Формирование читательской компетенции, современные подходы при изучении литературного чтения в начальной школе.
статья на тему

Трошина Ирина Николаевна

Работа с текстом. Конференция

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.rar928.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетенции, современные подходы при изучении литературного чтения в начальной школе.

          В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика, как читателя. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетентность – это одна из ключевых компетентностей, которая составляет основу умения учиться. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу?

         Найти ответ на этот вопрос мне помогла методика формирования типа правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской, в основу которой положен трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления детьми текста (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Поэтому на моих уроках литературного чтения ведущей является технология продуктивного чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Содержание работы:

*Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

*Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

УУД:

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

-слушать и понимать речь других.

На данном этапе учу детей ставить перед собой вопросы:

1. О чём ты мне расскажешь?

2. Хочу ли я тебя прочитать?

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

Содержание работы:

*Самостоятельное чтение про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

*Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения, а не после учитель задаёт вопросы на понимание.

*Словарная работа ведётся по ходу чтения.

*Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- выразительно читать текст;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

На данном этапе учу детей ставить перед собой вопросы:

1. Я понимаю, что читаю?

2. Трудно мне читать или легко? Почему?

3. Зачем мне нужно прочитать этот текст?

4. Что узнаю из него нового?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – достижение понимания на уровне смысла

Содержание работы:

*Проблемный вопрос к тексту в целом, для понимания авторского замысла

*Рассказ учителя о писателе.

*Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.

*Выполнение творческих заданий.

УУД:

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать  своё  отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- учиться работать в паре, группе;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

На данном этапе учу детей ставить перед собой вопросы:

1. О чём же всё – таки я прочитал?

2. Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

3. Хочу ли я ещё что - нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

4. Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

5. Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

Так, читательская компетентность обучающихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Виды творческих заданий, которые можно предложить детям на этапе работы с текстом после чтения

1.Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста.

2.Серия рисунков к одному тексту. Каждый ученик получает задание проиллюстрировать только одно предложение или один абзац из произведения. После этого рисунки вывешиваются по порядку.

3.Портрет героя.

Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем в классе проходит конкурс «Кто точнее?».

4.Составление писем и телеграмм от имён героев.

5.Составление автобиографии героев произведения.

Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе на тему: Л.Н.Толстой «Котёнок»

Рассмотрим работу с текстом рассказа  до начала чтения и во время чтения:

Работа с текстом рассказа до чтения.

Цель: создание условий для постановки учебной задачи.

I.Антиципация по ключевым словам, заглавию и иллюстрации

1.Чтение заглавия рассказа и ответы на вопросы.

У. - Сегодня мы продолжаем изучать произведения Л.Н.Толстого, а о ком, вы узнаете из загадки:

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы – как щетинки, дугою спинка.

Д. Кошка.

У. Мы сегодня читаем рассказ о кошке?

Д. Да.

У. Где ещё можно узнать кто герой рассказа?

Д. Из заглавия.

У. Прочитайте заглавие рассказа.

Д. Котёнок.

У. Мы сегодня читаем рассказ о кошке?

Д. Нет. О котёнке.

У. Что означает это слово?

Д. Это детёныш кошки.

2.Рассматривание иллюстрации.

У. Как ещё можно ласково назвать котёнка?

Д. (Котик, котёночек)

У. Какой здесь котёнок?

Д. Маленький, глупый, не смелый, чёрный с белыми лапками.

У. Предположите. Чем любит заниматься котёнок?

Д. Играть.

У. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос только ли о котёнке, пойдёт речь в рассказе?

Д. Героями рассказа будут котёнок, мальчик и собаки.

3.Чтение ключевых слов.

Прочитайте, и предположите, что произошло с котёнком?

кошка пропала

котята

Катя и Вася

собаки

котёнок испугался

котёнок спасён

Работа с текстом рассказа во время чтения.

Цель: развитие способности полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное.

У. Посмотрите слайд — фильм с рисунками настоящего художника Л.Ходакова и проверьте свои первоначальные предположения.

Видеофильм

У. -Какие чувства вы испытывали во время слушания?

- Почему менялось ваше настроение?

-Какой эпизод  рассказа вы слушали с особым волнением?  

Чтение рассказа детьми.

Первый раз дети читают текст  про себя по частям. После чтения каждой части следует повторное чтение вслух с вопросами и комментариями учителя.

Словарная работа ведётся по ходу чтения.

1абзац

У.От чьёго лица идёт повествование?

Д. От лица автора.

У. У кого пропала кошка?

Д. У Васи и Кати

У. Кто это?

Д. Брат и сестра.

2 абзац

У. Где дети нашли кошку с котятами?

Д. Под крышей амбара.

Амбар – строение для хранения зерна, муки.

У. Какое настроение было у детей, когда они нашли кошку?

Д. Радостное.

3 абзац

У. Найдите описание котенка. Как будем читать?

 Д. С любовью, ласково.

4 абзац

У. Как дети относились к котёнку, которого оставили себе?

Д. Дети кормили его, играли с ним.

5 абзац

У. Почему котёнок остался один?

Д. Дети пошли собирать щавель и забыли про котёнка.

Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Подле – около

6 абзац

У.Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котёнка и двух собак около него?

Д. Они испугались.

У. Кто спас котёнка?

Д. Вася.

У. Что вы можете сказать о Васе. Какой он?

Д. Смелый, решительный.

Что было духу – очень быстро.

У. За кого вы переживали?

Д. За Васю и котёнка.

У. Что пережил Вася?

Д.Чувствовал ответственность за беззащитного котёнка.

У. Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

Д. ……….

У. Кто виноват, что котёнок попал в беду?

Д. Катя и Вася.

У.А как поступили бы вы?

Д. Не брали бы котёнка с собой в поле.

У. Мог ли такой случай произойти на самом деле?

Д. Да

У. Это быль – случай из жизни.

            Таким образом, проводимая мною работа над текстами литературных произведений по методике Н.Н. Светловской даёт результаты.

Мои ученики умеют самостоятельно выбирать книги для чтения,

- из текстов интересную и полезную информацию,

- давать оценку литературным героям и их поступкам,

- работать с разного вида источниками.

            Это является первым осознанным шагом, при формировании читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.