Рабочая программа по внеурочной деятельности 4е класс на 2018-2019 учебный год
рабочая программа (4 класс) на тему

Павлинова Татьяна Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 4 Е КЛАССЕ:

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

УМНИКИ И УМНИЦЫ

ШКОЛА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

СТУПЕНЬКИ ДОБРА

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_ya.doc496 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нахабинская гимназия № 4»

Городского округа Красногорск, Московской области

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Матвеева Е.А.

30.08. 2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

4е класс

 

на 2018-2019 учебный год

                                                                          Составитель:

                                                                               

                                                                              Павлинова Т.А.

Согласовано

Протокол заседания ШМО

№1 от 30.08.2018г.

Нахабино 2018г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нахабинская гимназия № 4»

Городского округа Красногорск, Московской области

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Матвеева Е.А.

30.08. 2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 4е класс

«Занимательная грамматика»

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                           

                                                                          Составитель:

                                                                               

                                                                              Павлинова Т.А.

Согласовано

Протокол заседания ШМО

№1 от 30.08.2018г.

Нахабино 2018г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

                      Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  относится к общеинтеллектуальной направленности  и занимает важное место в решении практических  задач, которые состоят в том.  чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Т.Соколовой  «Школа развития речи».    Рабочая программа соответствует учебному плану МБОУ «Нахабинская гимназия №4» Данная программа реализуется в 4 классе в объёме 2 часа в неделю.

 Согласно учебному плану всего на изучение учебного курса «Занимательная грамматика» в 4 классе выделяется 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели). С учетом праздничных дней на предмет отводится 65 часов.

Цели и задачи курса

 Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

•        развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

•        приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

•        пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

•        развитие мотивации к изучению русского языка;

•        развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

•        совершенствование общего языкового развития учащихся;

•        углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

•        воспитание культуры обращения с книгой;

•         формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

•        развивать  смекалку и сообразительность;

•        приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

•        развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

•        учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Планируемые результаты освоения курса

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

 

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы..

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса внеурочной деятельности

Речь. Техника выразительности речи

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

Формы и виды деятельности:

-игра (деловая, ролевая, познавательная)

-беседа

-метод проектов

-беседа

-экскурсия

-решение ситуационных задач

-викторина        

-конкурс


Календарно-тематическое планирование по курсу

 «Занимательная грамматика» в 4е  классе.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Неделя

План

Факт

1

Омонимы,омофоны, омоформы, каламбуры.

1

01.09

2

Омонимы,омофоны, омоформы, каламбуры.

1

03.09

1

3

Фразеологизмы.

1

06.09

1

4

Фразеологизмы.

1

10.09

2

5

Фразеологизмы.

1

13.09

2

6

Диалектизмы.

1

17.09

3

7

Диалектизмы.

1

20.09

3

8

Сравнение, эпитеты, олицетворение

1

24.09

4

9

Сравнение, эпитеты, олицетворение

1

27.09

4

10

Метафора.

1

01.10

5

11

Метафора.

1

04.10

5

12

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

15.10

6

13

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

18.10

6

14

Сочинение по пословице

1

22.10

7

15

Анализ сочинений по пословицам.

1

25.10

7

16

Художественный стиль. Общее понятие.

1

29.10

8

17

Художественный стиль. Общее понятие.

1

01.11

8

18

Сочинение –пейзажная зарисовка.

1

08.11

9

19

Анализ сочинений

1

12.11

10

20

Рифма.

1

15.11

10

21

Рифма

1

26.11

11

22

Диалог и монолог.

1

29.11

11

23

Диалог и монолог.

1

03.12

12

24

Драматические импровизации.

1

06.12

12

25

Драматические импровизации.

1

10.12

13

26

Композиция текста..

1

13.12

13

27

Основные элементы композиции

1

17.12

14

28

Композиция текста.. Основные элементы композиции

1

20.12

14

29

Композиция.

1

24.12

15

30

Работа с деформированным текстом

1

27.12

15

31

Композиция. Работа с деформированным текстом

1

10.01

16

32

Творческая работа.

1

14.01

17

33

Сочинение–миниатюра в художественном стиле.

1

17.01

17

34

Анализ сочинений

1

21.01

18

35

Творческая работа.

1

24.01

18

36

Публицистический  стиль

1

28.01

19

37

Публицистический  стиль

1

31.01

19

38

Публицистический  стиль

1

04.02

20

39

Газетно-публицистический стиль.

1

07.02

20

40

Газетно-публицистический стиль.

1

11.02

21

41

Газетно-публицистический стиль.

1

14.02

21

42

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

25.02

22

43

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

28.02

22

44

Официально –деловой стиль

1

04.03

23

45

Официально –деловой стиль

1

07.03

23

46

Тезисы

1

11.03

24

47

 Конспект.

1

14.03

24

48

Тезисы. Конспект.

1

18.03

25

49

Аннотация.

1

21.03

25

50

Аннотация.

1

25.03

26

51

Я пишу письмо.

1

28.03

26

52

Я пишу письмо.

1

01.04

27

53

Личный дневник.

1

04.04

27

54

Личный дневник.

1

15.04

28

55

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

18.04

28

56

Сочини сценарий для мультфильма.

1

22.04

29

57

Сочини сценарий для мультфильма.

1

25.04

29

58

Сочини сценарий для мультфильма.

1

29.04

30

59

Конкурс на лучшее название конфет.

1

06.05

31

60

Конкурс на лучшее название конфет.

1

13.05

32

61

Крылатые выражения.

1

16.05

32

62

Крылатые выражения.

1

20.05

33

63

Игры со словами

1

23.05

33

64

Игры со словами

1

27.05

34

65

Поэтическая страничка. Рифма. Простейшие двустишия.

1

30.05

34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нахабинская гимназия № 4»

Городского округа Красногорск, Московской области

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Матвеева Е.А.

30.08. 2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 4е класс

«Умники и умницы»

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                           

                                                                          Составитель:

                                                                               

                                                                              Павлинова Т.А.

Согласовано

Протокол заседания ШМО

№1 от 30.08.2018г.

Нахабино 2018г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с  учебным планом  МБОУ «Нахабинская гимназия № 4».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

  Программа третьего класса  будет реализована в рамках внеурочной  деятельности в соответствии с  учебным планом  МБОУ «Нахабинская гимназия № 4».

           Согласно учебному плану всего на изучение учебного курса «Умники и умницы» в 4 классе выделяется 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели). С учетом праздничных дней на предмет отводится 64 часа.

Цели и задачи курса

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Планируемые результаты освоения курса

 

Личностными результатами изучения курса   в 4-м классе является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса   во 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану,  использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

      Курс «Развитие познавательных способностей» позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

   Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

    Основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

   Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Содержание курса внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными задачами выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

10

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

10

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Всего:

64


Календарно-тематическое планирование по курсу

«Умники и умницы» в 4е классе

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Неделя

План

Факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

04.09

 

1

2

Развитие концентрации внимания

1

07.09

 

1

3

Совершенствование мыслительных операций

1

11.09

 

2

4

Тренировка внимания

1

14.09

 

2

5

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

18.09

 

3

6

Тренировка слуховой памяти

1

21.09

 

3

7

Совершенствование мыслительных операций

1

25.09

 

4

8

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28.09

 

4

9

Тренировка зрительной памяти

1

02.10

 

5

10

Развитие логического мышления

1

05.10

5

11

Обучение поиску закономерностей

1

16.10

6

12

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.10

6

13

Совершенствование воображения

1

23.10

7

14

Развитие наглядно-образного мышления

1

26.10

7

15

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

30.10

8

16

Развитие быстроты реакции

1

02.11

8

17

Совершенствование мыслительных операций.

1

06.11

9

18

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

09.11

9

19

Развитие концентрации внимания

1

13.11

10

20

Совершенствование мыслительных операций

1

16.11

10

21

Тренировка внимания

1

27.11

11

22

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30.11

11

23

Тренировка слуховой памяти

1

04.12

12

24

Тренировка зрительной памяти

1

07.12

12

25

Развитие логического мышления

1

11.12

13

26

Обучение поиску закономерностей

1

14.12

13

27

Совершенствование воображения

1

18.12

14

28

Развитие наглядно-образного мышления

1

21.12

14

29

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

25.12

15

30

Развитие быстроты реакции, умения решать нестандартные задачи

1

28.12

15

31

Развитие концентрации внимания

1

10.01

16

32

Совершенствование мыслительных операций

1

15.01

17

33

Тренировка внимания

1

18.01

17

34

Тренировка слуховой памяти

1

22.01

18

35

Тренировка зрительной памяти

1

25.01

18

36

Развитие логического мышления

1

29.01

19

37

Обучение поиску закономерностей

1

01.02

19

38

Совершенствование воображения

1

05.02

20

39

Развитие наглядно-образного мышления

1

08.02

20

40

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

12.02

21

41

Развитие быстроты реакции

1

15.02

21

42

Тренировка концентрации внимания

1

26.02

22

43

Тренировка внимания

1

01.03

22

44

Тренировка слуховой памяти

1

05.03

23

45

Тренировка зрительной памяти

1

12.03

24

46

Совершенствование мыслительных операций

1

15.03

24

47

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.03

25

48

Развитие логического мышления

1

22.03

25

49

Обучение поиску закономерностей

1

26.03

26

50

Совершенствование воображения

1

29.03

26

51

Развитие наглядно-образного мышления

1

02.04

27

52

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

05.04

27

53

Развитие быстроты реакции, мышления

1

16.04

28

54

Тренировка концентрации внимания

1

19.04

28

55

Совершенствование мыслительных операций

1

23.04

29

56

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26.04

29

57

Тренировка внимания

1

30.04

30

58

Тренировка слуховой памяти

1

07.05

31

59

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14.05

32

60

Тренировка зрительной памяти

1

17.05

32

61

Совершенствование мыслительных операций

1

21.05

33

62

Развитие логического мышления

1

24.05

33

63

Обучение поиску закономерностей

1

28.05

34

64

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

31.05

34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нахабинская гимназия № 4»

Городского округа Красногорск, Московской области

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Матвеева Е.А.

30.08. 2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

4е класс

«Ступеньки добра»

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                           

                                                                          Составитель:

                                                                               

.

                                                                              Павлинова Т.А.

Согласовано

Протокол заседания ШМО

№1 от 30.08.2018г.

Нахабино 2018г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Ступеньки добра»

 Курс  внеурочной деятельности «Ступеньки добра» относится к духовно-нравственному направлению

Рабочая программа к курсу «Ступеньки добра» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , положения  о разработке и утверждении Рабочих программ курсов внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Нахабинская гимназия № 4»; учебным планом МБОУ «Нахабинская гимназия № 4». Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Ступеньки добра » составлена на основе  Сборника  программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. , книги Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного курса «Ступеньки добра» в 4 классе выделяется 34 ч. (1ч. в неделю, 34 учебные недели). С учетом праздничных дней на предмет отводится 33 часа.

Цели и задачи курса

Цель курса: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи курса:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное         доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Планируемые результаты освоения курса

 

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

              Личностные результаты:

  1. получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
  2. Для его  достижения необходимо:
  3. сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
  4. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
  5. на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  6. на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

 

Метапредметные результаты:

  1. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
  3. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  4. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  5. Использование знаково-символических средств представления информации.
  6. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Содержание курса

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

  1. Этика общения
  2. Этикет
  3. Этические нормы отношений с окружающими
  4. Этика отношений в коллективе

Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в театр;
  • конкурсы;
  • внеклассные мероприятия

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.

  

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Ступеньки добра» в 4е  классе.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Неделя

План

Факт

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

1

05.09

1

2

Забота о младших

1

12.09

2

3

«Познай самого себя»

1

19.09

3

4

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

1

26.09

4

5

Как я работаю над собой

1

03.10

5

6

О терпении

1

17.10

6

7

Конец каждого дела обдумай перед началом

1

24.10

7

8

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

1

31.10

8

9

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1

07.11

9

10

Культура общения в современной семье

1

14.11

10

11

Правила приличия в житейских ситуациях

1

28.11

11

12

Культура спора

1

05.12

12

13

Правила этикета: знакомство

1

12.12

13

14

Язык, мимика и жесты

1

19.12

14

15

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

26.12

15

16

Игра «Город вежливости»

1

09.01

16

17

Культура физического и умственного труда

1

16.01

17

18

Положительные герои в былинах и сказках

1

23.01

18

19

Книга — источник знаний

1

30.01

19

20

Золотые руки

1

06.02

20

21

Золотые руки

1

13.02

21

22

Кем быть?

1

27.02

22

23

Твоя малая родина

1

06.03

23

24

Что такое культура внешнего вида?

1

13.03

24

25

Одежда и осанка

1

20.03

25

26

Вежливость и внешний вид

1

27.03

26

27

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

03.04

27

28

Осваиваем правило «так нельзя»

1

17.04

28

29

Услышать собеседника

1

24.04

29

30

Совесть — основа нравственности

1

08.05

31

31

Что такое хорошо и что такое плохо

1

15.05

32

32

В мире мудрых мыслей

1

22.05

33

33

Россияне о любви к Родине

1

29.05

34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нахабинская гимназия № 4»

Городского округа Красногорск, Московской области

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Матвеева Е.А.

30.08. 2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

4е класс

«Школа юного пешехода»

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                           

                                                                          Составитель:

                                                                               

.

                                                                              Павлинова Т.А.

Согласовано

Протокол заседания ШМО

№1 от 30.08.2018г.

Нахабино 2018г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Школа юного пешехода»

 Курс внеурочной деятельности «Школа юного пешехода» относится к социальной направленности.

Рабочая программа к курсу  «Школа юного пешехода» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения, соответствует базисному учебному плану МБОУ «Нахабинская гимназия4». Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного курса «Школа юного пешехода» в 4 классе выделяется 34 ч. (1ч. в неделю, 34 учебные недели). С учетом праздничных дней на предмет отводится 31 час.

Цели и задачи курса

Цель курса: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

Задачи курса:

  • Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
  • Формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
  • Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
  • Развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
  • развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
  • формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.

Познавательные УУД:

  • знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
  • знать основные дорожные знаки;
  • наблюдать, делать выводы;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное;

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
  • выполнять требования и условия ролевых игр;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
  • осуществлять взаимопомощь.

  Учащиеся 4-го класса должны знать:

  • сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила движения на велосипеде;
  • правила движения по дороге.

Учащиеся 4-го класса должны уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Виды транспорта

1

2

Какие бывают дороги

1

3

Дорожное движение

1

4

Перекрѐсток и автомагистраль

1

5

Населѐнный пункт

1

6

Движение на загородной дороге

1

7

Внимание! Железнодорожный переезд

1

8

Движение в трудных условиях

1

9

Жилая зона

1

10

Мы ориентируемся на местности

1

11

Труд водителя

1

12

Что такое тормозной путь

1

13

Световые сигналы автомобиля

1

14

Случай на дороге

1

15

В метро

1

16-17

Дорога –зона повышенной  опасности  

2

18

Чрезвычайные ситуации на транспорте

1

19

Государственные службы безопасности и спасения

1

20

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

1

21

Остановочный путь и скорость движения

1

22-23

Пешеходные переходы

2

24-25

Нерегулируемые перекрестки

2

26

Регулируемые перекрестки

1

27

Светофор. Регулировщик и его сигналы

1

28-29

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

2

30

Поездка за город

1

31

Где можно и где нельзя играть

1

Формы и виды деятельности

  • беседа-диалог;
  • игры;
  •  экскурсии;
  • практические занятия;
  • встречи с инспекторами ГИБДД;
  • конкурсы;
  • сюжетно – ролевые  игры;
  • разыгрывание ситуаций;
  • просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.


Календарно-тематическое планирование по курсу

«Школа юного пешехода» в 4е   классе.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Неделя

План

Факт

1

Виды транспорта

1

07.09

1

2

Какие бывают дороги

1

14.09

2

3

Дорожное движение

1

21.09

3

4

Перекрѐсток и автомагистраль

1

28.09

4

5

Населѐнный пункт

1

05.10

5

6

Движение на загородной дороге

1

19.10

6

7

Внимание! Железнодорожный переезд

1

26.10

7

8

Движение в трудных условиях

1

02.11

8

9

Жилая зона

1

09.11

9

10

Мы ориентируемся на местности

1

16.11

10

11

Труд водителя

1

30.11

11

12

Что такое тормозной путь

1

07.12

12

13

Световые сигналы автомобиля

1

14.12

13

14

Случай на дороге

1

21.12

14

15

В метро

1

28.12

15

16

Дорога –зона повышенной  опасности  

1

11.01

16

17

Дорога –зона повышенной  опасности  

1

18.01

17

18

Чрезвычайные ситуации на транспорте

1

25.01

18

19

Государственные службы безопасности и спасения

1

01.02

19

20

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

1

08.02

20

21

Остановочный путь и скорость движения

1

15.02

21

22

Пешеходные переходы

1

01.03

23

23

Пешеходные переходы

1

15.03

24

24

Нерегулируемые перекрестки

1

22.03

25

25

Нерегулируемые перекрестки

1

29.03

26

26

Регулируемые перекрестки

1

05.04

27

27

Светофор. Регулировщик и его сигналы

1

19.04

28

28

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

1

26.04

29

29

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

1

17.05

32

30

Поездка за город

1

24.05

33

31

Где можно и где нельзя играть

1

31.05

34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нахабинская гимназия № 4»

Городского округа Красногорск, Московской области

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Матвеева Е.А.

30.08. 2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

4е класс

«Моделирование»

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                           

                                                                          Составитель:

                                                                              Павлинова Т.А.

Согласовано

Протокол заседания ШМО

№1 от 30.08.2018г.

Нахабино 2018г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Моделирование»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» МБОУ «Нахабинская гимназия №4».

Программа адресована учащимся 4  классов  и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

С учётом каникулярных и праздничных дней на предмет отводится 33ч.

Курс способствует математическому развитию младших школьников, а именно развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Цель курса: курс дает основу для формирования элементов технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений младших школьников.

Задачи курса:

1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений  младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;

2) формирование   у   детей   графической   грамотности   и   совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

3) овладение обучающимися различными способами моделирования, развитие элементов логического    и    конструкторского    мышления,    обеспечение    более    разнообразной практической деятельности младших школьников;

4) привитие интереса к изучению геометрии, воспитание стремления применять полученные знания в жизни.

Планируемые результаты изучения курса.

  • К концу 4 класса ученики научатся:

- конструировать модели плоских геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба);

- конструировать объект по  технологическому чертежу, по технологической карте, по техническому чертежу;

- рационально размечать материал;

- работать с чертёжными и трудовыми инструментами;

- вычислять площадь фигур;

- соотносить детали чертежа и детали модели объекта;

  • К концу 4 класса ученики получат возможность научатся:
  • целенаправленное   развитие   познавательных   процессов:   внимания,   зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.
  • изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
  • выполнение практических заданий для полного выявления свойств данной фигуры и обобщения полученных сведений;
  • фиксация полученных сведений (вербальным, графическим или практическим способом);
  • использование модели как части более сложной фигуры, объекта, чертежа;
  • изготовление по технологической карте, рисунку, чертежу различных объектов, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.

Личностные УУД

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Моделирование » в 4 е классе

Тема

Кол-во

Дата

план

Дата

 факт

Неделя

1

Прямоугольный параллелепипед.

 1

 04.09

1

2

Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.

1

 11.09

2

3

Развёртка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели параллелепипеда.

1

18.09

3

4

Закрепление пройденного. Вычерчивание параллелепипеда.

1

25.09

4

5

Закрепление пройденного.

1

02.10

5

6

Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба.

1

16.10

6

7

Закрепление пройденного. Изготовление модели куба.

1

23.10

7

8

Закрепление пройденного.

1

30.10

8

9

Практическая работа 1. Изготовление модели куба сплетением из трёх полосок.

1

06.11

9

10

Закрепление пройденного. Куб.

1

13.11

10

11

Практическая работа 2. Изготовление модели платяного шкафа.

1

27.11

11

12

Площадь прямоугольника (квадрата). Единицы площади.

1

04.12

12

13

Расширение представлений о способах вычисления площади.

1

11.12

13

14

Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях.

1

18.12

14

15

Закрепление пройденного. Выполнение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях.

1

25.12

15

16

Чтение чертежа параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка.

1

15.01

17

Чертёж куба в трёх проекциях.

1

22.01

17

18

Закрепление пройденного.

1

29.01

18

19

Практическая работа 3. Изготовление модели гаража.

1

05.02

19

20

Закрепление пройденного.

1

12.02

20

21

Осевая симметрия.

1

26.02

21

22

Закрепление пройденного. Осевая симметрия.

1

05.03

22

23

Закрепление пройденного. Вычерчивание фигур , в которых несколько осей  симметрии.

1

12.03

23

24

Закрепление пройденного. Развёртка и чертёж параллелепипеда.

1

19.03

24

25

Закрепление изученного. Ось симметрии.

1

26.03

25

26

Закрепление изученного. Площадь прямоугольника.

1

02.04

26

27

Закрепление изученного. Площадь фигур.

1

16.04

27

28

Представления о цилиндре.

1

23.04

28

29

Практическая работа 4. Изготовление карандашницы.

1

30.04

29

30

Знакомство с шаром и сферой.

1

07.05

31

31

Закрепление изученного. Прямоугольный параллелепипед.

1

14.05

32

32

Закрепление изученного.

1

21.05

33

33

Практическая работа 5. Изготовление модели асфальтового катка. Обобщение изученного.

1

28.05

34