Урок-репортаж "Гатчина-открытый музей"
план-конспект урока (2 класс) на тему
Интересное внеклассное мероприятие, на котором ученики готовят репортаж о родном городе, используя карточки-помощницы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ОУ «Школа имени императора Александра III»
Конспект внеклассного занятия
4 класс 1 четверть
Тема: Гатчина - открытый музей
Форма занятия: урок – репортаж
Технологии: игровая, личностно-ориентированная, ИКТ, проблемное обучение
подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Мирзаянова Ирина Викторовна
г. Гатчина 2018 г.
Цели:
- Обобщить изученный материал курса краеведения.
- Развивать умение выступать в роли экскурсоводов.
- Воспитывать любовь к своей малой родине.
Оборудование: плакат «Цветик-семицветик», карточки с текстами, мультимедиа проектор, календарики с изображением Гатчины.
Ход занятия:
I.Организация класса.
II.Сообщение цели.
-Сегодня наш урок будет необычным. Его цель – подготовить короткий репортаж для детской телекомпании «Радуга».
Для этого нам придется обобщить те знания, которые вы получили в курсе посещения экскурсионной программы во 2 и 3 классах в Гатчинском дворце-музее.
III. Вступительная беседа. Актуализация знаний.
- Какую годовщину со дня рождения города мы празднуем в ноябре 2018 г? (222 года).
- В последние годы в стране возник большой интерес к нашему городу. Привлечение туристов способствует развитию и процветанию города. Многие школьники и взрослые хотят побывать в Гатчине на экскурсии. Но гостей нужно суметь пригласить.
Наш гатчинский композитор - песенник Н.Терентьев по–своему выполнил эту задачу.
Звучит песня «Маленькая Родина» (слова и музыка Н.Терентьева) в исполнении группы девочек 4 класса.
- Как художники создают картины о Гатчине красками, поэты пишут стихи, музыканты сочиняют музыку, фотографы – фотографируют, так и мы сегодня создадим свою картину с помощью слова.
-У каждого из вас есть сегодня возможность выразить свое отношение к Гатчине, рассказать, чем дорог и близок наш город каждому.
Вопросы:
- Кто из вас родился в Гатчине?
- Какая улица на ваш взгляд самая красивая?
- Какой уголок города наиболее дорог вам?
- Город наш старинный. Он имеет много архитектурных символов – памятников культуры, которые отличают наш город от других городов России.
- Какой архитектурный памятник производит на вас набольшее впечатление? (Ответы детей)
Вывод:
- Среди пригородов Петербурга Гатчина занимает особое место. Увидев Гатчину однажды, уже не забудешь ее никогда и не спутаешь ни с каким другим городом? Она имеет свое удивительное, неповторимое лицо и характер.
IV.Определение темы репортажа.
- Прослушайте отрывок из стихотворения Л.Куликова, и с помощью этих слов мы определим тему нашего репортажа.
С годами, как с горки высокой,
Я прошлое вижу ясней,
Что Гатчина город особый,
Огромный, открытый музей…
Проблемный вопрос:
- Как вы это понимаете?
Постановка проблемного задания:
- Наша задача раскрыть образ города через тему «Гатчина – открытый музей» (учитель открывает тему, написанную в сердцевине лепестка).
V.Подготовка к репортажу.
- К репортажу надо хорошо подготовиться, т.к. он пойдет в прямом эфире.
- Какова должна быть речь экскурсовода? (четкой, яркой, выразительной)
- Говорить надо с улыбкой, радостно, чтобы всем, кто увидит репортаж, захотелось посетить наш город.
- Как должен держаться экскурсовод? (уверенно, показывать на объекты указкой или рукой, но не пальцем)
- В помощь вам – цветик – семицветик и карточки–помощники.
Каждый лепесток – одна из сторон архитектурного убранства города. Стоит оборвать у живого цветка хоть один из лепестков, он потеряет красоту и завянет, так и Гатчина потеряет свою неповторимость и привлекательность.
Определение темы лепестков (фронтально).
1. Гатчинский дворец.
2. Дворцово–парковый ансамбль.
3. Приоратский дворец.
4. Главный проспект города.
5. Храмы города.
6. Старинные постройки.
Рекомендации к работе с карточками.
- Каждой парте достается карточка с текстом, в который надо добавить слова по смыслу, соответственно теме вашего лепестка.
В своем рассказе используйте слова – помощники: когда вы увидите, советуем вам побывать, обратите внимание, вашему взору откроются, приглашаем вас.
VI. Подготовка по партам.
VII.Репортаж.
Заходят дети с камерой и микрофоном (учащиеся 8 класса)
Учитель:
- Уважаемые телезрители! Мои ученики очень любят наш город, гордятся его историей и эту любовь хотят передать вам.
Рассказы учащихся.
Гатчинский дворец.
Одним из главных символов нашего города является Гатчинский дворец. Во многих городах есть дворцы, но такого - нет больше нигде!
Дворец облицован плитами пудостского известняка. Этот камень имеет удивительное свойство: менять тон в зависимости от освещения. В ярком солнечном свете стены дворца кажутся золотистыми, а в пасмурные дни приобретают цвет серого Петербургского неба.
Построил дворец архитектор Антонио Ринальди в 1783 г.
Восхищают своей красотой парадные залы, такие как Тронная Павла 1, Малиновая гостиная и Парадна я опочивальня Марии Федоровны.
Дворец напоминает рыцарский средневековый замок. А какой замок без подземного хода?
На плацу перед дворцом – памятник императору Павлу 1, выполненному скульптором Витали в 1851 г.
Дворцово–парковый ансамбль.
Гатчина утопает в зелени четырех парков: Дворцового, Приоратского, Сильвия и Зверинец.
Мы с вами прогуляемся по Дворцовому парку.
Дворцовый парк – удивительное творение архитекторов и мастеров – садоводов. Это один из первых пейзажных парков России.
Он расположен на берегах Белого, удивительно красивого озера. В его водах до сих пор полощут ветви серебристые ивы.
Деревья различных пород расположены по берегам озера по хорошо продуманному плану. По одному берегу озера высажены липы, дубы, клены, а по другому: сосны, ели, пихты
С его просторов открываются романтические пейзажи, которые красивы в любое время года.
Оживляет «сказку Белого озера» не только разноцветный убор деревьев, но и такие великолепные памятники архитектуры, как:
Горбатый мостик
павильон Венеры
Колонна Орла
Вывод: радуют глаз, душевное спокойствие, тишина, можно помечтать
Приоратский дворец.
Приоратский дворец – одна из главных гатчинских достопримечательностей. Его часто изображают на живописных полотнах и предметах декоративно – прикладного искусства.
Он расположен на берегу Черного озера.
Дворец строился при Павле 1 для приора мальтийского ордена и напоминает средневековый готический замок.
Не случайно дворец назван чудом. При его сооружении архитектор Николай Львов применил изобретенный им уникальный и дешевый способ строительства – землебитный. Дворец построен всего за 4 года, без единого гвоздя из утрамбованных блоков земли, чтобы сберечь российские леса.
Рядом раскинулся великолепный Приоратский парк – любимое место отдыха горожан.
Главный проспект города.
Павел 1 стремился построить красивый и хорошо укрепленный город – крепость.
На въезде в город вас встречают Ингербургские ворота.
На них - воинские доспехи. И кажется, что 2 железных рыцаря стоят бессменно на страже Гатчины.
Приглашают нас посетить парк Адмиралтейские ворота, созданные архитектором Бренна.
Рядом с воротами Адмиралтейский мост с караульными будками. Здесь при Павле 1 находилась застава и был перекинут шлагбаум.
Поднимемся вверх по Трехарочному мосту, украшенному масками львов. Мы попадаем на площадь, где проходил развод военного караула. В центре площади высится обелик Коннетабль с золоченым шаром на вершине.
Выезд из Гатчины завершают Смоленские ворота. На них так же рыцари в латах охраняют спокойствие города.
Храмы города.
Неотъемлемой частью города являются храмы. Их купола далеко видны за пределами Гатчины, а колокольный звон радует гатчинцев своими переливами.
Улицу Соборную украшает стройный Павловский Собор с зелеными куполами. Он был построен в 1852 г арх. Кузьминым при императоре Николае 1.
Величественный Покровский собор – это главная архитектурная часть исторического центра Гатчины. Построен арх. Харламовым в 1914 г. Раньше здесь находился женский монастырь.
Настоящей архитектурной жемчужиной можно назвать Покровскую церковь в Егерской слободе.
Арх. Гримм построил ее в 1888 г, а первый камень в основание здания положил император Александр III .
На главном проспекте Гатчины в 1827 г была построена лютеранская Кирха.
Архитекторы Квадри и Байков облицевали ее стены пудостским камнем.
Старинные постройки.
В Гатчине сохранилось много старинных, необычных зданий.
Недалеко от Варшавского вокзала расположился дом – усадьба художника карикатуриста Павла Щербова. Оно построено в стиле модерн арх. Кричинским.
В гостях у художника в начале 20 века бывали писатель Александр Куприн, певец Федор Шаляпин, художник Нестеров.
Сейчас там работает литературно – мемориальнай музей, который советуем посетить. Вам, наверно, интересно будет узнать, что Гатчина является родиной русской авиации.
На улице Красной вас встретит необычный дом, выкрашенный красной штукатуркой, а наличники окон напоминают русские женские кокошники.
Всех удивляют великолепные деревянные здания с красивой резьбой на старинной улице Чкалова.
Учитель: - Спасибо, ребята за очень интересный рассказ о Гатчине. Вы по – настоящему любите свой город и гордитесь его историей.
Репортеры: - С вами была детская телекомпания «Радуга» в программе «Города России». До новых встреч в эфире.
VIII. Проверка знаний. Викторина.
- Проверим, как хорошо вы слушали друг друга.
- Какое архитектурное сооружение является стрелкой солнечных часов в Гатчине?
- Главный проспект города?
- Первый архитектор Гатчинского дворца?
- Храм, который был раньше частью женского монастыря?
- Как называется музей, в котором можно узнать об истории развития русской авиации?
IX. Рефлексия:
- Что на ваш взгляд получилось хорошо?
- Над чем нам еще надо поработать?
X.Итог занятия
- Сегодня вы сумели с помощью слова передать свои знания и любовь к родному городу.
Вручение календариков на память о занятии.
Приложение
Плакат «Цветик-семицветик»
Карточки для подготовки репортажа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В музее."
Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....

Презентация «Школьный музей русского быта»
Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...

"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.
Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...

Конспект урока "Что такое музей. Какие бывают музеи. Правила поведения в музее".
История музеев, музеи Крыма...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....

Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...