Программа практического курса "Развитие речи" для будущих первоклассников
рабочая программа на тему

Румянцева Ирина Викторовна

В программе имеется пояснительная записка по практическому курсу, календарно-тематическое планирование занятий (24 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shbp_programma_po_razvitiyu_rechi_rumyantseva_i.v.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по практическому курсу

«Развитие речи».

Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».

Общая цель программы - подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания  непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад - школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы.

Хорошая речь не менее, если не более всего остального нужна ребёнку. Без неё нельзя полноценно овладеть ни математикой, ни чтением, ни любым другим школьным предметом. Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания.
Основную задачу мы видим в том, чтобы заинтересовать ребёнка главным средством человеческого общения - словом. Отсюда - занимательный характер всех предлагаемых занятий, а именно: детям предлагается совершить путешествие во дворец к волшебнице Речи. Во время увлекательного путешествия вместе с новыми друзьями: чистоговорками, скороговорками, загадками, стихами, за кличками, колядками, былинами и баснями у ребёнка стимулируется потребность выражать свои мысли и чувства в слове. Это последнее особенно важно, так как любые человеческие способности, в том числе и речевые, совершенствуются только в практической деятельности. Ни для кого ни секрет, что за последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому при проведении занятий будем опираться на «Логопедический букварь» Косиновой Е.М., с помощью которого можно не только научить ребенка хорошо читать, но и предупредить на раннем этапе трудности, которые могут возникнуть у него во время школьного обучения. Во время работы дети смогут поиграть, узнать много нового и интересного об окружающем мире, овладеют коммуникативными учебными действиями, обогатят свой словарный запас. Специальные упражнения будут способствовать развитию памяти и внимания, формированию языкового чутья, познавательных учебных действий и творческой активности. На занятиях по развитию речи будем использовать элементы методики Николая Зайцева. Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя…

Актуализация.

 Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:

1.Линия формирования произвольного поведения;

2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;

4.Линия мотивационной готовности.

     

Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения:

1. Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.

2. Развитие  наглядно - образного и формирование словесно - логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.

3. Формирование приёмов умственных действий -  анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.

4. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

5. Развитие умения работать в коллективе.

6. Развитие умений говорения и слушания, чтения.

7. Развитие интереса и внимания к слову, речи.

8. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

9. Развитие владения звуком, слогом,  словом, словосочетанием, предложением.

     10.Расширение представлений об окружающем мире.

     

  Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и  по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет.

Содержание работы:

  1. Развитие связной речи:
  •  обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
  •  обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
  •   обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет -

         ной картинке, по серии картинок;

  •  «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых                обозначений.

  1. Лексическая работа:
  • обогащение словарного запаса детей;
  • обучение употреблению новых слов в собственной речи

                     (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие звуковой культуры речи:
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
  • звука, его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

  1. Развитие фонематического слуха:
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
  • положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,

                  мягких, звонких, глухих согласных.

  1. Обучение звуко - слоговому анализу:
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • соотнесение букв и звуков.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
  2. В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.

К концу  обучения  по   программе «Развитие речи»  у детей формируются следующие учебные действия:

1.        Звуки:

  • Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
  • Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
  • Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове.
  • Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.
  • Уметь читать и составлять слоги.

 2.        Слоги:

  • Знать понятие «слог».
  • Уметь проводить слоговой анализ слов.
  • Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.
  • Уметь выделять в словах первый и последний слог.
  • Уметь подбирать слова на заданный слог.
  • Уметь составлять прямые и обратные слоги.
  • Уметь печатать слоги.

 3.        Слова:

  • Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.
  • Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.
  • Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.
  • Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам.
  • Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
  • Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
  • Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.

4.        Буквы:

  • Знать буквы.
  • Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква».
  • Знать согласные и гласные буквы.
  • Уметь соотносить букву и звук.

5.        Связная устная речь.

  • Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.
  • Уметь составлять предложения.
  • Уметь пересказывать текст.
  • Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.

Календарно-тематическое планирование занятий

«Развитие речи».

(24 часа)

  №

 Дата

                 Тема занятия

  НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

К-во часов

      развивающий аспект

  1.

Звук [а], буква А,а.

 Звук [у], буква У,у.

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

1

  2.

Звук [и], буква И,и.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

1

  3.

Звук [о], буква О,о.

Звук [ы], буква ы.

Учимся слышать звуки и произносить их.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

1

  4.

Звук [м], [м`], буква М, м.

 Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии.

1

  5.

Звук [н], [н`], буква Н,н.

Предложение.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

1

  6.

Звук [х], [х`], буква Х,х.

Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи  (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения).

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

 

  7.

Звук [к], [к`], буква К,к.

Предмет и слово.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

  8.

Звук [т], [т`], буква Т,т.

Слово, слог, ударение.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

1

  9.

Звук [п], [п`], буква П,п.

Деление слов на слоги. Развитие речи (работа с сюжетными картинками).

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

1

 10.

Звук [в], [в`], буква В,в.

 Буква Ю,ю.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии.

1

11.

Звук [г], [г`], буква Г,г.

Как хорошо уметь читать!

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии.

1

 12.

Звук [б], [б`], буква Б,б.

 

Совместное занятие детей и родителей.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

13.

Звук [д], [д`], буква Д,д.

Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения).

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

14.

Звук [э]. Буква Е,е.

Буква Э,э.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

15.

Звук [ф], [ф`], буква Ф,ф.

Развитие речи (работа с сюжетными картинками).

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

16.

Звук [с], [с`], буква С,с.

Звук [ц], буква Ц,ц.

Упражнения в определении звуков и букв.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

17.

Звук [й`], буква Й,й.

Игра «Запоминалки»

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

18.

Звук [з], [з`], буква З,з.

Чистоговорки.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

19.

Звук [л], [л`], буква Л,л.

Развитие речи (работа с сюжетными картинками).

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

20.

Звук [ш], [щ`], буквы Ш,ш. Буквы Щ,щ.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

21.

Звук [р], [р`], буква Р,р.

Звук [ч`], буква Ч,ч.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

22.

Звук [ж], буква Ж,ж.

Предложение. Текст.

Совместное занятие с детьми и родителями.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

23.

Звук [о], [й`о], буква Ё,ё.

Звук [а], [й`а], буква Я,я.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1

24.

Буквы ь и ъ.

Заключительное занятие.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

программа по математике для будущих первоклассников

Данная программа по математике предназначена учителям начальных классов для проведения занятий по подготовке к школе...

Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)

Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...

Практические советы родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители, чтобы занятия с ребенком по подготовке к обучению в школе не превратились в пытку и для вас, и для него, воспользуйтесь советами практикующих педагогов....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....