Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.
статья на тему

Паршакова Марина Александровна

Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.

        В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

       У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

      Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

   Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Для детей  с особыми возможностями здоровья искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.

Первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация

детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как "проба" ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:

-для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего  выражения, осознание причин того или иного настроя);

-для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);

-для самовыражения и самореализации.

     Идея включения основ театрального искусства в коррекционно-развивающий процесс специального образовательного учреждения для детей  с особыми образовательными   потребностями позволила не только и не столько реализовывать в рамках специального образования вопросы художественного воспитания, формирования основы художественной культуры, сколько активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция) средствами искусства, гармонично развивать ребенка с проблемами, расширить возможности его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро– и макро – среде.

В своей практике   педагогу необходимо  использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками           формирующие у детей из классов КРО коммуникативные  способности:

 -умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

 -позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

 -умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

 -умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

 - регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

 - коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность детей  с особыми возможностями здоровья недостаточностью включает в себя следующие разделы:

 - кукольный театр;

 -участие в общешкольных мероприятиях

   Принцип коррекционной работы с детьми  классов КРО, основанный на театрализованной и концертной деятельности, построен на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

 Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

 - искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

 - под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.

 Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

 - снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

 - раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 - развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

 - преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 - включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Театрализованная деятельность способствует развитию:

 - психофизических способностей

 - психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

 - речи (монолог, диалог);

 - творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

 Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

 - разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

 - владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

 - амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

 - изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная и концертная деятельность  учит детей с особыми возможностями здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

На занятиях кружка «В мире кукол»  дети классов КРО с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

 Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа проводилась  над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы  сочиняли маленькие истории,  придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения  этого большого раздела программы.

При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделялось речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы  сочиняли маленькие истории,  придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения  этого большого раздела программы.

      Занимаясь с детьми, я старалась  вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам  расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

         На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили  в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя   роль,   ребенок   может   не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.        

    Артистические     способности     детей     развивались     от     выступления     к  выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз  уточняла     их     ролевое     поведение,     создавала     условия     для     театрально-игровой  деятельности и старалась грамотно организовать  работу как с   детьми, так и   со взрослыми.

Таким образом, сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к прекрасному, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

•        знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются

•        развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

•        активизируется собственная речь

•        активнее  и успешнее формируются навыки невербального общения

•        обогащается словарный запас

•        совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений

•        развивается эмоционально-волевая сфера

•        корректируется поведение

•        формируется самостоятельность и активность

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности"

Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности.  Чуткость , восприимчивость к красотев детские годы несравненно глубже, чемв поздние периоды развития личности. Потребность в крас...

"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи  младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...

консультация для родителей на тему: "Развитие детей в театрализованной деятельности"

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность ...

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

«Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»

laquo;Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»...