Урок-репортаж "Гатчина-открытый музей"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Мирзаянова Ирина Викторовна

Интересное внеклассное мероприятие, на котором ученики готовят репортаж о родном городе, используя карточки-помощницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-reportazh_18-19.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ОУ «Школа имени императора Александра III»

Конспект внеклассного занятия

4 класс 1 четверть

Тема: Гатчина  - открытый музей

Форма занятия: урок – репортаж

Технологии: игровая, личностно-ориентированная, ИКТ, проблемное обучение

подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

                                                                                               

   Мирзаянова Ирина Викторовна

г. Гатчина 2018 г.

Цели:

  1. Обобщить изученный материал курса краеведения.
  2. Развивать умение выступать в роли экскурсоводов.
  3. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Оборудование: плакат «Цветик-семицветик», карточки с текстами, мультимедиа проектор, календарики с изображением Гатчины.

                                                       

Ход занятия:

I.Организация класса.

II.Сообщение цели.

-Сегодня наш урок будет необычным. Его цель – подготовить короткий репортаж для детской телекомпании «Радуга».

 Для этого нам придется обобщить те знания, которые вы получили в курсе посещения экскурсионной программы во 2 и 3 классах в Гатчинском дворце-музее.

III. Вступительная беседа. Актуализация знаний.

- Какую годовщину со дня рождения города мы празднуем  в ноябре 2018 г? (222 года).

- В последние годы в стране возник большой интерес к нашему городу. Привлечение  туристов способствует развитию и процветанию города. Многие школьники и взрослые хотят побывать в Гатчине на экскурсии. Но гостей нужно суметь пригласить.                                                           

Наш гатчинский композитор - песенник Н.Терентьев по–своему выполнил эту задачу.

 Звучит песня «Маленькая Родина» (слова и музыка Н.Терентьева) в исполнении группы девочек 4 класса.

- Как художники создают картины о Гатчине красками, поэты пишут стихи, музыканты сочиняют музыку, фотографы – фотографируют,  так и  мы сегодня создадим свою картину с помощью слова.

-У каждого из вас есть сегодня возможность выразить свое отношение к Гатчине, рассказать, чем дорог и близок наш город каждому.

Вопросы:

  • Кто из вас родился в Гатчине?
  • Какая улица на ваш взгляд самая красивая?
  • Какой уголок города наиболее дорог вам?

 - Город наш старинный. Он имеет много архитектурных символов – памятников культуры, которые отличают наш город от других городов России.   

- Какой архитектурный памятник производит на вас набольшее впечатление? (Ответы детей)

Вывод: 

- Среди пригородов Петербурга Гатчина занимает особое место. Увидев Гатчину однажды,  уже не забудешь ее никогда и  не спутаешь ни с каким другим городом? Она имеет свое удивительное, неповторимое лицо и характер.

IV.Определение темы репортажа.

- Прослушайте отрывок из стихотворения Л.Куликова, и с помощью этих слов мы определим тему нашего репортажа.

С годами, как с горки высокой,

Я прошлое вижу ясней,

Что Гатчина город особый,

Огромный, открытый музей…    

                 

Проблемный вопрос:

- Как вы это понимаете?

Постановка проблемного задания:

- Наша задача раскрыть образ города  через тему «Гатчина – открытый музей» (учитель открывает тему, написанную в сердцевине лепестка).

V.Подготовка к репортажу.

- К репортажу надо хорошо подготовиться, т.к. он пойдет в прямом эфире.

- Какова должна быть речь экскурсовода? (четкой, яркой, выразительной)

- Говорить надо с улыбкой, радостно, чтобы всем, кто увидит репортаж, захотелось посетить наш город. 

- Как должен держаться экскурсовод? (уверенно, показывать на объекты указкой или рукой, но не пальцем)

- В помощь вам – цветик – семицветик  и карточки–помощники.

Каждый лепесток – одна из сторон архитектурного убранства города. Стоит оборвать  у живого цветка хоть один из лепестков, он потеряет красоту и завянет, так и Гатчина потеряет свою неповторимость и привлекательность.

 Определение темы лепестков (фронтально).

1. Гатчинский дворец.

2. Дворцово–парковый ансамбль.

3. Приоратский дворец.                                                    

4. Главный проспект города.

5. Храмы города.

6. Старинные постройки.

Рекомендации к работе с карточками.

- Каждой парте достается карточка с текстом, в который надо добавить слова по смыслу, соответственно теме вашего лепестка.

В своем рассказе используйте слова – помощники: когда вы увидите, советуем вам побывать, обратите внимание, вашему взору откроются, приглашаем вас.

VI. Подготовка по партам.

VII.Репортаж.

Заходят дети с камерой и микрофоном (учащиеся 8 класса)

Учитель:         

- Уважаемые телезрители! Мои ученики очень любят наш город, гордятся его историей и эту любовь хотят передать вам.

Рассказы учащихся.

                                                            

                                                                Гатчинский  дворец.          

Одним из главных символов нашего города является Гатчинский дворец. Во многих городах есть дворцы, но такого - нет больше нигде!

 Дворец облицован плитами пудостского известняка. Этот камень имеет удивительное свойство:  менять тон в зависимости от освещения. В ярком солнечном свете стены дворца кажутся золотистыми, а в пасмурные дни приобретают цвет серого Петербургского неба.

Построил дворец архитектор Антонио Ринальди в 1783 г.

Восхищают своей красотой  парадные залы, такие как Тронная Павла 1, Малиновая гостиная и Парадна я опочивальня Марии Федоровны.

Дворец напоминает рыцарский средневековый замок. А какой замок без подземного хода?

На плацу перед дворцом – памятник императору  Павлу 1, выполненному скульптором Витали в 1851 г.

Дворцово–парковый ансамбль.

Гатчина утопает в зелени четырех парков: Дворцового, Приоратского, Сильвия и  Зверинец.

Мы с вами прогуляемся по Дворцовому парку.

Дворцовый парк – удивительное творение архитекторов и мастеров – садоводов. Это один из первых пейзажных парков России.

Он расположен на берегах Белого, удивительно красивого озера. В его водах  до сих пор полощут ветви серебристые ивы.

 Деревья различных пород расположены по берегам озера по хорошо продуманному плану. По одному берегу озера высажены липы, дубы, клены, а по другому: сосны, ели, пихты

С его просторов открываются романтические пейзажи, которые красивы в любое время года.

Оживляет «сказку Белого озера» не только разноцветный убор деревьев, но и такие великолепные памятники архитектуры, как:

Горбатый мостик

павильон Венеры

Колонна Орла 

 Вывод:  радуют глаз, душевное спокойствие, тишина, можно помечтать                                      

 

                                                      Приоратский дворец.

Приоратский дворец – одна из главных гатчинских достопримечательностей. Его часто изображают на живописных полотнах и предметах декоративно – прикладного искусства.

Он расположен на берегу Черного озера.

Дворец строился при Павле 1 для приора мальтийского  ордена и напоминает средневековый готический замок.

        Не случайно дворец назван чудом. При его сооружении архитектор Николай Львов применил изобретенный им уникальный и дешевый способ строительства – землебитный. Дворец построен всего за 4 года, без единого гвоздя из утрамбованных блоков земли, чтобы сберечь российские леса.

Рядом раскинулся великолепный Приоратский парк – любимое место отдыха горожан.

                                  Главный проспект города.

Павел 1  стремился построить красивый и хорошо укрепленный город – крепость.

        На въезде в город вас встречают Ингербургские ворота.

        На  них  - воинские доспехи. И кажется, что 2 железных рыцаря стоят бессменно на страже Гатчины.

Приглашают нас посетить парк Адмиралтейские ворота, созданные архитектором Бренна.

        Рядом  с воротами Адмиралтейский мост  с караульными будками. Здесь при Павле 1 находилась застава и был перекинут шлагбаум.

        Поднимемся  вверх по Трехарочному мосту, украшенному масками  львов. Мы попадаем на площадь, где проходил развод военного караула. В центре площади высится обелик Коннетабль с золоченым шаром на вершине.

        Выезд из Гатчины завершают Смоленские ворота. На них так же рыцари в латах охраняют спокойствие города.

                                                           

                                                           Храмы города.

Неотъемлемой частью города являются храмы. Их купола далеко видны за пределами Гатчины, а колокольный звон радует гатчинцев своими переливами.

Улицу Соборную украшает стройный Павловский Собор с зелеными куполами. Он был построен  в 1852 г арх. Кузьминым при императоре Николае 1.

            Величественный Покровский собор – это главная архитектурная часть исторического центра Гатчины. Построен арх. Харламовым в 1914 г. Раньше здесь находился женский монастырь.

 Настоящей архитектурной жемчужиной можно назвать  Покровскую церковь в Егерской слободе.

Арх. Гримм построил ее в 1888 г, а первый камень в основание здания  положил император Александр III .

На главном проспекте Гатчины в 1827 г была построена лютеранская Кирха.

Архитекторы Квадри и Байков облицевали ее стены пудостским камнем.

                                                      Старинные постройки.

        В Гатчине сохранилось много старинных, необычных зданий.

Недалеко от Варшавского вокзала расположился дом – усадьба художника карикатуриста Павла Щербова. Оно построено в стиле модерн арх. Кричинским.

В гостях у художника в начале 20 века бывали писатель Александр Куприн, певец Федор Шаляпин, художник Нестеров.

Сейчас там работает литературно – мемориальнай музей, который советуем посетить.  Вам, наверно, интересно будет узнать, что Гатчина является родиной русской авиации.

На улице Красной вас встретит необычный дом, выкрашенный красной штукатуркой, а наличники окон напоминают русские женские кокошники.

Всех удивляют великолепные деревянные здания  с красивой резьбой  на старинной улице Чкалова.

Учитель: - Спасибо, ребята за очень интересный рассказ о Гатчине. Вы по – настоящему любите свой город и гордитесь его историей.

Репортеры: - С вами была детская телекомпания «Радуга» в программе «Города России». До новых встреч в эфире.

VIII. Проверка знаний. Викторина.

- Проверим, как хорошо вы слушали друг друга.

  1. Какое архитектурное сооружение является стрелкой солнечных часов в Гатчине?
  2. Главный проспект города?
  3. Первый архитектор Гатчинского дворца?
  4. Храм, который был раньше частью женского монастыря?
  5. Как называется музей, в котором можно узнать об истории развития русской авиации?

IX. Рефлексия:

- Что на ваш взгляд получилось хорошо?

- Над чем нам еще надо поработать?

X.Итог занятия

- Сегодня вы сумели с помощью слова передать свои знания и любовь к родному городу.

Вручение календариков на память о занятии.

Приложение

Плакат «Цветик-семицветик»

Карточки для подготовки репортажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В музее."

Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....

Презентация «Школьный музей русского быта»

Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...

Проект.Виртуальный музей «Мой любимый город»

Идея создания нашего музея  простая и бесхитростная - мы хотим собрать, систематизировать и обнародовать банк данных, связанный с происхождением и развитием  нашего города.Нами двигает...

"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.

Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева

Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....