Учись учиться.
методическая разработка на тему

Темтюгова  Екатерина Сергеевна

Программа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon kniga1.xls51.5 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности

младших школьников

кружок «Учись учиться»

(33 часа)

Составитель:

учитель начальных классов

Темтюгова Е.С.

 

ВВЕДЕНИЕ

            Программа кружка «Учись учиться» предназначена для работы с детьми  1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

          Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Научить учиться не просто, иначе педагоги давно бы этому научились. Для начала нужно разобраться в том, а что же это значит – уметь учиться? Ребёнок пришёл в школу с красивым портфелем – он уже умеет учиться? Ясно, что дело не в портфеле и не в том, что он пришёл в школу, - учиться можно и дома. Вот ученик выполнил задание учителя – он учится учиться? Многие скажут, что да. Но посмотрим внимательнее, чему он учится? Он учится точно выполнять предписания. А учиться, т.е. «учить себя» - значит, самому давать себе предписания! Этому-то как раз наш ученик и не учится, а, значит, он не учится учиться.

    В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

          Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований  возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

           Для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Новизна  данной программы определена ФГОС НОО. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель кружка: развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции « умения учиться».

Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Продолжительность: в течение учебного года (занятие 5 раз в неделю, всего 170 часов). Материал каждого занятия рассчитан на 50 минут.

Основное  направление: общеинтеллектуальное.

Организация внеурочной деятельности в форме кружка «Учись учиться»  обеспечивается системой дидактических принципов,  а именно:

1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

   При организации деятельности обучающихся  ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.

   Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов – В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

1. Организационно-рефлексивная линия.

2. Коммуникативная линия.

3. Учимся работать с информацией.

4. Познавательная линия.

5. Ценностная линия.

Содержательно-методическая деятельность кружка :

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Учимся работать с информацией: знакомство с рациональными приемами работы с литературой

IV. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.

V. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. Организационно-рефлексивная линия.

Что значит «уметь учиться»?  (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.

Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.

Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Разработка критериев для оценивания своей работы.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских учебных действий. Цель коррекционных действий.

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Как самому исправить свою ошибку. Самоконтроль правильности выполнения учебных действий.

Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

2. Коммуникативная линия.

Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек).

Правила поведения на уроке.  Правила работы в паре.

Правила работы в группе. Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.

Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.

Стили общения. Правила общения с учителем.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

Как не вступать в конфликт.

 3.  Учимся работать с информацией.

    Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические занятия: «Работа с разными видами текстов: художественными, научно – популярными, научными, техническими» (выделение главной мысли текста, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы к тексту).

  Приемы работы с текстами: чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочные таблицы, «мудрые совы», чтение с пропусками, «метод смысловой догадки». Практические занятия: «Работа с текстами с использованием методов «толстых и тонких вопросов», «мудрые совы», чтение с пометками».

  Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможность использования на практике. Практические занятия: чтение текста с использованием интегрального алгоритма чтения.

  Дифференциальный алгоритм чтения: выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические занятия: чтение текста с использованием дифференциального алгоритма, составление смысловой таблицы.

  Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов (плановые, текстуальные, свободные, тематические) и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов.                                                       Практические занятия: «Составить аннотацию статьи, книги». «Написать отзыв на реферат». «Подготовить конспект статьи». «Написать рецензию на сочинение, творческую работу». «Сделать выписки из текста».

    Способы представления информации в различных видах: вербальном, табличном, графическом, схематичном, аналитическом, знаково-символическом. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические занятия: «Представление информации в различных видах: табличном, графическом, диаграммном, схематическом».

    Работа с устными текстами. Вопросы открытые  и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические занятия: «Организация и проведение дискуссии».

   Библиографический поиск. Каталоги, виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические занятия: «Знакомство с каталогами». «Работа в библиотек

4. Познавательная линия.

Как исправить свою ошибку.

Составление алгоритмов.

Правила выполнения домашней работы.

          Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным. Внимание и его виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Причины рассеянности. Пути преодоления рассеянности. Практические занятия: диагностика произвольного внимания.

         Пути и способы развития внимания. Друзья и враги внимания. Приемы привлечения и удержания внимания: риторические вопросы, опорные точки, ключевые слова, модуляция речи, уточняющие вопросы, жестикуляция, ассоциации. Практические занятия: Упражнения и игры на развитие способности переключать, распределять внимание, развитие объема, устойчивости, концентрации. Освоение приёмов.

  Как улучшить свою память. Память и её роль в обучении. Основные типы памяти: по длительности хранения информации: кратковременная, долговременная;  по способу восприятия: моторная, фотографическая, сенсорная, вербальная.

  Приемы запоминания. Правила сохранения информации. Приемы мнемотехники: логические связи, метод мест (метод Цицерона), метод ассоциаций, акронимы, метод экспертов. Периферическое зрение. Развитие периферического зрения. Практические занятия: «Определение типа вашей памяти и её свойств». «Тренировка памяти с помощью приемов мнемотехники». «Тренировка избирательности запоминания». «Тренировка периферического зрения».

  Как усовершенствовать свою речь.

Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих признаков, обобщение.

5. Ценностная линия (3 часа)

Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности.

Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание.

Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание; личность; культура. Духовные ценности как общемировые. Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей.

Литература.

  1. Блонский П.С. Память и мышление – М.Педагогика, 1979.
  2. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста – Саратов. Изд-во Саратов.ун-та, 1987.
  3. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой – М.Книга. 1970.
  4. Зайцев Д.В. Логика – М.Изд-во Моск.ун-та 2001.
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет – М.Новая школа. 1996.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М.Изд-во Моск.ун-та 1975.
  7. Матюгин И.Ю. Как развить хорошую память – М.Рипол Классик, 2002.
  8. Международный институт чтения. Материалы 7-ой международной конференции по психологии и педагогического чтения М.Изд-во Моск.ун-та 2003.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Педагогика – М., 1989.
  10. Символ и драма. Сб.научно-практич.статей – Харьков ЧПИ «Новое слово», 2002.
  11. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста - М.Изд-во Моск.ун-та 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)

УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ  « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения,  или учебную деятельность. П...

Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"

Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...

Классный час "Учись учиться".

Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....

Учусь учиться

Модифицированная  программа Дзятковской "Учусь учиться" 0-1 + 11 занятий по курсу...

Родительское собрание "Учимся учиться"

познакомить родителей с приёмами созданий благоприятных условий для повышения интереса учащихся к учебной дечтельности...