напоминает рыцарский средневековый замок. А какой замок без подземного хода?

На плацу перед дворцом – памятник императору  Павлу 1, выполненному скульптором Витали в 1851 г.

Дворцово–парковый ансамбль.

Гатчина утопает в зелени четырех парков: Дворцового, Приоратского, Сильвия и  Зверинец.

Мы с вами прогуляемся по Дворцовому парку.

Дворцовый парк – удивительное творение архитекторов и мастеров – садоводов. Это один из первых пейзажных парков России.

Он расположен на берегах Белого, удивительно красивого озера. В его водах  до сих пор полощут ветви серебристые ивы.

 Деревья различных пород расположены по берегам озера по хорошо продуманному плану. По одному берегу озера высажены липы, дубы, клены, а по другому: сосны, ели, пихты

С его просторов открываются романтические пейзажи, которые красивы в любое время года.

Оживляет «сказку Белого озера» не только разноцветный убор деревьев, но и такие великолепные памятники архитектуры, как:

Горбатый мостик

павильон Венеры

Колонна Орла 

 Вывод:  радуют глаз, душевное спокойствие, тишина, можно помечтать                                      

 

                                                      Приоратский дворец.

Приоратский дворец – одна из главных гатчинских достопримечательностей. Его часто изображают на живописных полотнах и предметах декоративно – прикладного искусства.

Он расположен на берегу Черного озера.

Дворец строился при Павле 1 для приора мальтийского  ордена и напоминает средневековый готический замок.

        Не случайно дворец назван чудом. При его сооружении архитектор Николай Львов применил изобретенный им уникальный и дешевый способ строительства – землебитный. Дворец построен всего за 4 года, без единого гвоздя из утрамбованных блоков земли, чтобы сберечь российские леса.

Рядом раскинулся великолепный Приоратский парк – любимое место отдыха горожан.

                                  Главный проспект города.

Павел 1  стремился построить красивый и хорошо укрепленный город – крепость.

        На въезде в город вас встречают Ингербургские ворота.

        На  них  - воинские доспехи. И кажется, что 2 железных рыцаря стоят бессменно на страже Гатчины.

Приглашают нас посетить парк Адмиралтейские ворота, созданные архитектором Бренна.

        Рядом  с воротами Адмиралтейский мост  с караульными будками. Здесь при Павле 1 находилась застава и был перекинут шлагбаум.

        Поднимемся  вверх по Трехарочному мосту, украшенному масками  львов. Мы попадаем на площадь, где проходил развод военного караула. В центре площади высится обелик Коннетабль с золоченым шаром на вершине.

        Выезд из Гатчины завершают Смоленские ворота. На них так же рыцари в латах охраняют спокойствие города.

                                                           

                                                           Храмы города.

Неотъемлемой частью города являются храмы. Их купола далеко видны за пределами Гатчины, а колокольный звон радует гатчинцев своими переливами.

Улицу Соборную украшает стройный Павловский Собор с зелеными куполами. Он был построен  в 1852 г арх. Кузьминым при императоре Николае 1.

            Величественный Покровский собор – это главная архитектурная часть исторического центра Гатчины. Построен арх. Харламовым в 1914 г. Раньше здесь находился женский монастырь.

 Настоящей архитектурной жемчужиной можно назвать  Покровскую церковь в Егерской слободе.

Арх. Гримм построил ее в 1888 г, а первый камень в основание здания  положил император Александр III .

На главном проспекте Гатчины в 1827 г была построена лютеранская Кирха.

Архитекторы Квадри и Байков облицевали ее стены пудостским камнем.

                                                      Старинные постройки.

        В Гатчине сохранилось много старинных, необычных зданий.

Недалеко от Варшавского вокзала расположился дом – усадьба художника карикатуриста Павла Щербова. Оно построено в стиле модерн арх. Кричинским.

В гостях у художника в начале 20 века бывали писатель Александр Куприн, певец Федор Шаляпин, художник Нестеров.

Сейчас там работает литературно – мемориальнай музей, который советуем посетить.  Вам, наверно, интересно будет узнать, что Гатчина является родиной русской авиации.

На улице Красной вас встретит необычный дом, выкрашенный красной штукатуркой, а наличники окон напоминают русские женские кокошники.

Всех удивляют великолепные деревянные здания  с красивой резьбой  на старинной улице Чкалова.

Учитель: - Спасибо, ребята за очень интересный рассказ о Гатчине. Вы по – настоящему любите свой город и гордитесь его историей.

Репортеры: - С вами была детская телекомпания «Радуга» в программе «Города России». До новых встреч в эфире.

VIII. Проверка знаний. Викторина.

- Проверим, как хорошо вы слушали друг друга.

  1. Какое архитектурное сооружение является стрелкой солнечных часов в Гатчине?
  2. Главный проспект города?
  3. Первый архитектор Гатчинского дворца?
  4. Храм, который был раньше частью женского монастыря?
  5. Как называется музей, в котором можно узнать об истории развития русской авиации?

IX. Рефлексия:

- Что на ваш взгляд получилось хорошо?

- Над чем нам еще надо поработать?

X.Итог занятия

- Сегодня вы сумели с помощью слова передать свои знания и любовь к родному городу.

Вручение календариков на память о занятии.

Приложение

Плакат «Цветик-семицветик»

Карточки для подготовки репортажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В музее."

Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....

Презентация «Школьный музей русского быта»

Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...

"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.

Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева

Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....

Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...