Исследовательская работа по теме «Живая память» История жизни нашего деда и прадеда Косогова Павла Дмитриевича – воина–интернационалиста
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Макарова Ирина Олеговна

Исследование посвящено 30 годовщине вывода войск из республики Афганистан. Исследовательская работа состоит в изучении биографии Косогова Павла дмитриевича, в описании военных действий в Афганистане, в которых он участвовал. А так же сбор информации по Афганской войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововоскресеновская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Живая память»

История жизни нашего деда и прадеда Косогова Павла Дмитриевича – воина–интернационалиста.

МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»

                                                                      Автор:

Макарова Анна Николаевна

                                                                      4 класс,

                                                     Тымченко Марина Олеговна

                 8 класс

                                                                      Научный руководитель:

                                                   Макарова Ирина Олеговна,

                                                   учитель начальных классов

 с. Нововоскресеновка

2018 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. История жизни моего прадеда - Косогова Павла Дмитриевича……………5
  2. Боевые участия  в Афганистане………………………………………………6
  3.  Воспоминания родных………………………………………………………..7
  4. Жизнь после войны……………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

Словарь…………………………………………………………………………...12

Приложения……………………………………………………………………...13

Введение

Не оскудеет русская земля на воинов,


бойцов, богатырей!

И реют флаги, и цветы горят для тех,

кто верен Родине своей!


        Быстро пролетают годы, и словно бусины, постепенно нанизываются на нить памяти. Прошло почти 30 лет с того момента, как завершилось девятилетнее пребывание советских войск на афганской земле, со дня вывода наших войск из республики Афганистан. Драматической страницей вошла в нашу историю так называемая афганская война. Но те, кто выжил в военной мясорубке, помнят всё до мельчайших подробностей, словно всё случилось только вчера. Только вчера они выслеживали духов1, шли в атаку, зачищали кишлаки и теряли друзей. Боль и обида поселилась в их душах навсегда. Боль за гибель друзей и обида за то, что присылали на войну молоденьких мальчишек, которые только призвались в Советскую армию и впервые взяли оружие в руки. Сколько в России матерей, жен и детей остались без своих мужчин, лишь с сухим и официальным письмом: «Погиб при исполнении интернационального долга».

Эти люди умирали, унося с собой бесценную, по-настоящему правдивую информацию о событиях, происходящих на войне. Именно поэтому необходимо сохранить эту информацию и, ни в коем случае, она не должна быть потеряна. В этом и заключается настоящая ценность работы. Мы решили написать об этом для того, чтобы родственники погибших и воины-интернационалисты2 знали – их не забывают, ими гордятся, а о погибших чтят память.

В своей работе мы хотим рассказать про одного из воинов-интернационалистов - Косогова Павла Дмитриевича. Это наш отец, дед и прадед.

Цель работы состоит в изучении биографии Косогова Павла Дмитриевича, в описании военных действий, в которых он участвовал, а также в сборе информации об Афганской войне.

Для достижения этой цели ставили следующие задачи:

1.Собрать материал об Афганской войне;

  1. Взять интервью у Светланы, дочери Павла Дмитриевича;
  2. Сделать ксерокопии фотографий и документов;
  3. Систематизировать и оформить собранный материал.

Практическая значимость: изучить историю своей семьи, чтобы впоследствии передать потомкам. Исследование имеет большое воспитательное значение. Его можно использовать на уроках истории, во внеклассной работе для активного формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

1. История жизни моего прадеда - Косогова Павла Дмитриевича.

        Родился прадед в селе Хомутинцы Калиновского района, Винницкой области 27 февраля 1945 года. Когда ему было 15 лет, его мать умерла. Отец женился на другой, а детей выставил на улицу. Детей было пятеро, Павел был самый старший, а младшей Лене было всего шесть месяцев. Сердобольные и бездетные люди разобрали детей, и на время разлучили троих братьев: Пашу, Петю, Мишу и двух сестёр: Фросю и Лену. Прадедушку взяла бездетная пара Василия и Натальи Нечипорук, за что он был им очень благодарен. Приёмный отец научил его охотиться и чинить механические часы, что ему в жизни очень пригодилось, когда впоследствии жил в Амурской области.

        После восьмилетки он поступил в Гущинецкое СПТУ-2 учиться на профессию механизатора широкого профиля. После окончания учебы его в 1964 году призвали в армию. Попал в город Самарканд Узбекской ССР в артполк учебной дивизии. Прадеду очень понравилась служба, и он решил стать военным. После окончания службы прадед стал учиться в Самаркандской школе прапорщиков. После учебы его направили на место службы в город Казанджик Туркменской ССР Красноводской области. Отправляясь к месту службы в поезде, он встретил свою будущую жену (мою прабабушку) Наташу.

        В 1967 году он привёз её в свой гарнизон и стали Паша и Наташа жить вместе, с которой впоследствии прожили 38 лет. Родили четверых детей – двух сыновей и двух дочек. За отличную службу прадед был награждён медалью «За безупречную службу в Вооруженных силах ССР».  Ещё были вручены юбилейные медали Вооруженных сил ССР и Великой Отечественной войне 1941-1945 годах.

Жизнь казалась прекрасной, пока не узнали, что прадедушку отправляют с колонной в Кабул.

После положенных двух лет службы в Демократической Республике Афганистан  прадеду обещали дать квартиру в том регионе, где проживает его семья. А так как одной из дочек не подходил климат Азии, он решил отправить семью на Украину.

 2. Боевые участия  в Афганистане.

Наше правительство считало: «Главная цель присутствия советских войск в Демократической Республике Афганистан определялась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия». Им действительно предписывалось повсеместно оказывать  помощь местному населению в защите от банд, а  также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Ввод советских войск афганскими жителями, особенно бедняками, был воспринят первоначально без всякой враждебности. Люди шли на контакт с военнослужащими, проявляли интерес к жизни в Советском Союзе. Афганцы надеялись, что наши войска помогут покончить с кровопролитием, принесут в страну мир и спокойствие. Но зажиточные слои населения относились настороженно, имели место и враждебные проявления. Наши войска подвергались огневому обстрелу со стороны отдельных отрядов вооружённой оппозиции и вынуждены были отвечать…

        Летом 1981 года мой дедушка попал в Афганистан. Служил в звании прапорщика в должности командира взвода обеспечения, под его началом находилось 18 человек. Они обеспечивали свою часть боеприпасами, гранатами, патронами, хлебопекарнями.

Каждый день семья выглядывала почтальона, ожидая письма от мужа и отца. Дедушка никогда не жаловался, подбадривал семью и высылал с письмами красочные наклейки, что было в ту пору диковинкой.

Через год дед приехал в отпуск. Отпуск был коротким, так как он должен был перед тем как ехать к семье, доставить цинковый гроб с молодым парнишкой его родным. Мой дед наотрез отказался, мотивируя свой отказ тем, что не сможет посмотреть в глаза матери убитого её сына, в то время как он живой и здоровый едет к семье. Из-за этого отказа отпуск ему сократили. Но он был рад и этому. Моему деду хотелось обнять родных, побыть в тишине, без взрывов и обстрелов.

Вот только тогда, на встречинах, когда дедушка расслабился в кругу родных, семья и услышала про ужасы, творящиеся в Афганских горах. Его детям навсегда врезались в память его некоторые рассказы. Эти истории были записаны нами со слов моей мамы Светланы, дочки Павла.

 3. Воспоминания родных.

        - «Как-то передвигались с колонной мототехники по узкому ущелью. Над нами возвышались скалы, где в любой ложбинке или за камнями могли скрываться басмачи3. Мы ехали на БТР-ах и оглядывали местность. Тут внутри всё похолодело – на верхушке горы появился отряд басмачей с наведённым на нас оружием. Я дёрнулся крикнуть «Духи!», но, видно главарь шайки, молча покачал головой, мол, не стоит. Так и продолжали мы путь в напряжённом молчании, под молчаливым и зорким наблюдением басмачей. Даже если мы вздумали открыть огонь, то нас бы перестреляли как куропаток. Ущелье узкое, и укрыться негде. Так что прошли ущелье молчком».

- «Или зачищали как-то кишлак4 от басмачей, зашли в одну мазанку5, а там сидят на полу только женщины в длинных платьях и с закрытыми лицами. Проверили, ни басмачей, ни оружия не было. Стали выходить и тут что-то лязгнуло. Вернулись, стали поднимать женщин, и под самой старой и сварливой лежало разобранное оружие. Их спасаешь, а они басмачам помогают».

- «Живя в городе Казанджик, прабабушка Наташа работала в банно-прачечном пункте. Как-то пришли молодые солдаты за чистым бельём и похвастались, что их отправляют в Афганистан. Прабабушка расстроилась и спросила: «Чему вы радуетесь, ребятки? Там же страшно!» Но они только смеялись: «Вы что, тёть Наташа, там же джинсы, магнитофоны можно купить». А вскоре пришло известие, что всю их колонну накрыли в тоннеле взрывом.

Люди на войне гибли не только от шквального огня, но и от несчастных случаев. Осенью 1982 года по тоннелю трехкилометровой длины, который шел с перевала Саланг, пустили встречные колонны военных и гражданских машин. В тоннель вел бетонированный въезд, работали освещение и вентиляция. Случилось так, что вентиляция отказала, когда по тоннелю шли машины, 86 человек задохнулись. Советские солдаты хотели вытащить из автобусов афганских женщин и детей, но старики не разрешили прикасаться к ним, так как для них наши солдаты были «неверными».

Война – это серьезный труд и радости там мало, но солдатское братство было всегда. Дед с горестью вспоминал, как в Афганистане погиб его боевой товарищ Василий Иванов, старшина роты из города Ровны. Водитель БТРа – 60 ПБ не вписался в поворот и съехал с асфальта на бровку, где наскочил на противотанковую мину. Переднее колесо БТРа разнесло вдребезги, а военную машину снова вынесло на асфальт, где она столкнулась с афганской грузовой машиной. Всех, кто сидел на броне, сбросило с нее. Василий в результате падения получил два перелома позвоночника. Товарищи подняли и отвезли его в штаб батальона, оттуда на армейскую базу Пули – Хурмри, откуда вертолетом отправили в Союз. Но в вертолете он умер. В его семье осталось трое детей. Сослуживцы Василия – офицеры и прапорщики – собрали денежную помощь, и начальник финчасти полка отправил ее семье погибшего воина.

4. Жизнь после войны

        В Афганистане прадед отслужил два года и три месяца. К войне никогда нельзя привыкнуть и когда в декабре 1983 года приехал прапорщик из города Ханты-Мансийска, чтобы заменить прадедушку, у того из глаз брызнули слезы. 3 января 1984 года он с автоколонной пересек границу Афганистана. За участие в боевых действиях в Республике Афганистан прадед награжден медалями «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа» и медаль «За боевые заслуги».  

В Афганистане прадед заработал экзему стоп и решил закончить свою службу. Подал рапорт и уехал в Туркмению, к друзьям, где устроился работать бульдозеристом на стройке водоканала имени Ленина.

Через два года он заскучал и, однажды, увидел объявление о переселении семей в Амурскую область, прадедушка обрадовался.

- Там тайга, где можно охотиться, река Амур и множество озер для рыбалки! Всё, собираемся!

Так семья Павла Дмитриевича попала в село Нововоскресеновка Шимановского района Амурской области. Совхоз дал большой семье просторный дом, помог с коровой, дровами. Прадед стал работать скотником вместе со старшим сыном. Через пять лет, отработав по договору, он уволился. Занялся ремонтом часов, ездил на рыбалку, играл с внуками.

Так он и жил с женой и старшим сыном до самой своей смерти 18 февраля 2014 года. Но прадедушка не унывал, даже зная, что умирает, ведь оставалось продолжение его рода: четверо детей, шесть внуков и одна правнучка.

В мае, на празднике в честь празднования дня Победы глава сельской Администрации Ольга Ивановна Гавага вручила моей бабушке Светлане (дочке Павла) медаль, посвященную 25 годовщине вывода войск из Афганистана  «От благодарного Афганского народа», которую он так и не увидел.

Тягу отца к военной службе перехватил младший сын прадеда – Олег. Он служит старшим мичманом на атомной подводной лодке в городе Вилючинск Камчатского края. После похорон отца, Олег взял все медали, как память, чтобы дети и будущие внуки знали о героическом прошлом их деда и прадеда.

Заключение

Когда мы писали исследовательскую работу, прочитали много литературы по теме, пересмотрели семейный альбом. Перед нашими глазами пронеслись картины молодости нашего деда и прадеда. Окунулись в ужасы Афганской войны.

15 февраля 1989 года Советская армия покинула Афганистан. Война закончилась. Оставалось лишь огромное горе тысяч матерей, потерявших своих сыновей. Их утрату не восполнит никто. Поэтому нельзя забывать никому из нас об этой трагедии. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней свыше 15000 военнослужащих.  А кто вернулся живым домой к родным и близким навсегда оставили частицу себя на землях Афгана.

Года кровавого Афгана

Оставили на сердце след.

Забыть ту боль, страдание, рану

Не можем мы, конечно, нет.

Сегодня дату отмечаем

Конца безумных, страшных лет.

Потомки смело отвечают:

Войне любой, мы скажем «нет».

Со временем о солдатах и офицерах афганской войны, их отваге и доблести, судьбах и самопожертвованиях будут написаны новые книги, сняты фильмы. Это важно сделать для того, чтобы их трагедии не повторились впредь, чтобы люди зримо представляли события и последствия жесточайших сражений, не забывали уроков истории, делали из них должный вывод.

Мы гордимся тем, что в нашей семье был такой человек, который ощутил на себе все ужасы той далёкой войны и не сломался. Что в дальнейшем мы сможем рассказывать своим будущим детям и внукам о незнакомой им войне в Афганистане и о человеке, который помогал афганцам обрести мирное небо над головой – Косогове Павле Дмитриевиче.

Наша исследовательская работа будет предложена на классный час  15 февраля к 30-ой годовщине вывода войск из Афганистана. День памяти воинов – интернационалистов в России.

Список использованных источников

  1. Забродин В.М., Ляховский А.А.  Тайны афганской войны. М.: «Планета», 1991.
  2. Проханов А.А., Гращенков А.И., Платонов Ю.В., Алексеев С.Д.. Афганская война: Как это было. М.: Москва. «Планета», 1991
  3. Стрельцова Н.  Возвращение из Афганистана. М.: Москва. «Молодая гвардия», 1990.

Словарь

Дух1 (афганский моджахет)– название участников вооруженных формирований, сражавшихся с советскими и правительственными войсками.

Воин-интернационалист2 – воины принимавшие участие добровольно или принудительно в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств.

Басмач3от тюркского басмак:«совершать налёт» - участник вооружённого националистического движения против Советской власти на территории республик Средней Азии под руководством религиозной организацией Ислам.

Кишлак4постоянный сельский населённый пункт.

Мазанка5 – тип сельского дома и хаты. Стены мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева или хвороста) и обмазывается глиной.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: « История празднования Нового года в разных странах мира»

Цель – расширить представления детей об истории возникновения праздника и особенностях его проведения в различных странах мира. Методы – совместная поисково – исследовательская деятельность ( родител...

Исследовательская работа по тема: «История жизни моей прабабушки». Выполнил: ученик 4 класса Кадол Кирилл Владимирович

Исследовательская работа по теме "История жизни моей прабабушки" содержит рассказ составленный внуком о своей прабабушке , о том, как ей тяжело было во время войны. О деятельности прабабушки до и посл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Презентация к исследовательской работе по теме "Память воды"

Презентация к исследовательской работе по теме "Память воды"...

Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"

Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...